Игбал Агазаде в роли критиканствующего дилетанта
«Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других». Этот афоризм, которой принадлежит Бернарду Шоу, как нельзя более точно характеризует председателя партии «Умид», кандидата на пост президента Азербайджана Игбала Агазаде, который расценил свое участие в предвыборной гонке как право на менторство.
Желание, что и говорить, не наказуемое. Но вот о том, как все это выглядит со стороны, человеку, претендующему на пост главы государства, было бы неплохо знать.
Аргументационная нагота
А со стороны это выглядит так, словно Игбал бей отчаянно пытается доказать правоту утверждения о том, что управлять государством может кухарка, потому что его рассуждения, озвученные в ходе первого тура телевизионных дебатов кандидатов в президенты Азербайджана, больше уместны на кухне, в кругу домохозяек, а не среди серьезных политиков. Лидер партии «Умид» активно эксплуатировал данный ему Всевышним бас, забывая о том, что находится не на оперной сцене, а в прямом эфире передачи, посредством которой должен убеждать граждан страны проголосовать за него 9 октября.
В своем пятиминутном соло И.Агазаде пытался предстать в роли ярого критика власти. Но в итоге он обнажил лишь собственную аргументационную наготу, которую не прикрыл и листочком доказательств. Например, он заявил, что никаких положительных изменений в жизни граждан страны не произошло - но ведь это – ложь! Как известно, существенно повысился уровень минимальной и средней заработной платы, пенсии. Кроме того, с 50% до 6% снизился уровень бедности. Неужели И.Агазаде не считает это доказательством положительных изменений в жизни граждан страны?!
Ничего кроме смеха не вызывает и заявление И.Агазаде о том, что 80% граждан Азербайджана взяли кредиты в банках страны. Ну и что из того?! Общеизвестно, что граждане США и ведущих стран Европы также активно пользуются банковскими кредитами. И то, что у азербайджанских банков существует возможность активно выдавать населению кредиты есть доказательство развития банковского сектора страны. А если Игбал бея убедили в обратном, то над ним жестоко посмеялись.
Хотя, чисто теоретически, он мог бы и сам додуматься до прописной, лежащей на поверхности истине - отечественные банки не будут работать себе в ущерб. Кроме того, выдача кредита в банке сопряжена с целым рядом процедур, суть которых сводится к выяснению платежеспособности того, кто берет кредит. И если возросло число граждан Азербайджана, признаваемых банками страны платежеспособными, то это также позитивный, а не негативный факт.
Ну а если и этого недостаточно для понимания И.Агазаде смехотворности его умозаключений, то перейду к языку цифр. Итак, за последние 10 лет доходы населения Азербайджана возросли в номинальном выражении на 29 миллиардов манатов, или в 6,1 раза, и в 2012 году достигли отметки в 34,7 миллиарда манатов. Надеюсь, что в окружении Игбал бея найдется кто-нибудь, сведущий в экономике, чтобы разъяснить ему, о чем говорят эти цифры.
Хотя надежд на это, признаюсь, маловато. Ведь мы уже услышали от И.Агазаде немало популистских заявлений. К примеру, в своем интервью одной из газет он принялся раздавать обещания с щедростью человека, уверенного в том, что их не придется исполнять, к примеру, пообещал врачам зарплату в 1000 манатов.
Довожу до сведения Игбал бея, что в Азербайджане уже есть врачи, заработная плата которых составляет 1000 манатов и выше. Но это – профессионалы высокого уровня. Выплачивать же всем врачам столь высокую зарплату, вне зависимости от уровня их квалификации, означает вернуться к советской системе «уравниловки», когда и гений и бездарь, и лодырь и трудяга получали одинаковую зарплату.
Плюс, резкое повышение заработной платы бюджетникам чревато значительным увеличением риска инфляции, подорожанием товаров и услуг, иными нежелательными экономическими проблемами. Именно благодаря тому, что руководство Азербайджана проводит грамотную экономическую политику, нашей стране удалось избежать тех огромных проблем, с которыми столкнулись ведущие страны мира в разгар финансово-экономического кризиса. Но этого Игбал бей никогда не признает. Роль у него такая – критиканствующего дилетанта.
И тебя вылечат…
Увлекшись этой ролью, лидер партии «Умид» заявил, что в первую очередь он намерен сменить внешнеполитический курс Азербайджана. То, что И.Агазаде меняет свои взгляды, как перчатки, известно всем. Он сменил не одну партию, заслужив славу интригана и флюгера. Но не надо путать свои личные взгляды на жизнь с внешней политикой государства.
Азербайджанская Республика проводит очень успешную внешнюю политику. Факт то, что в регионе невозможна реализация какой бы то ни было инициативы без участия и согласия Азербайджана. Более того, именно жесткая и принципиальная политика официального Баку вынудила авторов и участников проекта по нормализации турецко-армянских отношений учитывать интересы Азербайджана.
Наконец, об успешности внешней политики Азербайджана свидетельствует то, что наша страна была избрана непостоянным членом Совета Безопасности ООН, напомню, что в процессе голосования Азербайджан поддержали 155 стран мира. То есть 155 государств мира признают внешнюю политику, проводимую нашей страной, успешной, а Игбал Агазаде помышляет ее изменить. Невольно вспоминается фрагмент из любимой миллионами кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию», героиня которой обреченно произнесла «крылатое»: «И тебя вылечат, и меня вылечат!»
Типаж диктатора
Весьма показательным в плане характеристики И.Агазаде стало его поведение в ходе предвыборных дебатов. Он залпом, как будто выпил стакан воды, выговорил заранее заученный текст, после чего встал и ушел. Это говорит о том, что он привык к монологам, а не к диалогам. То есть И.Агазаде – ярко выраженный типаж тирана, деспота, диктатора.
Помимо этого, он – человек, не обладающий элементарной культурой поведения в обществе. Культурный человек умеет не только говорить сам, но и выслушивать других. Тем более, когда все собрались для обмена мнениями. Имеет ли смысл всерьез воспринимать умозаключения такого господина?
Имеет ли смысл всерьез воспринимать рассуждения лидера партии, которая за все время своего существования так и не смогла провести собственную акцию протеста, продемонстрировать действительное число своих сторонников? Ответ на эти вопросы очевиден. В том числе и по причине того, о чем говорил Бернард Шоу.
Акпер Гасанов