Думаю, что один из первых своих визитов президент Ирана совершит в Азербайджан – Максим Шевченко
БАКУ, 27 июн - 1NEWS.AZ
Снижение резкости в заявлениях президента Ирана позволит официальным Баку и Тегерану сблизиться и снять напряженность в отношениях между этими двумя странами.
Об этом в интервью 1news.az заявил популярный российский журналист, член комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести, руководитель рабочей группы Общественной палаты Российской Федерации по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе Максим Шевченко, комментируя возможные изменения в ирано-азербайджанских отношениях после избрания Хусейна Роухани президентом Ирана.
«Думаю, что один из первых своих визитов президент Ирана совершит в Азербайджан, потому что отношения между иранским и азербайджанским народами – братские. Россия не хочет, чтобы между Ираном и Азербайджаном возникала конфронтация. Я также думаю, что это противоречит интересам как азербайджанского, так и иранского народов», – сказал М.Шевченко.
Коснувшись темы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, журналист отметил, что данный конфликт должен быть решен в рамках диалога региональных держав.
«В первую очередь, с участием Азербайджана и Армении, с привлечением Ирана, России, Турции, которая, безусловно, играет важную роль в Кавказском регионе», – сказал он.
«Конечно, важно отметить в ирано-азербайджанских отношениях армянский фактор. Вряд ли Тегеран откажется от политических отношений с Арменией, которых долгое время поддерживался с целью прорыва своей блокады», – подчеркнул журналист.
Член комиссии Общественной палаты отметил, что Иран беспокоит вопрос «сближения Израиля и Азербайджана в военной сфере, так как официальный Тегеран рассматривает подобный момент как угрозу своей безопасности».
М.Шевченко коснулся и вопроса вывода миротворческих сил из Афганистана, который по одному из сценариев, возможно, будет осуществляться через территорию Азербайджана.
«Я знаю, что у Ирана, да и у России, пожалуй, тоже, вызывает в какой-то степени беспокойство тот факт, что войска и разведывательные спецподразделения НАТО в условиях вывода войска создадут в регионе дополнительную напряженность», – сказал он.
Говоря об отношениях Ирана с западными странами, М.Шевченко отметил, что новый президент настроен на диалог с Западом.
«В частности, он критиковал Ахмадинежада за чрезмерную резкость в вопросе конфликта с Израилем, но я не думаю, что стоит ожидать изменений в таких вопросах, как поддержка палестинского движения или противостояние американскому или израильскому военному присутствию у иранских границ.
Мы знаем, что перемен в подходах к данным вопросам не будет, так как этот вектор внешней политики определил еще Хомейни (лидер Исламской революции 1979 года в Иране – ред.), и кто бы ни был президентом Ирана – реформатор или консерватор – он останется неизменным», – сказал он.
«Уровень российско-иранских отношений не очень высок потому, что очень долго российская элита тормозила их развитие. России выгодно иметь хорошие отношения с Ираном по той причине, что Исламская Республика - ее стратегический партнер. У РФ нет конфликтных вопросов во взаимоотношениях с Ираном ни на Кавказе, ни в Средней Азии, ни на Ближнем Востоке, просто существуют различные подходы. По многим вопросам у нас общие союзники и цели», – заявил М.Шевченко, коснувшись темы изменения отношений между ИРИ и Россией после избрания нового главы Иранского государства.
По его словам, часть российской элиты продолжительное время ориентирована на США и Израиль, действовала вопреки интересам России и отказывалась от сближения с Ираном, которое для России было бы естественным.
«Думаю, что эта политика будет меняться. Ахмадинежад был достаточно резким человеком и раздражал Владимира Путина, во всяком случае, складывалось такое впечатление. С ним непросто было иметь дело. Мне кажется, что более ровный, спокойный курс будет благоприятен для развития отношений России с Ираном», – подчеркнул он.
По его словам, новый президент Ирана не станет делать резких заявлений и готов идти к переговорам.
«Не надо строить иллюзий, что президент – человек аятоллы Хамнеи, так как Иран управляется им и именно он определяет приоритеты политики страны. Так что, будем ждать от нового президента Ирана ясных и четких заявлений», – заключил М.Шевченко.
Джафар Агададашев, Э.Т.