Региональные проекты на Южном Кавказе: кому понадобилась альтернатива? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Региональные проекты на Южном Кавказе: кому понадобилась альтернатива?

12:44 - 08 / 02 / 2013
Региональные проекты на Южном Кавказе: кому понадобилась альтернатива?

До недавних пор геополитический расклад на Южном Кавказе не давал поводов для беспокойства, и вокруг устойчивых региональных трендов была  ясная и предсказуемая картина.

Два субъекта в лице Азербайджана и Грузии, выстроив дискурс полезного  взаимодействия, смогли обеспечить режим благоприятствования для себя и группы партнеров.

Лидирующая роль была и остается за Азербайджаном, и это связано не только с фактором энергетических ресурсов. С тех пор как гибкая дипломатия Баку связала собственные интересы с планами международных финансово-промышленных кругов, векторы глобального сотрудничества распространились на южно-кавказский ареал.  

kv1
С тех пор как в Грузии круто изменилась внутриполитическая обстановка, Армения активизировалась в своем желании переделать региональный порядок
kv1
Вне динамичного звена по понятным причинам оказалась Армения, которая и поныне находится в подвешенном состоянии. Половинчатый субъект продолжает оставаться носителем серьезных рисков, угрожающих не только  себе, но и региону.
 

И пока Азербайджан и Грузия наращивают совокупный экономический потенциал, неудачный игрок вынужден довольствоваться одним - пассивно наблюдать за происходящим. Хотя он не прочь вмешаться в процесс и изменить расклад в свою пользу. Такие попытки были и продолжают наблюдаться.

С тех пор как в Грузии круто изменилась внутриполитическая обстановка, Армения активизировалась в своем желании переделать региональный порядок, да еще и с нанесением ущерба азербайджанским интересам. На то имеются предпосылки, вытекающие из грузинских реалий. И прежде чем Ереван раздобудет себе преференций, в Грузии должны произойти кардинальные перемены с пересмотром ранее означенных геоэкономических приоритетов.

Но надо сказать, что не зря армянские стратеги навострились переиграть экономический статус-кво. В этом желании Ереван далеко не одинок. Есть более влиятельные игроки, планам которых отвечает перераспределение рычагов реального действия. И в случае, если Тбилиси не даст себя обыграть, это станет бесценным завоеванием прежде всего для самой грузинской элиты.

Однако, похоже, Грузии предстоит нелегкая борьба, чтобы отстоять нынешний расклад, обеспечивающий национальной экономике рост. Страна динамично наращивает интеграционный потенциал, и, самое главное, преодолевает неурядицы социального характера.

Тяжелое наследие советской эпохи, шараханья во власти, что последовали после завоевания национального суверенитета, сообразно сказались на экономическом положении масс. И только после подключения Тбилиси к транспортно-коммуникационным проектам, инициированным Азербайджаном, экономика ожила, что создало предпосылки для искоренения бедности, безработицы и поднятия социального тонуса населения.

kv1
Иными словами, внутренние процессы в Грузии не могут и не должны нарушить привычный режим транзитных поставок энергоносителей на европейские рынки
kv1
Нервный и дерзкий процесс перетягивания каната между старой и новой властными командами логично считать исключительно внутренним процессом страны. Но то, как и насколько он повлияет на выполнение  обязательств, регламентирующих отношения со стратегическими партнерами, актуализирует проблему учета интересов государств, с которыми осуществляются совместные проекты.
 

В этом ряду особняком значатся Азербайджан, Турция, а также государства-импортеры энергоресурсов, что используют каспийские углеводороды.  

Иными словами, внутренние процессы в Грузии не могут и не должны нарушить привычный режим транзитных поставок энергоносителей на европейские рынки. Созданная в последние годы инфраструктурная конфигурация являет собой базовый проект, созданный под долгосрочные нужды. И пренебрегать интересами, скажем, того же  Азербайджана, который смог добиться заметного экономического роста за десять с небольшим лет, да еще и заметно облагородив облик региона, чревато и непозволительно.

И когда новые грузинские власти говорят о том, что «полны решимости предложить региону новый геополитический проект, чтобы все извлекали выгоду», возникает ряд неформальных вопросов.

Во-первых, чисто в масштабном восприятии геополитический расклад, повлекший развитие Южно-Кавказского региона, никак не может считаться потерявшим свою значимость или же отработавшим свой ресурс. Он только-только расправляет крылья, вступая в решающую фазу. Как известно, с вводом в действие потенциала глубоководной части структуры «Шахдениз», с вводом в действие проекта ТАНАП поставки газа увеличатся в несколько раз. От наращивания объема перевалки энергоносителей выиграют не только Азербайджан, Грузия и Турция, но и европейские получатели каспийских углеводородов.

Во-вторых, приковывает к себе внимание словесный оборот «чтобы все извлекли выгоду».

Неплохо бы уточнить – кого подразумевают грузинские политики под понятием «все». Ведь все, кто проявляет адекватность, выказывает понимание созидательных начал в большом геоэкономическом действии, итак приобщены к процессу. Если кому-то неймется привязать к динамично работающему звену Армению, то этому не свершиться.

Не могут Азербайджан и Армения находиться в одной связке, пока Ереван не отказался от территориальных претензий и не покинул оккупированные азербайджанские земли. Болезненные издержки блокадного состояния – есть та цена, которую выдавленная из регионального сотрудничества Армения вынуждена выплачивать за воинственную и взрывоопасную политику. Ключ от спасения в ее же руках. И если она продолжает искушать судьбу, рассчитывает на случайный поворот событий, не отказываясь от враждебности по отношению к соседям, то резонно ли протягивать ей руку помощи? Эту руку она же хладнокровно отсечет, как это не раз имело место в истории.

kv1
Неплохо бы уточнить – кого подразумевают грузинские политики под понятием «все»
kv1
Наконец, какую альтернативу могут предложить грузинские политики, если предложенная и осуществленная Азербайджаном инновационная программа зримо обрастает новыми звеньями? Намеченный на текущий год ввод в действие железнодорожный маршрут Баку-Тбилиси-Карс обещает дополнительные преференции трем соседним государствам, поскольку  реально увеличит объем грузовых и пассажирских перевозок. К его возможностям прицениваются не только страны-участницы проекта, но и государства Азии и Европы, для которых наличие оптимальных  маршрутов между континентами является выгодной статьей.  
 

Так откуда же исходит необходимость коренных изменений, если действующие схемы даже в неполном виде отвечают потребностям, а еще и  обещают новые преференции?

И напоследок несколько цифр, которые могут послужить информацией к размышлению: в 2012 году через транспортную сеть Грузии только ГНКАР реализовала 1,4 миллиарда кубометров газа, а в турецкий город Эрзерум через грузинский маршрут осуществила перевалку прозрачного топлива в объеме 4,2 миллиарда кубометров. По части нефти же Азербайджан, используя возможности грузинского порта Супса, экспортировал свыше 4 миллионов тонн горючего, а по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан - 40 миллионов тонн энергоносителей.

Внешнеэкономические операции принесли грузинскому бюджету  многомиллионные средства. И чтобы доказать, что сложившимся выгодным экономическим отношениям Грузии с Азербайджаном может появиться более привлекательная альтернатива, нужны, наверное, сногсшибательные проекты, не меньше. Но это же нереально.

Над этим стоило бы подумать…

ТОФИК АББАСОВ,

главный редактор газеты «New Baku Post»

Поделиться:
6150

Последние новости

Все новости

1news TV