Двукратный олимпийский чемпион Ильгар Мамедов: «Уж пора бы кому-нибудь «догнать и перегнать» меня»
Интервью c двукратным олимпийским чемпионом, старшим тренером мужской и женской сборных России, рапиристом Ильгаром Мамедовым.
До открытия Олимпийских игр в Лондоне остаются считанные дни, и с 27 июля внимание большинства населения мира будет приковано к британской столице. Традиционно будут волнения, радость, овации, эмоции.
Конечно же, не исключены и разочарования. Гость «Бакинского рабочего» — двукратный олимпийский чемпион, старший тренер мужской и женской сборных России, легендарный рапирист Ильгар Мамедов.
— Спортивные источники разделились ровно пополам: одна половина называет вас первым олимпийским чемпионом в истории Азербайджана, вторая — Назима Гусейнова.
— Да уж, эти источники могут запутать кого угодно. На самом деле все зависит от трактовки. Свое первое золото я заработал в Сеуле в составе сборной СССР как представитель Азербайджана, у меня и прописка была бакинская. А вот уже второе выиграл в 1996 году в Атланте в составе россиян.
Да и в Барселоне в 1992 году не было делегации от нашей страны, мы с Назимом входили в состав команды СНГ (смеется). Так что, решайте сами: кто есть первый?
Назим — великий спортсмен и хороший человек, поэтому почту за честь быть вторым в возглавляемом им списке.
Лично для меня много важнее, что спортсмены-азербайджанцы встают на высшую ступень пьедестала такого мегатурнира.
— Тем не менее, статус первого в истории двукратного олимпийского чемпиона-азербайджанца у вас никто не оспорит.
— Согласен. Хотя я 16 лет нахожусь в этом статусе. Уж пора бы кому-нибудь «догнать и перегнать». Верю в победу Эльнура Мамедли и в то, что со временем будут и 3-кратные олимпийские чемпионы. Азербайджанский спорт находится на подъеме, поэтому мои надежды вполне реальны.
— Считаете ли вы 53 азербайджанские лицензии хорошим результатом?
— Безусловно.
— Российское фехтование, если мне не изменяет память, будет представлено в Лондоне 14 спортсменами?
— Да.
— От нас будет только Сабина Микина. Как вы расцениваете ее шансы?
— Ну, уж коли Сабине удалось попасть на турнир сквозь жесточайший отбор, стало быть, ее способности неоспоримы. Она обладает техникой, спортивной смелостью, умеет и не боится принимать решения.
Но понимаете, Олимпийские игры — это совершенно другое измерение, иная планета. Выдержит ли молодая спортсменка груз ответственности? За это никто не поручится. И не стоит забывать, что фехтование пройдет по системе «проиграл — выбыл», то есть нет столь привычной групповой сетки.
— Сабину называют волевым человеком.
— Я тоже так считаю. Она ведь могла попасть в Лондон еще в марте, на Кубке мира в Анталье. Но все ее планы перечеркнул арбитр из Ирана, который совершал просто уму не постижимые ошибки.
— Фяхри Пейман?
— Да. В результате Сабина проиграла. Но не впала в уныние, а собрала волю в кулак и уже через месяц использовала свой последний шанс, завоевала-таки лицензию на европейском квалификационном турнире в Братиславе. Такая воля и целеустремленность должны вызывать восхищение.
— Значит, вы тоже согласны с частой необъективностью судей?
— Увы, она имеет место быть.
— Немного об арбитрах. О жертвах предвзятого судейства мы слышим чуть ли не после каждого более или менее значимого турнира. Например, в боксе, как правило, ими становятся страны–лидеры.
Одна из версий: «зажимая» их, Всемирная федерация бокса пытается помогать странам–дебютантам с целью большего распространения бокса в мире.
Это всего лишь версия, но она более или менее подкреплена логикой. В фехтовании дела обстоят ровно наоборот, то есть «ошибаются» в пользу грандов. Вопрос как к профессионалу: не поможете найти объяснение?
— Ничего не могу сказать о делах боксерских, а вот в фехтовании львиная доля судейских ляпов есть результат неопытности. И по скорости принятия решений, и по знанию дисциплины такой человек уступает тем же немцам, французам, россиянам или американцам.
Он не успевает за спортсменами, теряет нить и, по сути, не находится в курсе происходящего. Что же ему делать? Срабатывает обычный стереотип, то есть он верит реакции известного спортсмена и дает ему очко. И наоборот, спортсмену-новичку такой судья верит неохотно. Как видите, причина довольно тривиальна.
— Будем надеяться, что лондонское судейство будет отличаться объективностью. Тем более что вы будете представителем судейской коллегии от ФИЕ (Международная федерация фехтования).
— Будем, а иначе и не стоит идти в спорт. К тому же Азербайждан уже вышел из категории «новичок». Да, пока еще и не гранд в фехтовании, но и Москва ведь не сразу строилась.
— Кстати, о Белокаменной. Правда ли, что вы хотели вернуться в Баку, будучи еще в ранге чемпиона Сеульской Олимпиады?
— Очень хотел, это правда.
— И что же вам помешало?
— Честно говоря, в преддверии Лондона не хочется вспоминать о грустном и о людях, возглавлявших наш спорт и республику в те годы. Никто ни за что не хотел отвечать, принимать решения.
Никто вообще толком ничего не знал.
Азербайджану повезло, что страну вновь возглавил ее настоящий лидер — Гейдар Алиев. Даже страшно представить, куда нас могли завести те «горе-руководители». С его приходом началась новая эра развития страны, которую он поднял и сделал узнаваемой и уважаемой во всем мире.
— Но ведь в 1998 году вы уже сами отказались выступать под флагом нашей страны.
— Это тот редкий случай, когда я был разочарован некоторыми азербайджанскими СМИ, распространявшими странные версии относительно этого момента моей биографии. Да, я не смог принять это предложение.
Но почему? Потому что был уже на закате карьеры и буквально через несколько месяцев планировал уйти из большого спорта… и ушел. Вот как обстояло дело в действительности.
И еще: около 3 лет назад я был награжден Олимпийским орденом Азербайджана. Не думаю, что им награждают тех, кто не помогает спорту своей Родины.
— Насколько известно, вы всегда делаете все от вас зависящее, если дело касается наших спортсменов.
— Делаю и буду делать. Азербайджан — это моя Родина! И как представитель ФИЕ, и как старший тренер мужской и женской сборных России по рапире я всегда рад помочь. Недавно Сабина Микина находилась у нас около месяца, Елена (Елена Жемаева — супруга) возила ее на тренировки в Московскую область. Там шлифовали ее технику и тактические знания.
— Династию Мамедовых смело можно назвать явлением не только в мировом фехтовании, но и в спорте в целом. Ваш отец, Яшар Мамедов — вице-президент Федерации фехтования Азербайджана, ваша семья была представлена на Олимпиаде в Атланте тремя членами (отец, вы и ваш брат Эльхан), ваша супруга Елена Жемаева, выступая за нашу страну, стала первой в истории проведения чемпионатов мира по сабле среди женщин победительницей, затем — чемпионкой Европы и обладателем Кубка мира.
Вдобавок она принимала участие в Олимпиаде 2004 года. Если учесть, что 15-летняя дочь Милена Мамедова также начала удачную карьеру, можно говорить о продолжении традиций?
— Говорить хотелось бы, но не рановато ли? Милена действительно неплохая саблистка, была в призерах важных турниров в Германии, Турции и России. Но видит ли она себя до конца в спорте, это уже вопрос к ней. Младшей дочери Айле — 7 лет, пока ей больше нравится мяч.
— Ну что ж, спасибо за интересную беседу и позвольте пожелать вашим подопечным удачи в Лондоне.
— Позвольте и мне пожелать удачи всем азербайджанским болельщикам и спортсменам. Верю, что Лондон-2012 оставит в их памяти только радостные воспоминания.
Мурад Мамедов