Владимир Снегирев: «Это вызывает доверие и симпатию к Азербайджану, поднимает авторитет государства»
Интервью 1news.az с кандидатом исторических наук, международным обозревателем «Российской газеты» Владимиром Снегиревым.
- Как можете оценить нынешний уровень развития азербайджано-российских отношений?
- Его можно оценить как стабильно-позитивный. Это касается в первую очередь развития связей в культурной и гуманитарной сферах, экономике, в том, что касается трудовых мигрантов. Также налицо уважительное отношение обеих сторон друг к другу, проявляемое на высшем уровне. Лично мне нравится, что Баку в последние годы регулярно проводит у себя совместные форумы по самым разным темам: финансы, экономика, международные отношения, встречи бывших воинов-афганцев... Недавно пригласили выпускников МГИМО. Безусловно, это вызывает доверие и симпатию к Азербайджану, поднимает авторитет государства.
- Несмотря на то, что РФ является одним из трех сопредседателей МГ ОБСЕ, то есть одним из трех посредников по карабахскому урегулированию, в этом году в данном статусе она ведет себя более чем пассивно. Чем это, по-вашему, можно объяснить?
- На мой взгляд, это можно объяснить исключительно деликатностью проблемы, отсутствием четкого понимания того, как в настоящее время можно ее решить, не испортив отношения с одной из сторон и не усугубив негатива. Здесь тот самый случай, когда третьей стороне иногда лучше промолчать, чем делать какие-то заявления или шаги. К сожалению, острота карабахской проблемы такова, что любое неосторожное движение чревато большим кровопролитием, новыми страданиями людей. Россия, которая едва выбралась из подобного рода кризисов, еще долго будет жить с синдромом «не навреди».
- Стоит ли ожидать какой-либо активности от Москвы до конца этого года?
- Нет, не стоит.
- Согласны ли вы с утверждением о том, что ключ к решению карабахского конфликта лежит в Москве?
- Ключ к решению карабахского конфликта не лежит ни в Москве, ни в Анкаре, ни в Вашингтоне, хотя, безусловно, во всех этих городах внимательно следят за ситуацией и все имеют свой интерес. Однако только разумные шаги, только компромисс и добрая воля азербайджанцев и армян способны решить вопрос. И время - должно пройти время, чтобы утихли страсти, забылись обиды, пропала горечь. Иначе под влиянием негативных эмоций можно только наломать дров. В наше время (прагматизм, рыночные отношения, стихия потребления) все должны решать не пушки, а трезвый расчет, уровень благосостояния, терпимость, толерантность, открытость. И то, что Азербайджан так бурно развивается в последние годы, что Баку стал одной из самых красивых столиц на пространстве СНГ, для меня является куда более значимым и оптимистичным фактором, чем бряцание оружием.
- Как можете оценить ситуацию вокруг Сирии? Как скоро наступит развязка сирийского конфликта?
- Уже одно то, что сирийский режим держится более двух лет - несмотря на открытую поддержку оппозиционеров со стороны Катара, саудитов, Турции, западных стран, говорит о том, что Асад вовсе не людоед и не диктатор. Я хорошо знаком с ситуацией в регионе, провел много недель в Египте, Ливии, Тунисе, Сирии, Израиле. Если египтяне спалили Мубарака буквально за месяц, то с Асадом этот номер не пройдет. И надо задуматься - почему. Мне импонирует твердость Кремля и занимаемая им позиция по этой проблеме - тот самый редкий случай, когда политика и нравственность совместимы. Мы не поддерживаем режим, а всего лишь говорим всем: ребята, отвалите от Сирии, пусть сирийцы сами разберутся в своих делах. И это правильно.
Трудно сказать, сколько еще продержится Асад, все будет зависеть от того ресурса, который бросят против него противники. Скорее всего, они не остановятся на полпути. И тогда Сирию и весь регион ждут скверные времена: междоусобица, резня, всплеск терроризма, возможный распад страны.
- Согласны ли вы с тем утверждением, что после Сирии Запад возьмется за Иран? Если да, то каковыми могут быть последствия войны с Ираном для Азербайджана и России?
- Да, логика такова, что Сирия всего лишь промежуточный этап на пути к перекройке карты этого лакомого куска земного шара. Ужесточение санкций против Ирана возможно, но вряд ли они станут носить характер прямых военных операций. Скорее всего, Запад прибегнет к тактике подрывных действий внутри страны, точечных диверсий, направленных против объектов ядерных и ракетных технологий. Думаю, что Россия в этой связи останется на прежних позициях, что же касается Азербайджана, то здесь многое будет зависеть от ситуации вокруг Карабаха.
Гамид Гамидов