Южная Азия: новая проблема глобальной геополитики? - Newtimes.az
БАКУ, 24 июл – 1NEWS.AZ
Информационно аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью «Южная Азия: новая проблема глобальной геополитики?»
Представляем вниманию читателей данный материал без изменений:
«В настоящее время прогнозируется перемещение геополитического центра тяжести мира на Восток. Вызывает интерес роль в этом процессе южно-азиатского региона. Причем надо учесть, что в этом регионе расположены страны с самой большой численностью населения, такие, как Индия, Пакистан, Бангладеш, где демографическая ситуация быстро меняется... К тому же, с ними соседствует Китай, претендующий на мировое лидерство и обладающий самыми большими людскими ресурсами.
«Индийское чудо» и «афганский синдром» конфликтного региона
Южная Азия – один из регионов, входящих в круг интересов глобальной геополитики. Несмотря на то, что здесь нет такой напряженности, как на Ближнем Востоке, в перспективе этот регион может войти в ряд «самых горячек точек мира». Тому есть несколько причин.
Демографическая ситуация в этом регионе достаточно сложна. По численности населения Индия занимает второе место в мире. В Пакистане, Бангладеш, Шри-Ланке, Афганистане и Непале население растет быстрыми темпами. Кроме того, Южная Азия граничит с Китаем. А эта страна по численности населения занимает первое место в мире. Если демографическую ситуацию в Индии и Китае взять вместе, то можно сделать вывод о том, что этот регион сыграет одну из главных ролей в будущей судьбе человечества.
Следует также учесть, что в изменении глобальной геополитической картины западные аналитики и стратеги придают большое значение демографическому фактору. По этой причине уже сейчас можно констатировать, что Южная Азия входит в круг интересов крупных держав. А китайский фактор нужно рассматривать отдельно. Это государство воспринимается как основной соперник США в борьбе за мировое лидерство.
По прогнозам аналитиков, главные свои силы Америка направляет на борьбу с Китаем. Что это означает – понятно. Прежде всего, Вашингтон усилит борьбу с Пекином в геополитической, политической, экономической, культурной, военной и информационной областях. Как следствие, возможно появление большого количества новых проблем. Высока вероятность того, что этот процесс повлияет и на южно-азиатские государства. Но здесь каждая из стран региона играет своеобразную геополитическую роль. В этом плане между ними существуют большие различия по многим параметрам. Учитывая такого рода моменты, аналитики дают прогнозы относительно перспектив государств региона и проблем, с которыми они могут столкнуться.
Индия – самая большая по территории страна Южной Азии с высокими перспективами развития. По прогнозам, в ближайшие 20 лет индийская экономика увеличится в среднем на 7-7,5%. Валовой Внутренний Продукт (ВВП) Индии в 2020 году должен составить свыше 8 трлн. долл. США. Это – третий показатель в мире.
Быстрый экономический рост произойдет как за счет роста производства, так и за счет расширения внешнего рынка для индийских товаров и услуг. Отметим, что Индия воспринимается как государство, перспективное в области высоких технологий, и, прежде всего, в информационно-коммуникационной сфере. Доля этой страны в области информационных технологий в 2012 году составляла 18% (70 млрд. долл. США). Ожидается, что к 2020 г. эта цифра возрастет до 30%.
По подсчетам, до 2020 года высокие темпы роста населения в Индии сохранятся. За этот период численность жителей этой страны должна составить 1,35 млрд.
Ожидается, что Дели расширит реформы в области образования и поднимет на новый уровень обмен специалистами с Западом.
Все это дает основание утверждать, что к 2020 году Индия превратится в одно из самых сильных государств мира. Безусловно, это не означает, что она не столкнется с проблемами. Так, для этой страны существует несколько факторов риска. Например, ситуация в северо-западной части Южной Азии может дестабилизироваться, что в свою очередь может вызвать хаос в Центральной Азии. С другой стороны, есть вероятность обострения отношений между Индией и Пакистаном. Наконец, могут возникнуть опасные тенденции и в гуманитарно-экологической сфере.
На стыке возможностей и рисков
К указанным моментам можно добавить вероятность вовлечения Индии в глобальную геополитическую борьбу. В этом контексте серьезное влияние на судьбу региона окажет позиция этого государства в великом противостоянии США-Китай. Уже сейчас Вашингтон, Москва и Пекин бросают дипломатические вызовы Дели. А госсекретарь США Джон Керри во время своего последнего визита в Индию открыто заявил о намерении развивать сотрудничество с Индией во всех областях, в том числе и в военной сфере.
Наряду с Индией, в кругу интересов глобальной геополитики находится и Пакистан. По некоторым прогнозам, экономика этой страны увеличится на 4-5%.
Ожидается рост среднего класса. Уровень бедности в стране должен снизиться. Но в Пакистане прогнозируется и бурный демографический рост. Ходят разговоры о том, что население страны к 2020 году достигнет 250 млн. человек (в настоящее время оно составляет 198 млн.). Такой демографический рост, без сомнения, может породить ряд социально-экономических проблем.
Но можно констатировать, что в Пакистане существует более сложная в геополитическом плане ситуация. На фоне внутренней политической напряженности, террористических актов, широкого распространения в стране радикальных верующих давления со стороны Вашингтона продолжают создавать сложности. Кроме того, Пакистан – мусульманское ядерное государство, что вызывает в некоторых кругах ревность. Кашмир же означает, что эта страна находится в состоянии постоянного потенциального конфликта с Индией. А самая большая угроза ожидается со стороны Афганистана. Вот уже несколько лет Исламабад ощущает на себе его политическое, экономическое и военное влияние.
Влияние других государств региона, таких, как Бангладеш, Шри-Ланка и Непал, на региональные процессы постепенно растет. В социально-экономическом плане эти страны не добились особых обнадеживающих результатов. Но по прогнозам, Бангладеш может постепенно прогрессировать. Большая динамичность этого общества в демографическом плане оценивается как положительный фактор. А Шри-Ланка и Непал, недавно избавившиеся от гражданской войны, переживают этап восстановления. Шри-Ланка понесла тяжелые потери в 1983-2009 гг. в боях с тамилами, а Непал – в 1996-2008 гг. – с маоистами. Если Шри-Ланка одержала победу над тамильскими боевиками, то в Непале маоисты, участвовавшие в выборах, заняли позиции в правительстве.
Эти процессы указывают на то, что обе страны находятся перед лицом сложных внутренних социально-политических проблем. Одновременно с этим это говорит и о наличии в регионе источников, способных вызвать нестабильность.
И, наконец, Афганистан, – больше всех известный мировому сообществу! После СССР в «афганское болото» угодило и НАТО. Сейчас Афганистан – источник угрозы для региона в целом. Крупные державы обсуждают программы совместной борьбы против религиозного радикализма, идущего от Афганистана. После вывода Соединенными Штатами своих войск из этой страны в 2014 году может возникнуть угроза распространения террора в большом геополитическом пространстве. Пока в этом направлении конкретных результатов не достигнуто. Напротив, отмечаются попытки крупных держав использовать друг против друга «афганский синдром».
Все это свидетельствует о достаточно серьезном месте Южной Азии в глобальной геополитике. Здесь можно отметить две тенденции. Во-первых, демографическая динамика этого региона стремительно обновляется. Интенсивный рост населения порождает целый ряд геополитических, экономических и культурных проблем. Можно прогнозировать, что этот фактор окажет серьезное влияние на политику крупных государств в регионе. В этом плане наиболее всего может проявиться влияние борьбы за регион России, США и Китая.
Во-вторых, нерешенность внутренних конфликтов в странах региона указывает на наличие потенциальных источников угрозы. Примечательно, что эта угроза в Южной Азии питается из разных по сути противоречий. Например, между Индией и Пакистаном существуют противоречия в территориальном вопросе, в Непале маоисты занимают сепаратистские позиции по политико-идеологическим и религиозным соображениям, в Шри-Ланке проблемы создает этнический сепаратизм, а в Мьянме (на границе с Бангладеш) имеет место чисто религиозная нетерпимость (политика геноцида мусульман буддистами).
Такое разнообразие указывает на широкий спектр источников угроз.
Эта специфика увеличивает вероятность ведения в Южной Азии сложных геополитических игр. На основе глобальных геополитических реалий можно прогнозировать, что события будут развиваться именно в этом направлении».
Newtimes.az