Точка зрения: Президентские выборы в стране пирамид завершились «по-братски»
Ближний Восток и Северная Африка с декабря 2010 года попали под влияние новой политической волны.
Эти политические процессы, которые характеризуются как «арабская весна», «арабские революции» или «арабские восстания», привели к смене политической элиты в Египте, Тунисе и Ливии. Волна революций и похожих процессов охватила Сирию, Алжир, Йемен, Оман, Марокко, Иорданию, Бахрейн, и в определенном смысле Иран.
Египет, в этом смысле, имеет большое значение в регионе в качестве ведущей страны арабского мира, в силу численности населения и местоположения. В связи с этим, ход событий в Египте имеет огромное влияние на развитие дальнейших процессов, происходящих в регионе.
После того, как в Египте начались демонстрации, Хосни Мубарак попросил вице-президента Омара Сулеймана начать работу над конституционной реформой, в сотрудничестве с различными политическими силами, поручил новому правительству страны восстановить спокойствие и стабильность, а также бороться с коррупцией и безработицей. Несмотря на политическую волю, он не смог взять под контроль процесс «брожения масс» и успокоить митингующих.
В конечном итоге, 12 февраля 2011 года Хосни Мубарак, политик, возглавлявший страну пирамид на протяжении почти 30 лет, покинул пост президента Египта. После этого власть в стране находилась в руках Верховного совета вооруженных сил. 24 июня 2012 года Мухаммед Мурси, кандидат "Братьев-мусульман", был демократически избран президентом страны и 30 июня принес присягу.
После ухода Мубарака и передачи власти военным, запрещенная во время Мубарака политическая сила - "Братья-мусульмане" - стала играть более заметную роль в политической жизни страны и даже участвовала в парламентских выборах, на которых победила, получив большинство мест в парламенте.
Если победа Партии свободы и справедливости "Братьев-мусульман" не стала большой сенсацией для Египта, то успешное прохождение в парламент салафитов из партии "Ан-Нур" было неожиданным.
В общей сложности, партии исламского толка заняли две трети депутатских кресел. Однако выборы в Совет - Шура стали очередным этапом на пути передачи власти в Египте от военных в руки гражданских институтов. Таким образом, "Братья-мусульмане" решили выдвинуть своего кандидата на пост президента страны.
В числе кандидатов в президенты был и Амр Муса, долгое время возглавлявший египетский МИД и завершивший дипломатическую карьеру в ранге генсека Лиги арабских государств, Абдель Монейм Абу аль-Футух, умеренный исламист, изгнанный из рядов "Братьев мусульман" за самовыдвижение, и официальный представитель "Братьев", председатель исламистской Партии свободы и справедливости Мухаммед Мурси.
Центризбирком Египта вначале запретил бывшему главе правительства Ахмеду Шафику баллотироваться на пост президента. Только потом Комиссия по выборам президента Египта приняла решение восстановить Шафика в качестве кандидата на президентских выборах.
17 июня прошел второй тур президентских выборов, где уже соревновались Мурси и Шафик, показавшие самые высокие результаты в первом туре.
20 июня Высшая избирательная комиссия Египта приняла решение отложить объявление официальных итогов выборов на 24-е число, отмечая, что такое решение было обусловлено необходимостью изучить все поданные кандидатами жалобы.
Нестабильность, которая складывалась в Египте в результате предположительно спланированной провокации, теоретически дала военным возможность оттянуть передачу власти президенту. В стране уже было введено чрезвычайное положение.
Приход к власти новой "военной хунты" для наведения порядка в стране, с последующей узурпацией власти - довольно распространенный механизм, опробованный во многих странах.
В некоторых случаях военные действительно выполняют стабилизирующую функцию, и без лишних проволочек передают власть новоизбранному гражданскому правительству, как это не раз бывало в новейшей истории Турции. Но есть и пример Мьянмы, где военная хунта, придя к власти в 1988 году, удерживала ее более 20 лет.
Хотя официальные результаты голосования пока не были объявлены, в предвыборном штабе "Братьев-мусульман" заявили, что верх одержал их кандидат. А сам Мурси пообещал, что в случае, если результаты второго тура будут сфальсифицированы, то страну вновь захлестнет революция.
В то же время официальный представитель Шафика Ахмед Сархан заявил, что не признает результатов голосования, объявленных противной стороной, назвав данные "Братьев-мусульман" "абсурдными".
В тот же день Высший совет вооруженных сил Египта вслед за роспуском нижней палаты Парламента взял на себя функции законодательной власти. Такое положение прописано в опубликованной в воскресенье армией обновленной Конституционной декларации, временной Конституции Египта.
Таким образом, даже после передачи властных полномочий избранному президенту страны, Высший совет сохранит за собой законодательную инициативу до тех пор, пока не пройдут парламентские выборы и не будет сформирован новый состав Народного собрания.
Во время выборов в Египте была распространена такая фраза: «Мне неприятно голосовать за Мурси, но я не могу себя заставить голосовать за Шафика, потому что такой шаг означал бы признание: нашу революцию, которой мы так гордились, мы делали зря”.
Многие полагали, что после Мубарака и под влиянием "Братьев-мусульман" страна превратится во второй Иран. В свое время в интервью американскому телеканалу АВС Мубарак заявил: "Власть мне надоела, я готов уйти, но боюсь, что после меня бразды правления перейдут к "Братьям-мусульманам", и страну охватит хаос". Эти слова Хосни Мубарака были в основном адресованы США.
Вашингтон ежегодно выделял Каиру 1,3 млрд. долларов в качестве военной помощи и планирует передать республике еще 250 млн. долларов в качестве экономической помощи в 2012 году. До выборов президент США Барак Обама в интервью телеканалу Fox News также выразил надежду, что "Братья-мусульмане" не являются политическим большинством в стране.
Он, однако, признал, что данная группа "хорошо организована" и некоторые аспекты ее идеологии являются "антиамериканскими".
В США не могут не считаться с той опасностью, которая надвигается с уходом военных с политической сцены Египта на фоне роста популярности "Братьев-мусульман" и еще более радикальных салафитов: пересмотр Кэмп-Дэвидских соглашений, прекращение поставок газа в Израиль (40% всего импорта газа)…
Вновь вытеснить с политической сцены поддерживаемых населением исламистов военные вряд ли смогут. Значит, Вашингтону останется или использовать военных как эффективный инструмент для "отрезвления" партий исламистского толка, по крайней мере, в том, что касается их политики по отношению к Израилю, или создать тесные отношения с "Братьями".
Предсказать итоги голосования аналитики не брались, так как слишком противоречивыми были настроения египтян и проценты, которые набрали кандидаты, доказали это. Но эксперты не исключали, что к власти в Арабской Республике могут прийти исламисты, то есть Мухаммед Мурси.
Теперь ожидается, что "Братья-мусульмане" положат начало арабо-турецкому соперничеству за регион. Но вначале им надо будет разъяснить свои отношения с Военным советом, чтобы не находиться под контролем военных и не быть чем-то вроде марионеточного правительства в их руках.
Хотя все-таки не верится, что военные предоставят "Братьям" парламент и конституцию, наряду с постом президента. В принципе, не исключена возможность примирения исламистов и военных, заключения между ними какого-то соглашения о разделе власти.
Ясно одно - Египет сможет выйти из пост-мубаракского кризиса успешно и быстро, если “военные” и "Братья" начнут тесно сотрудничать.
Махир Гумбатов
Эксперт Центра Стратегических Исследований при Президенте Азербайджанской Республики