Южный Кавказ: новые политические игры и конфигурации - Newtimes.az | 1news.az | Новости
Политика

Южный Кавказ: новые политические игры и конфигурации - Newtimes.az

18:28 - 22 / 07 / 2013
Южный Кавказ: новые политические игры и конфигурации - Newtimes.az

БАКУ, 22 июл – 1NEWS.AZ

Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью «Южный Кавказ: новые политические игры и конфигурации».

Представляем вниманию читателей данный материал без изменений:

«Геополитическая борьба между крупными державами мира постепенно обретает новое содержание. Пока еще наиболее всего это ощущается на Ближнем Востоке. Но ход событий показывает, что интенсивные процессы протекают и вокруг Центральной Азии и Южного Кавказа. Сейчас аналитики и эксперты говорят о существовании новых геополитических планов. Уже есть несколько фактов, подтверждающих это. В свете этих фактов интересно было бы посмотреть на геополитическую картину в регионе.

Новые условия региональной безопасности

В последнее время мировые СМИ распространяют в связи с Южным Кавказом тревожную информацию. В ней употребляются эмоционально нагруженные выражения типа «в этом регионе произойдет геополитический взрыв», «регион находится в преддверии новых катаклизмов», «катаклизмы в Турции расшатают Южный Кавказ» и т.п. (см., напр.: Игорь Шевырев. Южный Кавказ готовится к взрыву // www.politobzor.net, 17 июня 2013 г. и Араик Степанян. Южный Кавказ в преддверии новых катаклизмов // www.nk.org.ua, 24 июня 2013 г.).

Все это, конечно, – не случайность. Дальнейший рост геополитической напряженности на Ближнем Востоке, продолжение финансового кризиса в Европе, сохранение иранским вопросом своей актуальности и нерешенность конфликтов на Южном Кавказе создали ситуацию, которая заставляет о многом задуматься. Шаги, предпринимаемые крупными державами на этом фоне в связи с регионом, подтверждают, что складываются новые геополитические моменты.

В этом плане вызывает интерес новое соглашение, подписанное между Ираном и Китаем. Министр внутренних дел Ирана Мустафа Мухаммед Наджар и министр общественной безопасности Китая Го Шенкун договорились в Пекине о сотрудничестве двух стран в области безопасности. Эксперты считают, что здесь речь идет скорее о сотрудничестве в евразийском пространстве.

О намерениях Тегерана и Пекина расширить военно-техническое сотрудничество было известно давно. А появление конкретных планов совместной деятельности двух государств после последних геополитических событий на Ближнем Востоке вполне можно понять. Но вопрос не исчерпывается только кругом взаимных интересов Китая и Ирана, так как есть вероятность оказания ими влияния на геополитические процессы, охватывающие Центральную Азию, Каспийский бассейн и Южный Кавказ. В этом плане последнее соглашение по безопасности, наряду с другими моментами, может повлиять на изменение геополитической картины на Южном Кавказе.

Здесь следует отметить одну особенность. В геополитическом плане Иран и Китай – союзники России. Но отнюдь не по всем вопросам на Южном Кавказе их позиции совпадают. Чтобы сохранить традиционное влияние в регионе, Москве приходится вести борьбу с Тегераном и Пекином. Так, Кремль опасается роста влияния в регионе мусульманской страны Ирана. Несколько месяцев назад Иран предложил Таджикистану выйти из сферы российского влияния взамен на гарантии его безопасности (см.: Игорь Мурадян. Новая игра в Евразии // www. lragir.am, 6 июля 2013 г.). Вместе с тем Москва опасается усиления внутри страны сепаратизма вследствие роста религиозного радикализма. Пока Москве удается удерживать действия Тегерана в этом направлении в определенных рамках. Отметим также, что официальный Тегеран обиделся на то, что Кремль отказался от поставок ему зенитно-ракетного комплекса S-300. По этой причине между Россией и Ираном возникли определенные разногласия по Южному Кавказу.

Геополитическое сотрудничество Москвы с Пекином в основном происходит в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). Между двумя странами здесь идет скрытая борьба за влияние. В этом контексте проявляются лидерские амбиции и в Центральной Азии и на Южном Кавказе. Россия учитывает возможность вытеснения ее из традиционных пространств ее влияния сильным в финансовом и экономическом отношении Китаем. Вне всякого сомнения, ввиду всего этого Кремль внимательно будет следить за ходом сотрудничества Пекина и Тегерана в области безопасности.

Реален ли «геополитический треугольник» Россия-Китай-Иран?

Изучая ход событий, эксперты приходят к выводу о том, что на Южном Кавказе может возникнуть новая геополитическая конфигурация. Правда, это было бы несколько поспешным выводом. Но нет серьезных оснований и исключить возможность развития событий в этом направлении. К тому же все более растет влияние на Южном Кавказе других крупных держав. В этом плане стоит остановиться на некоторых моментах.

Прежде всего, чувствуется влияние на регион событий в Турции. Армения оценивает эти процессы как увеличение своих шансов. На их фоне Ереван, маневрируя между Западом и Ираном, пытается решить некоторые свои проблемы. Например, армянские эксперты часто поднимают вопрос: «Кто будет гарантировать безопасность Армении?» (см., напр.: Сирануш Папян. Армения должна задавать вопросы – России, США, Европе // www. lragir.am, 6 июля 2013 г.).

Но все это не означает, что у Армении имеется точная геополитическая позиция. Армянские эксперты и сами признают, что «…официальный Ереван демонстрирует нечеткие геополитические позиции» (см.: Сусанна Петросян. Нечеткость геополитических ориентиров Армении // «Вестник Кавказа», 8 июля 2013 г.). В реальности Армения пытается дорого продать себя России, США и Евросоюзу, имеющим сильное влияние на регион. Такая позиция сама по себе способствует возникновению на Южном Кавказе серьезных геополитических рисков, так как заигрывание с интересами крупных держав в регионе всегда является источником опасности.

В этом контексте рассмотрим некоторые процессы, происходящие в «геополитическом треугольнике» Россия-США-Иран. Москва и Тегеран делают Казахстану некоторые замечания. Они видят стратегическую цель в транзите вывозимого из Афганистана американского военного оборудования через порт Актау на Южный Кавказ.

Журналист-исследователь, специалист по вопросам безопасности в Центральной Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке Джошуа Кучера отмечает, что Казахстан может потерять доверие России (см.: Джошуа Кучера. Россия и Иран проведут совместные военно-морские учения на Каспии // «EurasiaNet» 3 июля 2013г.). За соглашением между Москвой и Тегераном о проведении на Каспии военных учений также стоит именно этот момент. Такой ход событий может привести к новым геополитическим противостояниям на Южном Кавказе. Возможно появление в этом аспекте геополитического «треугольника» Россия-Китай-Иран.

На фоне этого заставляет сильно задуматься влияние последних событий в Турции на Южный Кавказ. Точнее, некоторые круги, воспользовавшись этим, могут намереваться изменить геополитический баланс в регионе. Эта тенденция является источником угрозы для Южного Кавказа в целом. В условиях, когда конфликты не урегулированы и интенсифицировались поиски Арменией себе нового покровителя, существует вероятность того, что это может породить серьезные риски.

По-видимому, на данном этапе многое будет зависеть от геополитического выбора Грузии. Официальный Тбилиси еще раз выразил свою полную заинтересованность в развитии отношений с Москвой. Премьер-министр Бидзина Иванишвили в интервью немецкому радио «Deutsche Welle» («Немецкая волна») отметил, что заинтересован в углублении сотрудничества с Россией. Если Грузия добьется этого, позиции России в регионе станут еще прочнее. В таком случае известно, какой геополитический курс предпочтет Армения. Получая больше гарантий от Москвы, Ереван может отказаться от Запада. На деле уже сейчас некоторые армянские аналитики отмечают, что для них гораздо выгоднее было бы сотрудничество с Россией.

Наконец, нельзя исключить и то, что события на Ближнем Востоке могут оказать влияние и на Южный Кавказ. Дело лишь в том, в какой степени и в какой геополитической конфигурации это произойдет. Именно в этом плане многое будет зависеть от характера борьбы США, России, Турции, Ирана и Китая за регион.

Кямал Адыгёзалов, Newtimes.az»

Поделиться:
3590

Последние новости

Все новости

1news TV