Старые легенды и современные тайны турецкого дворца «Долмабахче»
Изысканный дворец османских султанов на европейской стороне пролива Босфор в Стамбуле, по сей день окутанный тайнами и легендами, вновь становится местом политических интриг и закулисных заговоров.
«Долмабахче» – шедевр мирового зодчества. Дворец был построен в 1843-1855 годах по заказу османского султана Абдулмеджида I, тяготеющего к изысканным резиденциям европейских монархов XVIII-XIX веков. Это был грандиозный по тем временам проект, предусматривающий засыпку землей береговой линии пролива для строительства огромного и великолепного дворцового комплекса в стиле барокко. Само слово «долмабахче» в переводе с турецкого означает «насыпной сад».
Тогда, на украшение интерьеров дворца ушло примерно 14 тонн золота, а общая стоимость строительства превысила 5 миллионов золотых. Тем не менее, султан был щедр как никогда, несмотря на то, что экономика империи переживала трудные времена.
Дворец был сдан в эксплуатацию в 1856 году – почти сразу после великолепной победы Блистательной Порты и ее союзников над Российской империей в Крымской войне и подписания унизительного для русского монарха Парижского мирного договора. Султан с большим облегчением и радостью в душе переехал в «Долмабахче». Но в том же году началась загадочная история этого таинственного дворца: экономика страны резко пошла на спад, а главный инициатор проекта, знаток искусства и великий турецкий реформатор XIX века султан Абдулмеджид I, потративший столько средств и сил на строительство дворцового комплекса, покинул «Долмабахче», прожив там всего 6 месяцев, и более не вернулся во дворец вплоть до самой смерти в 1861 году.
Во дворце «Долмабахче» по неизвестным причинам отказался жить и преемник султана Абдулмеджида – его младший брат султан Абдулазиз. Тем не менее, молодой султан не смог избежать плохой участи и его ожидал куда более бесславный конец. В 1876 году дворцовая знать заставила его отречься от престола в пользу племянника Мурада V – старшего сына Абдулмеджида. По одной из версий, свергнутый султан умер несколько дней спустя, совершив самоубийство во дворце Чыраган, куда его заключили как государственного преступника. Однако громкий судебный процесс 1881 года над Мидхат-пашой почти доказал, что султан пал жертвой предательского заговора и был убит своими же придворными.
Мурад V правил недолго. За три месяца умственное состояние этого здорового мужчины было значительно потрясено вследствие расстройства нервной системы. Назрел очередной заговор, Мурад V был низложен и помещен в Чыраганский дворец. К свергнутому правителю никого не допускали, так что было неизвестно, болен ли он или здоров, жив или умер. Интересен тот факт, что в 1878 году мятежникам удалось проникнуть во дворец и освободить Мурада, но он, впрочем, не выразил ни малейшего желания идти с ними. Прибывшие вскоре войска рассеяли мятежников, а сам Мурад V скончался в заключении в своем дворце лишь через 26 лет.
Так началась долгая эпоха правления брата Мурада V – Абдулгамида II. Он и слышать не хотел о существовании дворца «Долмабахче» и местом своего пребывания выбрал дворец «Йылдыз». Абдулгамид II правил 33 года и превратился в абсолютного монарха. Тогда некоторые cчитали, что ему каким-то образом удалось избежать проклятия, наложенного на дворец «Долмабахче» и династию османских султанов. Однако события начала ХХ века полностью опровергли эту версию. В 1909 году Абдулгамид II был низложен в результате Младотурецкой революции и установления конституционного порядка. Скончался 34-й султан Османской империи и 99-й халиф лишь девять лет спустя в 1918 году.
Его преемники вернулись в «Долмабахче». Но темные тучи продолжали сгущаться над Османской империей и его величеством верховным монархом. Вступавшим один за другим на османский престол вслед за Абдулгамидом его младшим братьям Мехмету V Решаду и Мехмету VI Вахидеддину пришлось отнюдь нелегко. В конце правления Мехмета V страна почти проиграла Первую мировую войну, а империя оказалась на грани раскола.
А при Мехмете VI Османская империя окончательно распалась: был подписан позорный Севрский мирный договор и страна оказалась расчлененной союзниками по Антанте. На карту уже был поставлен вопрос о самом существовании турецкой государственности, началась народно-освободительная борьба, была провозглашена Республика под предводительством великого Мустафы Кемаля Ататюрка и из страны были изгнаны все оккупанты... а вместе с ними выдворены и члены дома Османов, считающиеся предателями.
Так, последний султан Османской империи Мехмет VI, эмигрировавший в Италию, умер в гордом одиночестве в 1926 году. Примечательно, что по сей день в Турции многие суеверцы склонны полагать, что это был логический конец проклятия, наложенного на дом Османов еще в годы строительства дворца «Долмабахче». Есть даже те, которые считают, что в этом деле есть армянский след и в качестве доказательства приводят тот факт, что в застройке дворца принимали участие два сомнительных архитектора армянского происхождения – отец и сын Карапет и Никогос Бальяны.
Тем не менее, даже после падения монархии дворец продолжал нести в себе многие тайны и давал повод многочисленным сплетням. Стоит только отметить, что состояние здоровья национального лидера и первого президента Турции 58-летнего Ататюрка, живущего в этом дворце в дни своего пребывания в Стамбуле, окончательно ухудшилось здесь и вождь турецкого народа скончался 10 ноября 1938 года именно в «Долмабахче». Дворец оставался только музеем вплоть до сентября 2007 года, когда турецкий парламент снова вернул ему политическую функцию, сделав «Долмабахче» официальной резиденцией премьер-министра в Стамбуле.
Именно в том году во дворце «Долмабахче» состоялась, по сути, тайная встреча премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана с начальником Генерального штаба Вооруженных сил Турции генералом армии Яшаром Беюканытом. Встреча проходила в обстановке политической неопределенности. Тогда турецкий парламент никак не мог выбрать президента, а против кандидатуры Абдуллы Гюля противилась армия, оказывая серьезное давление на парламентариев. В том же году было возбуждено небезызвестное уголовное дело, вошедшее в историю под названием «Эргенеком», и впервые в истории началось судебное преследование высших чинов турецкой армии.
Турецкая общественность по сей день задается вопросом об обстоятельствах встречи во дворце «Долмабахче», а оппозиционные политики призывают премьер-министра рассекречивать детали той встречи. Недавно, лидер крупнейшей оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу вновь призвал премьер-министра Эрдогана обнародовать детали «соглашения» с генералом Беюканытом. Он официально обвиняет премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана и бывшего начальника Генштаба ВС генерала Яшара Бюканыта в сговоре.
Тут необходима небольшая справка. 27 апреля 2007 года в 23:20 по местному времени Генштаб ВС Турции обнародовал меморандум в связи со светским характером формы правления Турецкой Республики. «Меморандум военных» был подписан начальником Генштаба Яшаром Беюканытом накануне президентских выборов. Армия выступала против кандидатуры Абдуллы Гюля на пост президента страны и заявляла о недопустимости изменения светского характера Турецкой Республики. Текст меморандума был передан в СМИ через Интернет, после чего многие журналисты и аналитики назвали его «е-меморандумом».
Меморандум гласил, что президентом Турецкой Республики и главнокомандующим ВС может быть человек, приверженный светскому характеру государства, идеалам Ататюрка и националистическому мышлению.
Тем не менее, Кылычдароглу считает, что премьер-министр и начальник Генштаба действовали сообща.
«Людей арестовывали по обвинению в подготовке государственного переворота. Потом, вышел начальник Генштаба и признался, что подписал меморандум. Премьер-министр тайно встретился с этим самым генералом. При этом нет никаких архивных документов подтверждающих наличие этой встречи. Генерал – автор «Меморандума военных» подружился с премьер-министром, будучи отставным, получил дорогой автомобиль и был награжден. Этот меморандум преследовал цель укрепления власти Партии справедливости и развития. Это является доказательством сговора между Эрдоганом и Беюканытом. Почему тогда не были задействованы следователи? Когда им нужно следователи вступают в дело. О чем шла речь во дворце Долмабахче? Пусть обнародуют тему разговора», - негодует Кылычдароглу.
Тем временем, отставной генерал Яшар Беюканыт опровергает всяческие обвинения в свой адрес. По его словам, заявление председателя НРП не имеет под собой никаких оснований.
Комментируя и осуждая заявление Кылычдароглу по поводу сговора между Генштабом ВС и премьер-министром накануне президентских выборов в 2007 году, Беюканыт заявляет, что это заявление оскорбляет честь человека, отслужившего 53 года в турецкой армии, оно беспочвенно и является плодом больного воображения.
Более того, Яшар Бююканыт подчеркивает, что так называемый «е-меморандум» не имел предупредительного характера и напоминает, что ранее он неоднократно говорил о теме беседы с премьер-министром во дворце «Долмабахче».
Как бы там ни было, тайна встречи в «Долмабахче», как и другие загадочные истории, связанные с этим дворцом, не разгаданы до сих пор. Похоже, этот великолепный дворец долго будет хранить многовековые тайны и еще не раз послужит площадкой для закулисных интриг.
Касаясь темы упадка Османской империи, со своей стороны должен добавить то, что версия о начале кризисного периода в истории Порты сразу после строительства дворца «Долмабахче» отнюдь не соответствует действительности. Ибо в начале XIX века Османская империя, мягко говоря, уже переживала нелучшие времена и ее упадок начался не в XIX, и даже не в XVIII столетии.
Апогеем развития Османской империи считается XVI век и приходится в годы царствования Сулеймана Великолепного. Постепенный упадок империи начался сразу после смерти Сулеймана, казнившего старшего сына – мужественного воина и любимца янычар Мустафу и объявившего своим наследником трусливого Селима Рыжего, родившегося от славянской рабыни Роксоланы (Хюррем).
Это был одним из поворотных моментов в истории Турции, а возможно и мира...
Джейхун Алекперов