Посвящается всем, кто любил, любит и будет любить во всех мирах и во все времена…
Боль от безвременной потери всегда внезапна и оглушительна. В отличие от боли физической, к ней нельзя подготовиться или привыкнуть, она накрывает с головой, и далеко не каждый может от нее оправиться. Она присутствует в каждом шаге, движении, слове, взгляде. И только воспоминания могут облегчить это страшное горе...
Эта статья посвящена безвременно ушедшему архитектору Дурмушу Садыхову. Смерть всегда забирает самых лучших и талантливых, жизнь и творчество которых были наполнены красотой души и чистотой помыслов. Безусловно, художники, подобные Дурмуш муаллиму, понимали, что в них заложено что-то такое, что не поддается никакому определению, ибо является той единственной и высшей тайной, которую Творец при рождении закладывает в их души. Но этот дар Всевышнего, помогавший им жить и творить, всегда становился самым страшным наказанием для их недругов и завистников, заставляя их страдать от осознания собственного бессилия…
Общеизвестна латинская поговорка: «О мертвых или ничего, или хорошо». Как правило, ее приходится применять к большинству людей, потому что об их жизни просто нечего сказать. Но почти никому не известен парафраз этой латинской поговорки: «De mortus – veritas», то есть, «О мертвых – правду». В случае азербайджанского архитектора Дурмуша Садыхова это будет очень легко сделать, потому что его короткая, но яркая и наполненная смыслом жизнь оставила в сердцах знавших его людей только светлые чувства. Тот, кто не жил жизнью, полной любви и испытаний, никогда не поймет, какой уникальный мир выстроил Дурмуш Садыхов.
Каждый сам выбирает свой путь. Азербайджанский архитектор Дурмуш Садыхов сделал свой выбор еще в юности, когда решил посвятить свою жизнь архитектуре, и в каждом своем проекте, даже самом маленьком и незначительном, он воспевал историю, культуру и традиции своего народа. Он искренне верил, что Всевышний щедро одарил нашу землю и народ всем тем, что нужно для счастливой жизни. Самое главное не забывать и ценить этот бесценный дар. Поэтому во всех своих архитектурных проектах он неутомимо пропагандировал неисчерпаемость азербайджанской культуры и исторического наследия. Дурмуш Садыхов никогда не забывал о своих корнях, потому что считал, что без них человек не имеет своего лица и имени.
Он гордился азербайджанскими поэтами, музыкантами и учеными, но с горечью добавлял, что «к величайшему моему сожалению, мы так и не научились ценить наших зодчих». Он считал, что, какие бы замечательные архитектурные стили не предлагал современный мир, чтобы не раствориться во времени и пространстве, мы должны опираться на свои национальные корни. И не только потому, что они нам близки и понятны, а потому, что в каждой своей линии, в каждом своем изгибе они сохраняют духовную энергетику народа.
Дурмуш Садыхов всегда шел только в одном направлении – вперед, выбирая самые сложные дороги и никогда не жалел об этом. И какие бы испытания не встречались на его пути, он преодолевал их с честью и достоинством.
Он очень легко относился к деньгам и так же легко с ними расставался. Он щедро дарил счастье тем, кто был рядом, и люди начинали видеть этот мир в ярких красках. Он всю жизнь отстаивал свои творческие принципы, жертвовал своим здоровьем, не жалел времени и сил, и никогда не сомневался в самых главных вещах – что добро всегда побеждает зло, совесть важнее должности, а бесчестие не смывают никакие деньги.
Он обожал музыку, и во время работы обязательно слушал свои любимые композиции. Работа архитектора невозможна без коллектива единомышленников, но Дурмуш Садыхов предпочитал работать в одиночестве, которое он считал самым замечательным состоянием для творческого человека, потому что позволяет ему погрузиться в свой внутренний мир целиком, не отвлекаясь на внешние раздражители. Только тогда возникает удивительно гармоничное состояние души, которое и рождает удачные мысли, интересные решения и творческие находки. И, что самое удивительное, несмотря на то, что его захлестывала обыденная жизнь, непрерывные дела, суета, общение, события, он никогда не забывал о самом главном вопросе жизни – «Зачем я живу?» Поэтому даже его безвременный уход стал своеобразным рождением в вечность.
Дурмуш Садыхов все время находился в сложном процессе внутреннего поиска, далеко перешагивая за рамки архитектуры, потому что его интересовала не только реализация проектов, но и их духовная составляющая. Будучи настоящим профессионалом, он постоянно изучал самые различные направления искусства. Однажды в одном из своих интервью, он сказал: «Что же касается архитектуры, то недаром же про нее говорят, что это застывшая музыка. А музыку исполняет оркестр, которым управляет дирижер. Так вот, на мой взгляд, архитектор является своеобразным руководителем целого коллектива, от слаженности и профессионализма которого и зависит осуществление твоей идеи. И, кроме того, архитектор живет и творит в социуме и для социума. Поэтому хороший архитектор должен быть человеком широкого спектра познаний и интересов – история, культура, литература, в какой-то мере мировые религии, политика, экономика, обязательно психология. Умелое использование накопленных предыдущими поколениями знаний, регулярный анализ современных реалий и, конечно же, наличие таланта и есть составляющие нашей трудной и прекрасной профессии».
Его архитектурная концепция была сложна и проста одновременно. Проста потому, что была основана на любви к национальным традициям, которые представляют для него неисчерпаемый клад народной мудрости, благодаря чему в его архитектуре невероятно гармонично сочетались восточный и западный стили. Сложность же его творчества заключается в том, что его, как архитектора и человека многое из того, что сейчас происходит в архитектуре, не устраивало. Он всегда говорил, что архитекторы и заказчики должны учитывать не только свои желания и выгоды, но, прежде всего, думать о будущем, иначе нарушится принцип преемственности поколений, который является основополагающим фактором национального самосознания. Он крайне бережно относился к каждому своему проекту, тщательно продумывая каждый шаг.
К сожалению, среди его коллег и друзей у него почти не было единомышленников, ведь мы еще не научились прислушиваться к мнению профессионалов, и это рождает много проблем во взаимоотношениях. Архитектор – это, прежде всего, творец, и как все творческие люди, он очень раним и уязвим перед лицом непросвещенного обывателя. Но Дурмушу Садыхову, благодаря его удивительному таланту и обаянию, удавалось преодолевать даже эти трудности. Правда, никто не догадывался, какой ценой доставались ему эти победы в отстаивании своего творчества.
Дурмуш Садыхов все свои работы, независимо от их назначения, посвящал людям, и считал, что это и есть главное предназначение архитектора – приносить человечеству пользу. Но в последний год он работал над самым интересным и крупным проектом в своей жизни. Олимпийский спортивный комплекс, созданный им по заказу администрации города Гянджа, стал той ступенью, которая подняла Дурмуша Садыхова на новую высоту в его архитектурном творчестве. Он активно включился в работу по созданию Олимпийского спортивного комплекса, и вложил в него все свои знания, таланты и страсть к переустройству окружающего его мира. Несмотря на то, что проект Олимпийского комплекса выполнен в современном стиле, в каждой его черточке видно редкое, самобытное дарование архитектора. Надо сказать, что так он работал всегда и все архитектурные и дизайнерские проекты Дурмуша Садыхова отмечены неподдельным вниманием к родной земле, ее природе, истории, культуре, традиции и людям. Будучи искренним патриотом, беззаветно любящим родину, он внес значительный вклад в развитие азербайджанской национальной архитектуры, популяризируя и пропагандируя в своем творчестве изобразительные и художественно-эстетические достижения азербайджанского народа. Обращение к своим корням, к национальным истокам характеризует человека не только как патриота, это, прежде всего, свидетельствует о том, что в его сердце присутствует самое главное – любовь, потому что только сквозь призму этого чувства можно воспринимать окружающий мир, только это чувство дает творцу подлинное вдохновение, только это чувство способно победить зло, сидящее в каждом из нас и усовершенствовать свой духовный мир. И завершение уникального проекта Олимпийского спортивного комплекса в Гяндже стало самым мощным и ярким финалом его архитектурного творчества, которое навсегда увековечит для граждан Азербайджана память о своем выдающемся соотечественнике, архитекторе Дурмуше Садыхове.
Но в его жизни были не только творческие успехи и победы. Всевышний подарил ему еще один бесценный дар - дар настоящей любви и семейного счастья.
Юлия Садыхова прекрасно помнит тот день, когда впервые его увидела и поняла - это любовь. Потом были новые встречи и бесконечные задушевные разговоры, которые навсегда связали их сердца и души. К ним, как высшая награда, пришла взаимная любовь, основанная на духовном единстве и уважении. Они стали единым целым, во всем помогали и поддерживали друг друга, и от этого были счастливы… Десять лет пролетели, как один день, как один вздох… И сейчас это глубокое, светлое чувство по-прежнему живет в сердце Юлии, придавая ей сил и мужества, потому что быть супругой такого человека, каким был Дурмуш муаллим, большая честь и ответственность, и она должна быть сильной во имя его памяти.
Бахрам Багирзаде