ПРАВИЛА ЖИЗНИ. Эмиль Афрасияб: «Большая часть того, что происходит с человеком – следствие его мыслей»
Эмиль Афрасияб, заслуженный артист Азербайджана, пианист, 32 года.
Афрасияб - это не фамилия, а имя моего отца. Я взял его в качестве творческого псевдонима несколько лет назад, поскольку меня часто путали с другим известным джазовым пианистом – моим полным тезкой.
Я рано повзрослел - с 13 лет начал работать наравне с взрослыми, а может, даже и больше. Тогда тяжело заболел отец, и вся ответственность за семью легла на мои плечи.
Не люблю необязательных людей – они мешают и творчеству, и жизни вообще. Они способны перебить все, и поэтому от них стоит держаться подальше.
Я даже во время отдыха работаю. У меня постоянно в голове «звучит оркестр». И если один день я не притрагиваюсь к инструменту, то начинаю неважно себя чувствовать. Я отдыхаю на работе. А пассивный отдых я не понимаю.
Я не делю музыку на жанры. Для меня есть музыка и есть все остальное, что, на мой взгляд, под это определение не попадает.
Есть такая фраза: «Каждое наше движение может подействовать на наше будущее», и это действительно так. Думаю, что от человека зависит многое. Бог дает силы, возможности и выбор. Но вот как мы проявим себя в той или иной ситуации – зависит уже только от нас.
Я категорически против любого насилия. Даже в спорте я признаю только те виды, которые способствую здоровью тела и укреплению духа.
Когда человек говорит: «Я никогда…», чаще всего он подразумевает что-то, что он не будет делать, потому что уже сделал, и последствия были печальными.
Я бы сказал: «Никогда не говори никогда», но если речь о том, что никогда не пробовал – то да, я бы прыгнул с парашютом. Я вообще люблю адреналин.
Моя вторая «профессия» - гонщик, а машины – вторая стихия после музыки.
Большая часть того, что происходит с человеком – следствие его мыслей. Поэтому, если кого-то окружает негатив, есть повод задуматься.
Грустить и впадать в депрессию – разные вещи. Погрустить иной раз можно, важно не превышать «дозу» этой грусти.
Сегодня говорят: «Не надо принимать чужой негатив». Чужой – это чей? Ведь, если речь идет о близких людях, мы сознательно впускаем их и в сердце, и в душу, вместе со всеми их «негативами» или «позитивами». А негатив чужих людей тело и дух отталкивает сам, как правило.
Говорят, гнев надо «выпускать», но я так не делаю. Я сознательно воспитал свою психику, если можно так сказать. Я научился принимать все как есть, и не переживать по этому поводу.
Лучше не обещать, честно сказав, что помочь не можешь, чем обнадежить человека, а потом не сделать. Да, отказ может расстроить. Но невыполнение обещанного расстроит еще больше.
Я, с одной стороны, бунтарь, с другой – прагматик. Согласен, «смесь» поразительная.
Ни к кому не отношусь свысока, но при этом с каждым предпочитаю говорить на его языке. По-моему, это логично, ведь вы не сможете донести свою мысль до человека, который, скажем, говорит на ином диалекте. Так и в жизни.
Да, я вполне могу подраться, если заденут кого-то из моих близких. Однако в случае конфликтов со мной лично, всегда стараюсь решить проблему вербально.
Характер формируется с опытом жизни. Просто кого-то проблемы «ломают», а кого-то делают крепче.
Воспитание играет колоссальную роль в формировании личности. С детьми надо разговаривать. Я всегда стараюсь отвечать на вопросы своих – а их у меня трое - два сына и дочь. Даже, если они задают мне один и тот же вопрос по 10 раз.
В моей семье есть некий устав, который принимаю я, и который является обязательным для исполнения супругой и детьми. Но я не тиран и не деспот, я человек, который отвечает за своих близких.
Я благодарю Бога за то, что он дал мне талант и интуицию. Поэтому я доверяю внутреннему чутью и никогда не кичусь своими способностями. Это – не мое, это – от Бога.
Если бы все было предрешено заранее, в жизни не было бы смысла. Другое дело, что у каждого из нас есть своя миссия.
Думаю, на закате лет я буду жить за городом. От детей зависеть не хочу, моя цель – поставить их на ноги и отпустить в свободное плавание.
Деньги – это способ решения огромного количества проблем и задач. К ним надо относиться жестко и четко, то есть, легко тратить и легко зарабатывать, не зацикливаясь на этом процессе. Иначе можно пропустить саму жизнь.
Моя жена - это мое «нутро», мое второе «Я» и мой самый близкий друг. Она и мама – это два человека, которым я могу полностью довериться.
Я часто занимаюсь «самокопанием», находя в себе какие-то отрицательные черты. Стараюсь быть совершенным, но не для других, а для самого себя.
Восхищаюсь людьми, которых одарил Бог. Если человек талантлив - в любой сфере - меня это только радует.
Не завидую и не делю зависть на «белую» и «черную».
Свобода – это когда меня не ставят в какие-то «рамки». Я не выношу запретов. Их могу устанавливать только я сам.
Я боюсь планировать что-то. Кроме того, я порой не знаю, что будет завтра. Что касается цели - она, безусловно, есть. Я очень хочу представить в разных странах свой народ и свою страну. Показать и доказать всему миру, что в Азербайджане есть талантливые люди.
Я сейчас живу в Америке, поскольку учусь по линии Министерства культуры и туризма Азербайджана в Музыкальном колледже имени Беркли (Berklee College of Music) в Бостоне (США).
Америка меня изменила – в первую очередь, я перестал суетиться. Ну и, иначе стал относиться к жизни и семье.
Вдали от Родины особенно четко видишь те особенности и плюсы, которые заставляют гордиться своей страной. И это не только мое мнение: я видел восхищенную реакцию американцев на мою презентацию Азербайджана.
Я не знаю ни одного президента в мире, который сумел бы за столь короткое время добиться таких колоссальных изменений в стране, как это сделал Ильхам Алиев. Объективно: в стране за довольно короткий период независимости произошли глобальные изменения. И это только начало.
Да, не все пока хорошо. В Азербайджане все еще живы довольно странные и неправильные стереотипы, которые мешают жить. Допустим, если девушка ночью просто захочет пройтись по улице, то она может столкнуться со многими проблемами. В Европе и Америке, на которую сегодня многие ссылаются, акцентируя внимание на каких-то негативных явлениях, как раз все иначе.
Распущенность – это не веяние Европы, Америки, или еще кого-то. Это то, с чем мы должны бороться сами, не обвиняя в этом других.
У нас прекрасные традиции, никто не призывает их забывать, но взять у Европы то хорошее, что там есть – это нормально.
Я очень люблю наш народ. Убежден, что он очень талантливый и более тонкий в плане восприятия прекрасного, более теплый и темпераментный.
Я хочу дарить музыку всем, а не конкретным людям. И я каждый день благодарю Всевышнего за то, что он дал мне возможность делать это.
Текст: Натали Александрова
Фото предоставлено Эмилем Афрасиябом.