Байки «нового Мюнхгаузена»
Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен – немецкий барон, ротмистр русской службы, историческое лицо и литературный персонаж. Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории.
Таким же нарицательным вполне может стать и имя журналиста Кристиана Резински из немецкой газеты «Frankfurter Rundschau», который решил поведать миру все то, что приключилось с ним в Баку в ходе проходившего в нашей столице в прошлом году конкурса «Евровидение».
Безусловно, каждый имеет право говорить все, что ему взбредет в голову. Точно так же и выбор аудитории, перед которой рассказываются небылицы, является правом автора. В конце концов, не зря же немецкий вариант книги о похождениях славного барона назывался «Удивительные путешествия на суше и на море, военные походы и веселые приключения барона Мюнхгаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих друзей». Это я к тому, что опус Кристиана Резински годится лишь прочтения в кругу друзей автора, за бутылкой, причем не одной, пива. После принятия пенистого напитка внутрь поверишь и не в то, что нафантазировал журналист газеты «Frankfurter Rundschau»,
Можно, к примеру, не обращать внимания на то, что на дворе уже май 2013-го, а не 2012 года. Можно основательно оторваться от действительности и не осознавать того, что во вторник стартовал первый полуфинал очередного, на сей раз проходящего в Швеции, «Евровидения». Не случайно же первый перевод (точнее, вольный пересказ) книги о Мюнхгаузене на русский язык, который принадлежит перу Н.П.Осипова, вышел в 1791 году под заглавием: «Не любо — не слушай, а лгать не мешай». Таким же, судя по всему, был побудительный мотив статьи герра Резински.
Мы и не мешаем ему лгать. Мы просто хотим напомнить ему, сколь сильно он заблуждается, когда, говоря словами одного киношного героя, языком метет, как метлой машет. Вначале Резински заявляет, что «никогда Европейский вещательный союз, как организатор конкурса, не подвергался такому осуждению, как в Баку». А потом задается вопросом: «Как мог самый популярный европейский конкурс пройти в такой стране?». И первое, и второе высказывание могло родиться, разве что, с перепою.
Ведь руководители Европейского вещательного союза не раз и не два заявляли о том, что бакинский конкурс «Евровидение» был организован на самом высоком уровне. Что до мнения прессы на сей счет, то на то и нужна свобода слова, чтобы каждый мог озвучивать свой взгляд на увиденное. Другое дело - оценку конкурсу ЕВС давал исходя из собственных критериев, а не по рассказам журналистов, тем паче таких, как герр Резински.
Ведь этот герр так и не понял, что право проведения конкурса «Евровидение» выдается не по личному желанию ЕВС, а благодаря победе той или иной страны на предыдущем евросонге. Азербайджан выиграл «Евровидение» 2011 года и потому евросонг 2012 года прошел в Баку. Это же так элементарно, герр Резински. Учите матчасть, говорят в таких случаях!
Изучая ее, журналист «Frankfurter Rundschau» узнает много интересного. Например, о том, что «Baku Crystal Hall», в котором собственно и проходили два полуфинала и финал бакинского «Евровидения», был построен германской компанией Alpine BAU Deutschland AG. Мы благодарны немецкой стороне за этот изумительный по красоте концертный зал, вызывающий восторг у всех, кто хоть раз его видел. Если герр Резински был в Баку в прошлом году, а он это утверждает, пусть и с большим временным провалом, то и он не мог не видеть «Baku Crystal Hall». Другое дело, что описывал он негатив, а не позитив, образно говоря, капнув ложку дегтя в бочку меда. Что же, это его личный выбор.
Я же, напоследок, хочу напомнить этому герру некоторые страницы из совсем недавнего прошлого Германии. Во главе этой страны, как мы все помним, однажды встал некто Адольф Гитлер. Так вот именно он использовал Олимпийские игры 1936 года, что проходили в Берлине, в пропагандистских целях. И МОК преспокойно взирал на это. Так что журналисту немецкой газеты «Frankfurter Rundschau» куда правильнее было бы задуматься о том, как это так произошло, что МОК дал разрешение на проведение Олимпиады 1936 года в такой стране, как нацистская Германия, а не рассказывать байки а-ля барон Мюнхгаузен о бакинском евросонге, тем более с годичным опозданием.
Акпер Гасанов