Ужесточение в ответ на ухудшение или К чему ведут санкции против России
Политика давления на Россию в связи с событиями в Украине продолжается. Сразу же после Евросоюза о новых санкциях в отношении России объявили Соединенные Штаты. На этот раз в «черный список» попали Российская судостроительная корпорация, ВТБ, Россельхозбанк и Банк Москвы.
При этом официальный Вашингтон заявил, что в перспективе, в случае необходимости, может принять новые санкции и от курса давления на Москву отказываться не собирается. В целом, позиция Белого дома прежняя. От России требуется прекратить поддерживать сепаратистов, обеспечить гарантии объективного расследования крушения самолета Boeing-777, вернуться к дипломатическим методам урегулирования конфликта.
По словам президента Обамы, речь не идет о новой «холодной войне», однако давление на Россию будет нарастать. В случае продолжения реализации Москвой текущего курса в отношении Украины, «цена для России продолжит расти», предупредил Обама, имея в виду дальнейшее ужесточение санкций.
Полезны ли санкции?
Вне сомнения определенная часть российских ура-патриотов, воспринимающих США как абсолютного врага, убеждена, что изоляция страны не слишком большое зло. Более того, заявляется о том, что она может быть даже полезной, поскольку будет стимулировать российские власти заниматься поддержкой отечественных производителей.
Но есть и другая часть политической и финансово-экономической элиты, уверенная в том, что российское общество не должно изолироваться от внешнего мира, которая признает взаимосвязанность российской и западной экономик. Она убеждена, что России нужны рынки, инвестиции и технологии. Однако при этом и она заявляет о необходимости уважения ее интересов, которые Россия ценит выше всего и готова активно защищать.
Возможно, именно поэтому в России рассматривают нынешние санкции не столько как конкретное наказание за Украину, сколько как ответ Соединенных Штатов на дипломатическую активность Москвы последних лет. «Складывается впечатление, что американское санкционное давление, перешедшее теперь на секторальный уровень, преследует единственную цель – рассчитаться с нами за независимую и неудобную для Вашингтона политику», - считают в российском МИД.
Шаги без перепроверки?
В целом, шаги Вашингтона в американском обществе возражений не вызывают. Однако определенная часть западных аналитиков считает американский подход со стратегической точки зрения неверным. Его недостаток в том, уверены они, что Вашингтон идет на достаточно резкие меры, не учитывая перспективу американо-российских отношений и не владея при этом всей полнотой информации о событиях в Украине. Это делает Вашингтон заложником ложной версии происходящего, считают они.
В качестве примеров приводятся события в Ираке в 2003 году и Сирии в 2013 году, где со стороны США были предприняты шаги без дополнительной перепроверки. Последствиями подобного подхода, отмечают они, может стать не только обострение ситуации в Украине, но и ужесточение позиции Москвы.
«Нам нужно задать себе тяжелые вопросы: чего мы хотим добиться, как мы хотим этого добиться и каковы будут последствия наших действий, - пишет американский политолог Томас Грэм. - Для защиты и продвижения наших интересов нам нужно торговаться, и иногда этот торг является неотъемлемой частью искусства управления государством».
Приведут ли американские санкции к ослаблению политического режима в России и к полной сдаче ею воюющих против Киева повстанцев? Томас Грэм убежден, что «каков бы ни был эффект от санкций в долгосрочном плане, они лишь укрепляют авторитет Путина в России, а также усиливают позиции российских ультранационалистов».
«Санкции могут лишь изменить тактику действий России, однако не смогут заставить Кремль отказаться от защиты того, что он считает российскими национальными интересами», - уверен он.
Что ожидать после санкций?
Последствиями санкций в краткосрочной перспективе могут стать лишь ответные политические шаги Москвы. Россия уже намекает на возможность прекращения поддержки американских усилий в ряде международных конфликтных ситуаций.
Так, например, в полноценный аналог других блоковых объединений и противостояние зависимости от валютно-финансовой политики МВФ и Всемирного банка намерена превратиться группа БРИКС, саммит которой прошел недавно в Бразилии. Более опасным политическим последствием санкций может стать игра России против США на Дальнем Востоке, в частности, сближение с Китаем. Без России США трудно будет создать действенную региональную систему коллективной безопасности. А это означает защиту Японии и эффективное противостояние Китаю.
Неслучайно та же Япония, несмотря на тесные связи с США, отказывается вводить секторальные санкции. Токио лишь ограничил импорт товаров из Крыма и объявил о готовности заморозить находящиеся в Японии счета лиц, причастных к «агрессии против Украины».
Выходит, что «ничего, кроме дальнейшего осложнения российско-американских отношений и создания крайне неблагоприятного фона в международных делах, где взаимодействие этих стран играет зачастую решающую роль, такие решения Вашингтона не принесут», - считают российские дипломаты.
Наряду с этим было бы неправильно подвергать сомнению действия официального Киева. Наведение конституционного порядка и восстановление территориальной целостности страны – право и долг любого государства.
Тем временем ситуация вокруг России продолжает ухудшаться. ЕС полностью поддержал и реализует секторальные санкции, что до крушения малазийского самолета казалось маловероятным. Киев продолжает антитеррористическую операцию, делая взятие Донецка и Луганска вопросом времени. У России поле для маневра становится все более узким, а издержки проводимой политики – слишком ощутимыми. Или Россия должна что-то предложить миру, чтобы остановить эскалацию конфликта, или США и Россия, как два ключевых мировых игрока, должны выработать консенсусное решение, отвечающее интересам всех сторон.
В противном случае, мировое сообщество получит новый неутихающий конфликт со всеми вытекающими из него последствиями.
Фикрет Садыхов