Западный вектор и Евразийство, как разумная альтернатива
Характер изменений, которые произошли в Азербайджане за последние десять лет, наравне со многими прояснившимися мотивами, поведали еще об одном - в стране нет даже призрачных предпосылок для разрушительной революции.
Социально-экономическая действительность, обрастая стабилизирующими атмосферу признаками и факторами, продолжает трансформироваться и давать новые преференции.
Безусловно, подобный поворот событий отвечает интересам народа страны, и не только. Усиление позитивно утвердившихся трендов обернулось рациональной отдачей для соседних государств и союзников. Казалось бы, при столь обнадеживающем стечении обстоятельств ждать неадекватной реакции, и уж тем более, провокаций или саботажа от сторон, с которыми связывает не один год партнерства, неуместно. Однако ж, не тут то было.
Неожиданные повороты в действиях отдельных международных кругов, стран актуализируют неформальный вопрос – насколько иные из партнеров честны и добросовестны по отношению к Азербайджану? Президентские выборы и последовавшая за ними реакция сообщества опять, вот уже в который раз, вынуждает оглянуться, пристальнее присмотреться к позиции тех сил, которые норовят обналичить идеологию нео-порабощения.
Сказать, что позиции Государственного департамента США и Бюро демократических институтов и по правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ стали полной неожиданностью для азербайджанской стороны, было бы неверно. Названные стороны и до октября 2013 года, в ходе предыдущих выборных кампаний уже оказывались в роли ревизоров, кому доставляло большое удовольствие класть ложки дегтя в бочку азербайджанского меда. В ходе же последних президентских выборов внешнеполитическое ведомство США и БДИПЧ ОБСЕ сочли нужным лицемерно скооперироваться и дать негативную оценку народному волеизъявления, точнее тому, как оно было организовано.
И опять приходится гадать – что же заставляет партнеров пускаться в философию абсурда и ставить действующее положение верх ногами?
Впрочем, такого рода вопросы возникали не раз, и все время приходилось домысливать, в некотором роде закрывать глаза на причуды самоуверенных ревнителей истины, которые полны решимости разбить отношения страстью демократии. Рано или поздно, всему приходит конец, и долготерпению тоже. Но прежде чем вывести логический знаменатель, стоит заострить внимание на существенных частностях.
Воссоздание экспозиции с действующими героями, разыгрывающимися актами и ставками фигурантов помогает прощупать атмосферу и разобраться в перипетиях разыгрываемых сюжетов.
Западные политики и стратеги породнились с практикой видеть в сугубо коммерческих субстантах идеологические зерна, а в политических материях деловую суть. Ставка на игру с размытыми имманентными ценностями оставляет за ними большой простор для маневров, а еще и гарантированную возможность быть в роли непререкаемых судей.
Демократия, которой понукают западники, на глазах утрачивает свою ценностную сущность. Зримо видно, сколько путаницы и недопонимания накопилось в этой мифологизированной ипостаси. Однако, невзирая на существующий пафосный материал, заправилы, демонстрируя невозмутимость, продолжают партию, сохраняя за собой исключительное право безапелляционно выносить вердикты, диктовать условия, менторски указывать – что такое хорошо, и что такое плохо. И не всегда, увы, сие модераторство несет в себе здравое начало. Складывается впечатление, что главным для зачинателей процесса является не результат, а то, кто и как осуществляет движение к означенной цели.
Как ни парадоксально, процесс демократизации бонзы превратили в некое подобие бега с загадочными и абсолютно непредсказуемыми препятствиями. Для себя определились, что при всех поворотах и неожиданностях находятся вне зоны критики. Зато с критикой других дело поставлено на поток.
Вот и на этот раз все получилось так, как расписано по канонам алогичного жанра.
Если руководствоваться известной мудростью «любая свобода основана на подавлении свободы других», то можно заключить, что увлеченный «демократизацией» мира полюс только по себе ведомой системе квотирует процесс, деля субъекты на «своих» и «чужих».
Кому-то дается беспредельное право на все шалости и эксперименты, как в случае с Арменией, а кому-то отказывается в праве идти естественным путем к собственной модели. В таком порыве не важно кто и как провел выборную кампанию, чем отличились официальные, гражданские и общественные институты. Главное, чтобы лестной оценки удостоились покорные, безвольные, и никак не те, кто демонстрирует самолюбие, стремление пройти дистанцию достойным путем.
Партнерство в любом деле, если, конечно, оно здоровое, и обращено в рациональное русло, предполагает наличие обоюдного понимания, взаимного бескорыстного участия. Если этого нет, или у одной из сторон и в помине не было желания быть верным обязательствам, от такого взаимодействия никогда не будет прока.
Азербайджан, как страна, нацеленная на развитие национальных институтов, не раз демонстрировал, что настроен на полноценное партнерство с Западом и готов принять самые важные из ценностей демократического обустройства. И вроде бы порыв этот в стане западной элиты ценился. Во всяком случае, на словах это неизменно подтверждалось, чего не сказать о действиях.
Социальный вирус нигилизма, периодически отравляющий атмосферу отношений, дает основания спросить – а есть ли смысл в партнерстве, где одна сторона только и делает, что, сохраняя верность обязательствам, строит, а другая, вопреки здравому рассудку, все время крушит каркас взаимопонимания, выкидывает фортеля невостребованной непоколебимости?
Бессмертный Алексис де Токвиль говорил - «революция происходит не в самые тяжелые времена, а, как раз, тогда, когда ее не ждешь». Азербайджан усилиями своего руководства осуществил свою революцию, возможно неожиданную для кого-то, инициировав огромную по размаху программу созидания. Революция эта стала громом среди ясного неба для тех, кто помышлял о совершено другой революции, с уродливым лицом. Потому и выдалась нестыковка ожиданий, а следом и позиций.
Настала пора оглянуться, окинуть взором панораму идейно-политических ценностей. Просматривается реальная предпосылка для новой, заметим, эволюционной перезагрузки системы ориентиров.
В том, что она не вызовет шараханий, ощутимых колебаний, сомневаться не приходится. Почва под ногами более чем устойчивая. Да и друзья настоящие оценят и поймут по достоинству, да и поддержат морально. А процесс переустройства станет делом техники.
Тофик Аббасов
Главный редактор газеты New Baku Post
Статья отражает точку зрения автора