Экспорт украинской революции в Турцию и на Южный Кавказ невозможен, уверен политолог Ниязи Ниязов
![Экспорт украинской революции в Турцию и на Южный Кавказ невозможен, уверен политолог Ниязи Ниязов](/images/articles/2014/03/03/thumb_20140303111127786.jpg?2021-02-17+09%3A23%3A27)
Негативные тенденции роста протестных акций в Турции являются открытым месседжем премьеру Эрдогану, авторитет которого заметно падает в турецком обществе, особенно в свете последних событий политического и идеологического характера.
Об этом заявил 1news.az, политолог, доктор исторических наук, доцент Санкт-Петербургского госуниверситета Ниязи Ниязов, комментируя недавние массовые волнения в Турции, направленные против Эрдогана.
По мнению политолога, националистические факторы в Турции начинают вновь доминировать над религиозным и политическим началом, а протестные акции свидетельствую о том, что турецкий светский национализм начинает вновь обретать почву под ногами.
«Я не думаю, что массовые волнения в Турции как-то связаны с революцией украинского Майдана и инициированы Западом»,- сказал политолог, отвечая на вопрос относительно возможного экспорта украинского сценария событий в соседние регионы.
По мнению российского аналитика, все, что происходит сегодня в Турции, является безуспешным результатом внутренней политики, проводимой премьером Эрдоганом.
«Списывать все свои внутренние проблемы на Запад не оправдывает даже такого сильного политика как Эрдоган. Будучи управленцем жесткого типа, он применяет чрезмерную силу для разгона демонстрантов, но это практически не торпедирует рост протестных настроений в стране.
К тому же первая протестная волна среди масс началась после вырубки парка и сноса центра Ататюрка в Стамбуле, позже она же переросла в политические протесты против премьера Эрдогана.
На тот момент было сложно предвидеть, что протестные акции повторятся в половине регионов Турции и примут своего рода политический характер.
Уже тогда протестующие называли себя «солдатами Ататюрка», выступая против исламизации страны и требуя отставки Эрдогана», - напомнил политолог.
Отметим, что во время недавних волнений в Турции были задержаны две тысячи человек, десятки протестующих и полицейских получили ранения. Тогда же на улицы Анкары вышли минимум 20 тысяч протестующих, многие из которых скандировали лозунги против Эрдогана.
Масла в огонь подлило тогдашнее заявление турецкого премьера, который назвал основную причину протестных выступлений идеологической.
![kv1](https://1news.az/i/kav1.gif)
![kv1](https://1news.az/i/kav2.gif)
«Когда начались все эти события, Майданом еще и не пахло, но к счастью, события не обрели более трагический характер, как это случилось в Украине. Прогнозировать, во что могут вылиться протесты и какими могут быть последствия для турецкого народа, сложно. Судя по всему, как бы этого ни хотелось Эрдогану, ему придется отказаться от политики единоличного лидерства, определяющего внешнее и внутреннее развитие Турции.
Это значит, что так или иначе премьеру придется считаться с мнением оппозиционных партий, и в том числе националистических партий, загнанных им же за последние годы в подполье. Я говорю о репрессиях в отношении военных, разных политических деятелей страны, которые призывали строить несколько иное государство и соответственно формировать иную внешнюю и внутреннюю государственную политику.
Мнение по поводу того, что режим Эрдогана может пасть под давлением протестных акций, ошибочно, потому что он располагает прочной ресурсной базой, способной противостоять сопротивлению, что дает ему преференции. Тем не менее, наличие ресурсной базы не может все время обеспечивать неприкосновенность. Игнорируя вызовы масс, которые могут иметь тенденцию роста, Эрдоган рано или поздно может поставить себя перед угрозой смены власти. Причем такой поворот событий – вопрос времени. А ценой вопроса могут стать гибель десятков или может быть и сотен людей.
Все очень просто. Утвердившаяся форма правления Турцией, которую проводит Эрдоган, не совсем приемлема для турецкого общества. Возьмем, к примеру, фактор ментальности. В Турции жители городов сильно отличаются от жителей села в плане восприятия религиозности, светскости и, наконец, действующей власти. Эрдоган пока опирается на широкие слои деревенского населения, мелких городов, основную часть которых составляют умеренные исламисты. Они же и обеспечивают основную поддержку правящему режиму, в то время как более светская часть общества в крупных городах страны не поддерживает политику действующего премьера. Все эти факторы носят исключительно внутриполитический характер, и дают основание полагать, что они никак не могут быть связаны с украинским Майданом.
Ясно, что организация революций дело непростое и требует большой ресурсной базы, политической и финансовой. Не имея таких ресурсов, невозможно взять и экспортировать революцию из одной страны в другую», - заявил политолог, комментируя вопрос возможного экспорта революции в страны Южного Кавказа.
«Безусловно, «доброжелатели», пытающиеся дестабилизировать ситуацию, найдутся всегда и в Армении, и в Грузии, и в Азербайджане. Но здесь надо учесть, что в каждой из трех стран Южно-Кавказского региона различная социально-экономическая ситуация.
Теоретически кто-то и может предположить, что революция возможна в Армении, хотя лично я так не думаю.
В Азербайджане революционный разворот событий также минимален потому, что политическая поддержка большинства населения на стороне действующей власти. К тому же в Азербайджане нет явных предпосылок, способных вызвать массовые протесты при наличии экономического роста, степени благосостояния народа, которое намного выше, чем в соседней Грузии или тем более в Армении.
Что касается Грузии, то нынешние власти пытаются что-то менять в существующей системе международных отношений и налаживать партнерские связи с Россией и с Европой. Поэтому полагаю, что в ближайшее время в Грузии не предвидятся какие-то события революционного характера в плане свержения действующей власти и прочее», - пояснил политолог.
Что касается непосредственно украинских событий, то, по мнению Н.Ниязова, они приобрели революционную окраску из-за отсутствия поддержки большинства населения в восточной и западной части Украины.
«Изначально было очевидно, что действующий политический режим Януковича долго не просуществует, что, собственно, и произошло. В отличие от Украины, ни в одной из южно-кавказских стран даже в случае каких-то протестных акций, инициаторами которых могут быть определенные радикальные, антиправительственные партии, свержения действующей власти не произойдет», - заключил российский аналитик.
Матанат Насибова