Слава Сапунов. А вы отвечаете на самый популярный вопрос, который нам задают за границей?
У меня в давние школьные годы была хорошая учительница географии - Валида Ахмедовна.
Она не только потрясала наше детское воображение многочисленными историями о пигмеях, комодских варанах и Бермудском треугольнике, но и достаточно строго заставляла учить свой предмет. Карту мира знали назубок даже отпетые троечники. Горные хребты и проливы, пустыни и острова, океанские впадины и водопады, всяческие калимантаны и скагерраки указывались на карте мгновенно. А уж что касается карты политической, то тут все было еще серьезнее: страны, столицы, провинции выучивались наизусть не менее тщательно, чем письмо Онегина Татьяне.
К сожалению, во время поездок в дальние страны я часто убеждаюсь, что у многих людей не было своей Валиды Ахмедовны. А учить географию самостоятельно им не пришло в голову. Хотя вроде бы интересуются. Каждый второй спешит спросить: «Откуда ты?»
Отвечаешь, старательно артикулируя. Но почти всегда приходится повторять, потому что непременно звучит «Откуда-откуда?». И тогда, нет чтобы гаркнуть «Балбес, иди купи себе глобус!», принимаешься за микрокурс географии: «Азербайджан - это небольшая, но древняя страна, отсюда далеко на севере. Между Россией, Ираном и Каспийским морем. Часть бывшего Советского Союза». Про Россию некоторые слышали, про Иран порой тоже. Про Каспий, как ни странно, знают немногие.
Конечно, бывали исключения. Бармен на яхте в Андаманском море, из местных, что-то слышал даже про нагорно-карабахский конфликт. Я был так поражен, что захотел с ним сфотографироваться. Но это, повторяю, большое-пребольшое исключение.
Второй по популярности вопрос, обычно следующий за первым: «На каком языке у вас говорят?» Разумеется, ответ «на азербайджанском» не является достаточно информативным.
- Это похоже на французский или арабский?
- Ничуть. Это похоже на турецкий.
В глазах туземца читается: «А что такое турецкий?», но он уже остерегается показаться назойливым.
У него и без того информационный шок.
И вопросы на этом заканчиваются.
Но не всегда. Замечательная маврикийская дама по имени Соня задала мне третий вопрос, который оказался куда сложнее первых двух:
- А вот зачем я могу приехать в Азербайджан на две недели?
Мы беседовали за обедом.
Мне пришлось отложить вилку, откашляться и зарядить монолог минут на десять. Просто перечислял, без лишних эпитетов. Вы свои, вам это и так понятно. Действительно хорошая, интересная у нас с вами страна. Есть на что посмотреть, где погулять, что исследовать, чем отовариться. И кулинария - действительно самая вкусная, при всей моей любви к суши и ньокки.
Действительно хочется, чтобы знали, чтобы приезжали. Я вполне разделяю эти государственные амбиции. Вот только, несмотря на усилия отдельных граждан и некоторых организаций, наша с вами родина еще не так известна, как хотелось бы. Очевидно, этих усилий недостаточно.
«Евровидение» – лишь один из шагов. Если уж мир забыл, что Азербайджан сто лет назад был крупнейшим и чуть ли не единственным экспортером нефти, что здесь была написана первая опера на Востоке (не говорю уже о первом стационарном цирке, об электричке и трамвае), что именно отсюда пошла легендарная Нобелевская премия, - чего уж пенять на один песенный конкурс...
Я думаю, что ситуацию поправит инициатива снизу. «Проникновенье наше по планете» все ширится. То тут, то там встречаешь соотечественника. Или натыкаешься на его следы. Так почему б вам, дорогие мои путешествующие сограждане, не рассказывать о своей стране хоть по чуть-чуть, выбирая, разумеется, самое интересное, самое вкусное, самое привлекательное?
Чтоб хлынул тот поток туристов, для которого у нас создано целое министерство. И чтоб именно турист стал самым распространенным у нас типом иностранца, а не сотрудник инофирмы.
В конце концов, по гостеприимству с азербайджанцами действительно немногие сравнятся...
Только тот официант в кебабхане должен научиться не проливать минералку мне на брюки.
Вячеслав Сапунов
Boutique Travel Magazine