«Новый Ближний Восток»: что происходит – «исторический раскол»? – Newtimes.az | 1news.az | Новости
Политика

«Новый Ближний Восток»: что происходит – «исторический раскол»? – Newtimes.az

17:00 - 15 / 07 / 2014
«Новый Ближний Восток»: что происходит – «исторический раскол»? – Newtimes.az

Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью «Новый Ближний Восток»: что происходит – «исторический раскол»?».

Предлагаем вниманию читателей данный материал без изменений:

«Военные операции, проведенные террористической организацией ИГИШ в Ираке, дали толчок цепным процессам. По всему Ближнему Востоку одно за другим происходят события, обостряющие напряженность. С одной стороны, актуализировался вопрос о территориальной целостности Ирака, с другой, – новый масштаб обрел палестино-израильский конфликт. Члены ИГИШ распространяют информацию о том, что могут отправиться воевать с Израилем. Официальный Тель-Авив же бомбит сектор Газа, заявляя даже, что начнет сухопутную операцию. Обострилась ситуация и в Сирии. Здесь началась война между ИГИШ и курдскими отрядами. Одновременно распространилась информация и о подготовке в сирийской армии мятежа против Башара Асада. Ближний Восток поистине превратился в арену кровопролития. Чем это может закончиться?

Террор и геополитика: две беды «Нового Ближнего Востока»

Динамика мировой политики стремительно меняется. Уже нет надежды на то, что хотя бы один день пройдет спокойно. То в одном, то в другом регионе напряженность растет. Как только в одном она спадает, в другом она тут же обостряется. Примечательно, что эти процессы происходят, словно, по предварительно разработанному сценарию, поскольку при более глубоком рассмотрении обнаруживается, что в их корне лежат схожие черты.

Некоторое время главной темой глобальной геополитики было украинско-российское противостояние в Восточной Европе. Этот вопрос сохраняет свою актуальность и сегодня. Но складывается впечатление, что процессы здесь уже миновали свой пик. Вместо этого широкий размах получили новые волнующие человечество события на Ближнем Востоке. Сейчас специалисты употребляют термин «Новый Ближний Восток». Здесь мы хотим сделать небольшое отступление.

Всего два года назад событиям, поднявшим голову в этом регионе, было дано название «арабская весна». Сейчас же становится очевидным, что, по сути, это понятие отражает не столько «весну в судьбах наций», сколько скрытые противоречия глобальной геополитики. «Весна» принесла народам региона мазхабские раздоры, кровопролитие, угрозу раскола стран, гражданскую войну и гуманитарную катастрофу. Значит, «арабская весна», по сути, означает «новые трагедии Ближнего Востока».

Тогда что же означает то, что специалисты, сменив терминологию, начали говорить о «формировании Нового Ближнего Востока»? Ответить на этот вопрос можно на основе анализа существующих пока событий. Целостная картина же прояснится только спустя определенное время. Но уже сейчас можно увидеть некоторые моменты, вызывающие беспокойство.

Прежде всего, эксперты употребляют понятие «Новый Ближний Восток» в контексте возникновения новых государств за счет нарушения территориальной целостности стран региона. Чаще всего в этом ряду упоминаются Саудовская Аравия, Катар, Иран, Ирак, Сирия и Турция. На фоне подобной информации говорится о распространении карт, составленных Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) США.

В итоге складывается следующая картина. В реальности «Новый Ближний Восток» скорее напоминает расколотый, задыхающийся во внутренних противоречиях и нуждающийся во внешней помощи регион. Если «арабская весна» – первый этап этого процесса, то тогда это свидетельствует о существовании какого-то предварительно разработанного плана. С этой точки зрения «новизна» означает вступление борьбы геополитических суперсил за сферу влияния в новую стадию. Воля государств региона играет при этом небольшую роль. Опасная сторона вопроса кроется именно в этом.

А теперь рассмотрим главных игроков плана, о существовании которого подозревают. Первое, что при этом приходит в голову, это – террористическая организация «Исламское государство Ирака и Шама» (ИГИШ). Она уже расколола Ирак по всей границе в 1050 км на три части: курдский север, суннитский центр и шиитский юг. Сейчас курды роют между собой и ИГИШ пограничные окопы по 1050-километровой границе, шиит аль-Малики обвиняет Курдскую администрацию Северного Ирака в поддержке террористов, а они в свою очередь требуют отставки премьер-министра. Все это свидетельствует о том, что Ирак и на самом деле находится в преддверии раскола.

«Новизна» региона этим не исчерпывается. В настоящее время ИГИШ проводит военные операции в регионе проживания в Сирии курдов (в особенности, в Кобани). Наряду с Масудом Барзани, на это отреагировал и Абдуллах Оджалан. Оба говорили о необходимости объединения этнических курдов для самозащиты. Оджалан даже заговорил о мобилизации. Если все это произойдет, в регионе может возникнуть серьезная неразбериха. На фоне сказанного раздоры между Малики и Барзани поднялись на новый уровень. Дело обретает характер этнических противоречий.

Потерянный регион: угрозы новых сценариев

Еще более примечательную информацию распространил телеканал CNN. ИГИШ прибрал к рукам уран. Специалисты не думают, что террористы изготовят из этого вещества ядерное оружие. Но фактом является то, что 49-килограммовое ядерное вещество находится в руках неконтролируемой группы. Западные специалисты забывают, что армянские террористы и «аль-Каида» уже давно занимаются незаконной торговлей ядерными материалами. И трудно прогнозировать, в какие связи они вступят с ИГИШ.

Примечательно, что с обострением напряженности в Ираке вновь воспламенился палестино-израильский конфликт. В ответ на ракетные удары по своей территории Тель-Авив превратил сектор Газа в ад. Сейчас здесь говорят о вероятности начала под предлогом уничтожения Хамас сухопутной операции.

И, словно всего этого мало, распространилась информация о ракетных ударах по территории Израиля со стороны Ливана. А глава палестинской автономии Махмуд Аббас обвинил Тель-Авив в геноциде. Таким образом, можно утверждать, что палестино-израильский конфликт поднялся на качественно и масштабно новый уровень.

На фоне подобного хода событий «Новый Ближний Восток» кажется очень опасным. Очевидно, что крупные государства региона постепенно вовлекаются в войну. Фактически на всей территории Ближнего Востока имеют место раздоры. Если всего несколько месяцев эпицентр событий был в Сирии, то сейчас он находится в Ираке. Но общее между ними – это еще большее включение мазхабской дискриминации в политическую борьбу и обострение этнических противоречий. Такая ситуация превращает Ближний Восток в крайне чувствительный регион. В этом плане специалисты обращают внимание еще на один фактор.

Речь идет о нефтяных и газовых ресурсах региона. Место военных операций ИГИШ богато энергоресурсами. В последнее время отмечается подорожание нефти. Будет ли этот процесс продолжаться? В каком направлении будет изменяться использование Китаем энергоресурсов Ближнего Востока? По мнению некоторых специалистов, в провоцировании Западом сложной ситуации на Ближнем Востоке серьезную роль сыграли именно китайский и российский факторы. Этим Вашингтон предотвращает использование Москвой и Пекином энергоисточников региона.

Параллельно растут противоречия между крупными государствами Ближнего Востока. Процессы разворачиваются в направлении постепенного вовлечения в конфликты Ирана. После Ирака внутренние распри могут начаться в этой стране. В этом случае есть вероятность вовлечения в раздоры и Турции, Саудовской Аравии, Катара и других государств. Некоторые эксперты уже сейчас отмечают, что главной мишенью являются Иран и Турция.

Все это показывает, что указанный регион втягивается в крайне опасную ситуацию. Внутренние интриги здесь могут долго продолжаться. Эксперты предупреждают, что перекраивание политической карты Ближнего Востока в целом может привести к глобальной неопределенности. Но, несмотря на все это, опасные игры на Ближнем Востоке продолжаются.

Как видно, геополитические процессы на Ближнем Востоке вступили в новый этап. При этом говорится о возвращении США на Ближний Восток. Одновременно не следует забывать и об интересах Евросоюза. Евросоюз уже выразил свое отношение к происходящему в Ираке и обострению палестино-израильского конфликта. Интересно: означает ли все это, что в глобальном масштабе возникает новая геополитическая война? Очередь за каким регионом после Ближнего Востока?»

Newtimes.az

Поделиться:
2993

Последние новости

Все новости

1news TV