Проблему ядерных разработок Ирана не решить экспертными консультациями – аналитик

БАКУ, 26 авг – 1NEWS.AZ
Обсуждение нюансов иранской ядерной программы на встрече экспертов МАГАТЭ и Ирана в Вене не могло принести значительного прогресса, так как иранская проблема требует политического решения, а не экспертных консультаций
Такую точку зрения в интервью 1news.az выразил ведущий российский эксперт по иранским вопросам Владимир Евсеев, возглавляющий российский Центр общественно-политических исследований.
«Иран хочет добиться признания своего права на обогащение урана. Однако этот вопрос не относится к области экспертного обсуждения. Тут необходимо политическое решение», - сказал Евсеев.
Очередная встреча представителей Ирана и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в пятницу в Вене завершилась без результата, сообщило по итогам переговоров агентство Франс Пресс со ссылкой на представителей МАГАТЭ.
По словам заместителя гендиректора МАГАТЭ Германа Накертса, у сторон по-прежнему остаются «существенные разногласия», которые препятствуют достижению договоренности по ядерной программе Ирана.
Представители иранской стороны в свою очередь заявили, что «определенный успех в переговорах был достигнут, однако необходимо решить еще ряд крайне остро стоящих вопросов».
Как отметил Евсеев, на переговорах с экспертами МАГАТЭ обсуждаются технические вопросы, и Иран продолжает лавировать, так как с технической точки зрения его ядерная программа ничем не обоснована.
«На конкретные технические вопросы иранским делегатам просто нечего ответить», - сказал он.
К таким вопросам Евсеев относит, к примеру, вопрос о том, будет ли остановлено обогащение урана после достижения необходимых показателей для производства топлива на тегеранском исследовательском реакторе? Если нет, то в каких целях оно будет продолжено?
Доступ к ядерным объектам
МАГАТЭ пытается получить доступ на объект в иранском городе Парчин, где, как они считают, могут проводиться ядерные исследования. Иран обвинения отвергает, но не торопится предоставлять доступ международным экспертам.
«Если исходить из требований к Ирану, то он не обязан туда никого допускать. Между Ираном и МАГАТЭ действует только стандартное соглашение, согласно которому Иран заявляет свои ядерные объекты, - сказал Евсеев. - Парчин же не был заявлен в качестве ядерного. Он считается военным объектом, и потому не подлежит инспектированию».
Евсеев не исключает, что Иран все же может согласиться допустить инспекторов МАГАТЭ на объект в Парчине в обмен на какие-то уступки, однако затрудняется предположить, на какие именно.
Более того, накануне стало известно, что иранские специалисты установили «большое количество дополнительных» центрифуг для обогащения урана в подземном комплексе Форду.
Еще в конце июля президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявлял, что иранские ученые увеличили число центрифуг для обогащения урана на 10% - с 10 тысяч до 11 тысяч.
По словам главного эксперта МАГАТЭ Накертса, на встрече в Вене планировалось завершить разработку системного подхода к иранской ядерной программе, что подразумевает, в том числе, и получение представителями МАГАТЭ полного доступа ко всем объектам и всем документам, связанным с ядерной программой Ирана.
«Остаются существенные различия, которые мешают [заключению соглашения]», - отметил Накертс.
Необходимость дальнейших встреч
Как пишут западные СМИ со ссылкой на Накертса, дата новых консультаций по иранской тематике пока не определена.
Несмотря на незначительный прогресс вчерашней встречи и малую вероятность прорыва на последующих, важно продолжать обсуждение вопроса инспекции иранских ядерных объектов, полагает Евсеев.
К примеру, можно продолжать обсуждение такого технического вопроса, как мониторинг иранских ядерных объектов, в частности предприятия по производству уранового концентрата, считает он.
По словам эксперта, это особенно важно, учитывая то, что Иран в последнее время стал очень критично относиться к персональному составу инспекторов МАГАТЭ.
По неофициальной информации некоторых российских СМИ, переговоры Ирана и МАГАТЭ в пятницу были последней возможностью для Тегерана повлиять на содержание квартального доклада, который будет представлен управляющему совету МАГАТЭ в середине сентября.
Елена Остапенко, В.Т.