Лейла Ахундова: «Человек, совершивший недавно ужасное убийство собаки, признался, что сделал это ради...» - ФОТО
В Лейле Ахундовой, председателе Общественного Объединения «BARS – Забота о бездомных животных», с первых минут знакомства удивляет энтузиазм и целеустремленность.
Эта девушка не просто обозначает проблему, она прилагает все силы, чтобы решить ее. Ее группа в популярной соцсети «фейсбук» «Помощь бездомным животным», насчитывающая более 5 тысяч пользователей, ежедневно рапортует об очередном спасенном животном. По инициативе BARS был снят и презентован первый социальный ролик, посвященный защите домашних животных. Еще одной крупной победой стало внесение изменений в статью 126 Кодекса об административных правонарушениях Азербайджана, согласно которым штраф за жестокое обращение с животными был увеличен до 500 манатов. При всем при этом о собственном «пиаре» Лейла Ахундова не беспокоится вообще, и нынешнее интервью с ней – полностью наша, 1news.az, инициатива.
- Лейла, откуда в вас столько энтузиазма? Как вы все успеваете? Ведь, насколько я знаю, вы работаете, как многие из читателей, «с 9 до 6», но при этом каким-то удивительным образом успеваете каждый день не просто «отписываться» в вашей группе в «фейсбуке», но и оказывать реальную помощь животным?
- Животных я люблю с раннего детства. Я глубоко убеждена, что любовь ко всему живому – не столько врожденное, сколько привитое родителями качество. Что касается энтузиазма, думаю, это – черта моего характера, вернее, целеустремленность. Я – Овен по гороскопу, и если уж поставила себе цель, должна ее добиться во что бы то ни стало.
А цель спасать животных, причем, не играя в «супергероя», а добиться конкретных результатов, как в законодательстве, так и в сознании граждан, я поставила, когда мне было лет 14. Тогда на моих глазах застрелили одного из моих любимых питомцев, жившего на улице. Для меня, тогда еще по сути ребенка, это стало не просто психологической травмой, это действительно перевернуло мою жизнь.
Помню, что когда я впервые пришла в одно из обществ по защите животных, меня восприняли не совсем всерьез, и тому были причины. Дело в том, что очень многие так называемые волонтеры, движимые самыми светлыми и благородными целями, сталкиваясь с реальностью и тяжелейшим трудом, уходят. И я их не осуждаю. Потому что, на мой взгляд, чтобы посвятить свою жизнь помощи животным, надо действительно желать этого от всей души, только в этом случае затраты нервов, времени и денег не будут восприниматься как жертва. Я была готова ко всему этому, и не считаю свою деятельность каким-то подвигом, я просто не могу жить иначе. Для меня это – норма. Но вот трагическую ситуацию с бездомными животными, которая сегодня все еще является актуальной для Азербайджана, я нормой как раз не считаю. Поэтому буду продолжать делать все, что в моих силах, чтобы бездомных животных на улицах Баку не было, причем не так, как это делают некоторые службы, расстреливая несчастных среди бела дня, а найдя им приют и обеспечив нормальное существование.
- Лейла, кстати, об отстреле. 1news.az писал не так давно об очередном зверском убийстве бездомных собак на улицах Баку. Как происходящее сочетается с принятой поправкой об ужесточении штрафов за жестокое обращение с животными?
- Мы сами ищем ответа на этот вопрос, но не находим его. Увы, получается, что ситуация на сегодняшний день абсурдна по сути: с одной стороны, есть закон, который запрещает причинять животным вред. С другой – есть государственная служба, которая продолжает истреблять бездомных собак и даже кошек столь варварским способом. Невзирая на постановление Кабмина от 9 марта 2011 года, согласно которому регулирование популяции бродячих животных должно проводиться гуманными способами, а именно: стерилизацией животных с последующим распределением в специально созданные для этих целей приюты. И невзирая на то, что убийство животных противоречит Европейской конвенции по защите домашних животных, к которой Азербайджан присоединился еще в 2007 году.
Но реалии таковы, что все эти цивилизованные и так обрадовавшие всех защитников животных законы не могут быть исполнены по одной простой причине: пока еще не создан механизм их исполнения. Говоря проще, структуры, которая бы занималась отловом и стерилизацией животных, попросту нет. Равно как не хватает и приютов, где можно было бы содержать бездомных животных.
Так что на сегодняшний день вопрос остался открытым, увы, но мы не собираемся опускать руки. Мы будем привлекать к этой проблеме общественность, и в этой связи я хочу поблагодарить СМИ вообще и 1news.az в частности за внимание к этой проблеме.
Мы боремся, отбивая буквально каждое животное. Но нас не так много, и мы просто физически не успеваем. К тому же сегодня уничтожают не только собак, но и кошек.
Тут важно понять, что ситуация эта на самом деле очень серьезная, и ее решение требует изучения проблемы и детального пошагового решения. Ведь люди, которые занимаются столь чудовищным трудом, идут туда не потому, что они какие-то злостные маньяки: они просто зарабатывают деньги, порой на хлеб. Думаю, если этих же людей привлечь на работу в другую службу, на которой они будут просто доставлять животных в специально созданные центры для стерилизации, они вряд ли откажутся. А если назначить им при этом хорошую зарплату, то они еще и соседей приведут...
- Лейла, не могу не спросить вот о чем. Многие из тех, кто отписывался под новостью об отстреле собак, рассказывали про стаи бродячих собак на окраинах города. И ведь эта проблема тоже, как говорится, имеет место быть.
- Согласна с вами. Я сама сторонюсь этих собак, от них не защитит никто. Но по своей природе собаки - «стайные» животные, и группами с четкой иерархией им легче существовать. Поэтому я и говорю о том, что проблема это имеет непростое решение. Тут нужно привлечь не только волонтеров, но и ветеринаров, экологов, которые бы помогли гуманными методами избавить жителей городских окраин от одичавших животных. И сделать все, чтобы их количество в будущем сокращалось.
Мне очень нравится пример Турции, где каждая уличная собака привита, стерилизована, и совершенно безопасна. А в Европе, допустим, бродячих животных на улицах нет вообще.
- Как давно Европа начала бороться с проблемой бездомных животных?
- Точно не скажу, но думаю, что они решили ее еще в прошлом веке. Если вы о том, сколько времени займет решение проблемы в Баку, то я думаю, что тут все зависит от нашего желания. И понимания сути проблемы. Просто перестрелять собак и кошек – это не выход, это – начало следующей проблемы: ожесточения детей и получение ими серьезных психологических травм, и, как следствие, ожесточение общества.
- А какие-то положительные изменения в отношении общества к жестокому обращению с животными вы не наблюдаете за последнее время?
- На самом деле, роль СМИ в изменении отношения общества к данной проблеме – огромная. И я, как человек, который непосредственно занимается проблемой бездомных животных, могу отметить, что за последние несколько лет ситуация изменилась в лучшую сторону. Еще пару лет назад новость о растерзанном щенке или облитой кипятком собаке не вызывала столь сильного резонанса в обществе. И меня, безусловно, радует, что люди в большинстве своем становятся добрее.
В то же время меня несколько расстраивает другое: появление людей, которые, демонстративно провозглашая свою неземную любовь к братьям нашим меньшим, столь же демонстративно ненавидят людей. Я считаю, что это просто маразм, считать, что «все люди – сволочи», или «им помогать мы не будем, потому что люди все гады» - это я еще привела сейчас не самые резкие комментарии из «фейсбука». Я вообще против любого проявления фанатизма в чем бы то ни было, и хочу отметить, что подобными высказываниями люди мало того, что способствуют появлению раздражения по отношению к обществам, помогающим животным. Они еще и, простите, врут. Невозможно ненавидеть людей, и при этом нежно и искренне любить животных. Как невозможно и обратное.
- Вы просто предвосхитили мой вопрос об этом. Действительно, подобные выкрики – иначе их не назовешь – вызывают раздражение. Лейла, скажите, с какими сложностями еще сталкиваются сегодня защитники животных?
- С появлением «сатанистов», или «троллей», которые себя за них выдают. И если наличие первых в интернете еще вызывает сомнение, то в реальности – увы! – эти люди существуют. Уж не знаю, действительно ли они последователи какой-то секты, или же совершают зверские ритуалы убийства по какой-то иной, мистической причине, но случаи убийств кошек в последнее время тоже участились. Я склоняюсь к версии ответственности за эти зверства именно сатанистов потому, что все эти убийства кошек происходили и в священный месяц Рамазан! Если же это делают просто обычные люди, «забавы ради», то мне страшно за них…
- Лейла, вы организовали и провели презентацию социального ролика в защиту животных. И, на мой взгляд, очень верно выбрали «героев» ролика, пригласив звезд азербайджанского шоу-бизнеса. Акция действительно собрала большую аудиторию. Какие планы у «BARS» сегодня?
- Планов у нас много, и подобного рода акции мы проводим регулярно: это могут быть какие-то ярмарки или телепередачи. Например, после того зверского убийства щенка я обратилась не только в печатные СМИ, я вместе с нашими активными волонтерами организовала телепередачу на АНС, куда пригласила представителей правоохранительных органов, религиозных структур, психологов, врачей- пульманологов, чтобы каждый из них прокомментировал ситуацию со своей точки зрения. Ведь человек, совершивший это ужасное убийство, признался, что сделал это ради спасения сына, больного туберкулезом. Якобы мясо щенков обладает в этом случае целительной силой. Мракобесие и бред, но кто-то в это верит, поэтому наша задача – просвещать население.
Что касается наших будущих проектов, то цели наши просты, прекрасны и грандиозны. Мы строим приют, самый настоящий приют европейского уровня, где животные будут жить не в клетках, как в тюрьме, а в больших удобных вольерах. Деньги на строительство приюта, равно как и территорию для него, нам выделил один добрый человек, пожелавший остаться неизвестным. Но в будущем нам понадобятся немалые финансовые средства для содержания администрации приюта и обеспечения животных медикаментами и провизией. Поэтому мы планируем построить на выделенной нам территории какие-нибудь увеселительные заведения или кафе, дабы прибыль от их деятельности шла на нужды будущего приюта. Приют будет рассчитан на 800 животных, и это – начало большого пути.
Кроме того, мы ведем переговоры с Министерством образования, чтобы получить право на организацию уроков в детских садах и школах, для того чтобы воспитать в детях любовь к животным. Мы хотим ввести снова «живые уголки», чтобы с детства приучать маленьких граждан нашей страны заботиться о животных. Это на самом деле очень полезно и воспитывает в детях чувство ответственности, я уже не говорю про здоровое отношение к животным и миру в целом.
- Спасибо за беседу и удачи вам!
Текст: Натали Александрова