Семейство Рустамханлы: новые роли многоликих Янусов
В древнеримской мифологии богом различных входов, выходов, проходов, а также начала и конца был Янус.
Он изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны (к прошедшему и будущему). Одно его лицо было лицом молодого, безбородого человека, смотрящего в будущее, другое — лицо бородатого старца, обращенное в прошлое.
Мифы мифами, но порой сама жизнь демонстрирует нам доказательства того, что их герои существуют и в реальной жизни. В Азербайджане образ древнеримского бога модернизирован и расширен. У нас в стране существует не двуликий, а многоликий Янус. Каждое из его лиц – разнообразно и по возрасту, и по полу, и по роли, которую играет, и даже по фамилиям, хотя все они приводятся в действие поворотом общей шеи.
Я говорю о семье Рустамханлы. Начну с Сабира Рустамханлы. Он более двух десятков лет играет роль патриота, оппозиционера, тюркофила, интеллигента. Благодаря умелой эксплуатации этих образов С.Рустамханлы давно и прочно восседает сразу в нескольких креслах: руководителя Партии гражданской солидарности, депутата Милли Меджлиса, председателя Всемирного конгресса азербайджанцев.
Уходить с занимаемых постов Сабир-бей не собирается. В его адрес регулярно доносятся обвинения в неэффективности как депутата парламента, и в качестве главы ВКА он решает личные проблемы, занимая эту должность нелегитимно. Более того, видимо считая себя человеком вне критики, он позволяет себе порой просто оскорбительные заявления.
В итоге, в интервью газете «Ени Мусават» он однажды назвал национальную футбольную сборную «стадом баранов». Так открыто оскорблять футболистов сборной, да и вообще кого-либо мог бы только такой «интеллигент» и «патриот», как С.Рустамханлы.
Согласитесь, просто кошмарной выглядит ситуация, при которой многократный депутат парламента, народный поэт Азербайджанской Республики, то есть человек, многие регалии которого связаны со словом «народ», назвал «стадом баранов» одиннадцать представителей азербайджанского народа, играющих в национальной, а значит связанной с нацией, народом, азербайджанским государством, футбольной сборной.
Но самое интересное, что и после открытой демонстрации, обычно умело и тщательно упрятанного, хамства, С.Рустамханлы позволяет себе выступать с позиций патриота и интеллигента. Такая им выбрана роль. И она приносит ему весьма солидные дивиденды.
Не имеющая никакого веса в обществе, ПГЕ владеет в центре Баку офисом, размеры которого много больше штаб-квартиры правящей партии «Ени Азербайджан».
Весьма недурственно устроились и братья Сабир-бея: Шахбаз Худуоглу и Аловсат Алиев. Первый активно изображает из себя интеллектуала, погруженного в издательский бизнес. Но работа ведется больше над внешним видом, чем над содержанием. Хотя, в любом случае, он весьма преуспевает, играя выбранную роль. Отвлекается он на иные роли по конкретным датам.
Например, 2 марта, в день убийства главреда журнала «Монитор» Эльмара Гусейнова. Но роль эта – эпизодическая и быстро забывающаяся. В иное время Шахбаз-бей является завсегдатаем книжных тусовок, владельцем огромной типографии, приносящей колоссальные доходы, и о политике благоразумно предпочитает не рассуждать.
Зато о ней, нежданно-негаданно решил порассуждать еще один брат Сабира Рустамханлы. Это – глава Центра миграции Аловсат Алиев. Он заявил, что «устал от властей» и что хочет, чтобы Азербайджан возглавлял иной руководитель. Безусловно, человек может уставать от кого угодно и от чего угодно. Главное, чтобы озвучиваемые им мысли были искренними. А вот в искренность этого человека, которого прекрасно знаю, не верится.
Потому, что именно он, на пару с братом Ш.Худуоглу, играл уже однажды роль «самых близких друзей покойного Эльмара Гусейнова. Сразу после его убийства, был создан Фонд Эльмара Гусейнова. И где сейчас этот фонд? Какова его значимость? Нулевая! Этот фонд есть только на бумаге. Зато А.Алиев сумел пропиариться на этом деле весьма изрядно.
Пару лет о нем толком и слышно не было. Сидел себе человек, рассуждал о проблемах миграции, реализуя проекты при поддержке Госсовета по поддержке НПО. Причем их презентация проходила в издательском доме «Ганун», что возглавляет Ш.Худуоглу. Но тогда А.Алиев как-то не демонстрировал своей усталости от нынешнего руководства страны. Он сидел и помалкивал. Он молчал, когда очередную пятилетку просиживал в Милли Меджлисе его брат, когда на С.Рустамханлы и всю его семью сыпались все блага жизни.
Сейчас же он решил заголосить. Мне кажется, что голос у него прорезался неспроста. Подозреваю, что всему виной попытка присоединиться к традиционному потоку грантов, что выделяются накануне выборов зарубежными донорами. И ради их получения необходимо изображать роль активного сторонника представителя оппозиции.
Смена масок никогда не было проблемой для А.Алиева. И потому я вовсе не удивляюсь его нынешним речам. Как не удивлюсь и его заявлениям в поддержку Президента Азербайджана Ильхама Алиева, от которого Аловсат-муаллим якобы устал.
Кстати, Аловсат Алиев ныне активно выступает в поддержку Али Инсанова. Такая вот у них семейная традиция позиционировать в совершенно разных ипостасях. Не удивлюсь, если роли эти в семействе Рустамханлы распределены заранее под руководством Сабир-бея. Он играет роль критика оппозиции, называясь при этом оппозиционером, тогда как Аловсат-бею отведена роль критика власти. На всякий случай. Если спросят, то Сабир-бей заявит, что он за брата не в ответе. А не спросят – тем лучше. Будут играть роль многоликих Янусов дальше. Пока сама жизнь не выкинет их на свалку истории.
Акпер Гасанов