Кенан Гулузаде. О наболевшем: купи нерадивому сыну мотоцикл
У нас этот «ГАИ» совсем никто не уважает. Может, кто-то и уважает, но как-то скромно и непублично.
Нет, все понимают, что если «гаишников» не будет на дорогах, то «эти будут ездить по головам». «Эти» - все остальные водители, кроме самого «автора» мудрости. И все считают, что «гаишник» очень редко тормознет авто, если водитель не нарушает.
Но с другой стороны: все пытаются «договориться по-людски», устраивая восточный базар со скидками, звонками «другу-дяде-папе-двоюродному брату приятеля соседа автомойщика, который чистит колеса того самого гаишника».
Учителя, врачи и «гаишники» - люди массового общения. С ними гражданин сталкивается чаще, чем, к примеру, с министрами образования, здравоохранения и внутренних дел. Потому, имидж того или иного ведомства формируется по большей части за счет преподов, целителей и сержантов. И не всегда этот имидж бывает положительным.
На днях в Баку произошел вопиющий случай. Молодой парень сбил насмерть «гаишника». Тот хотел тормознуть мчащийся на большой скорости автомобиль.
Случай, вопиющий, но показательный. Он иллюстрирует наличие двух проблем: автохулиганство и вседозволенность, вседоговариваемость, всетапшованность.
Юноша за рулем «ВАЗ-2107» - не единственный, кто ездит по дорогам как угорелый, не единственный, кто убегает от преследующих «гаишников», не единственный, кто скрывается с места происшествия.
А все дело в том, что он и ему подобные считают «автошлуг» неким героизмом, крутизной и привлекающим всеобщее внимание и восторг. А еще они уверены: если даже разобьют автомобиль, им купят другой; выпишут штраф – оплатят; начислят штрафные балы – сотрут; задержат – выкупят; побьют – залечат.
В указанном случае не повезло обоим. Летальный исход не допускает применение схемы «и волки сыты, и овцы целы». Но зачастую все обходится легким выбросом адреналина.
В стране законодательно оформлены суровые санкции против автохулиганов. Но на практике закон хромает. В дело вступает человеческий фактор, в результате число «автошей» становится все больше.
Административные и уголовные «внушения» не действуют. Просветительская работа не дает нужного эффекта. Разве только сказать, что автохулиганство – «харам» или «а вы знаете, что делают с автохулиганами в тюрьмах…»
Еще один метод – узаконить «автошлуг», что предполагает выделение им специального места у черта на куличках, где бы они в закрытом и ограниченном пространстве катались бы в свое удовольствие, никому не мешая и никому не нанося вред, кроме самих себя.
Подвижки в этом вопросе имеются. Так, на днях в стране зарегистрирован Azerbaijan Drag Racing Club.
Дрэг-рейсинг – соревнование, являющееся спринтерским заездом на дистанцию в 402 м, проводящееся на прямой трассе. И гонки могут проводиться на любом транспорте.
Однако, пока точной информации о том, где, когда и за сколько – нет.
Скорее всего, с автохулиганством надо бороться комплексно.
Во-первых, необходимо еще более ужесточить административные и уголовные санкции.
Во-вторых, надо волевым решением обязать сотрудников правоохранительных органов не «договариваться» с «автошами».
В-третьих, просветить, а то чуть ли не мечта каждого юноши «купить «07», ездить с «дып-цысом», нарушать правила и убегать от «гаишников». Другие ценности надо привить.
В-четвертых, выделить им место, чтобы ни кому не мешали.
В-пятых, сделать их объектом всеобщего порицания. Может кому-то и станет стыдно…
Кенан Гулузаде
Редактор New Baku Post