Закулисная сторона игр Армении перед Ватиканом - Newtimes.az
![Закулисная сторона игр Армении перед Ватиканом - Newtimes.az](/images/articles/2014/10/02/thumb_20141002095903002.jpg?2021-02-17+09%3A23%3A27)
Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью Арасту Габиббейли: «Закулисная сторона игр Армении перед Ватиканом».
Предлагаем вниманию читателей данный материал без изменений:
Религиозная политика в роли инструмента
Армяне, объявившие себя первым христианским государством в мире, веками пытались искусно пользоваться этой картой. На протяжении всей истории религиозный фактор для армян, не имевших опыта государственности, был средством манипулирования. Примечательно, что в отдельных регионах христианство служило разным целям армян. На наш взгляд, это объясняется тем, что представители этого народа, насчитывающего всего несколько миллионов людей, служат всем основным ветвям и сектам христианства. Армяне как носители григорианства, католичества, протестантизма, греко-православных, монофизитских, евангелистских и других религиозных убеждений разбросаны по всему миру. Отдельная тема – армяне-мусульмане. Хемшины, проживающие в горных районах Турции, считаются особой ветвью армян. Наблюдения показывают, что становиться носителями различных религиозных убеждений в соответствии с проживаемой территорией более служит политическим целям армян. Если во Франции нужно быть католиком, то армянская диаспора здесь – в основном католики. В соседней Германии же преобладают армяне-протестанты.
История свидетельствует, что в разные периоды и в разных регионах мира христианство было в руках армян политическим инструментом. Армяне, еще в период крестовых походов маневрировавшие в рамках общехристианских интересов, в настоящее время политически манипулируют своей принадлежностью к христианской религии в Африке в плане отношений с Эфиопией, на Ближнем Востоке – чтобы быть представленным в политических структурах в Ливане.
Как известно, во время крестовых походов, предав турков, под покровительством которых жили, и других мусульман во главе с арабами, с которым совместно проживали, армяне сражались на стороне крестоносцев. Есть факты, что на Ближнем Востоке крестоносцы заняли такие города, как Эдесса, Антиохия, из-за сдачи этих городов-крепостей проживавшими в них армянами. Намерения армян сформировать имидж христианской солидарности послужили закреплению их в этом регионе на долгие годы. На наш взгляд, именно с этого периода совершаются тайные сделки между одним из основных покровителей крестовых походов – Ватиканом и армянами. Армения и сегодня злоупотребляет этой миссией.
Христианство и в Африке стало инструментом политических манипуляций со стороны Армении. Особо следует отметить, что одним из двух факторов, используемых Арменией в отношениях с Эфиопией, является религия. Эфиопия – самая древняя в Африке христианская страна. С этой точки зрения армянская пропагандистская машина выступает под флагом «двух древнейших государств мира». Далее, воспользовавшись сходством амхарского алфавита с армянским, армяне ведут пропаганду о родстве и близости этих народов. Таким образом, мы вновь оказываемся перед лицом фальсификаций истории армянами. Как случается, что армяне, относящиеся себя, когда нужно, к индоевропейской языковой группе, а в других случаях претендующих на статус автохтонского народа на Кавказе, теперь оказываются родственниками хабаши, относящихся к совершенно другому антропологическому типу, языковой группе? На наш взгляд, если принадлежность к индоевропейской языковой группе нужно для сближения с Ираном, претензия на статус местного народа на Кавказе – для того, чтобы претендовать на эти земли, то армяно-амхарская близость нужна для армянской дезинформации в Африке. Складывается интересная картина. Как может тот или иной народ относиться к нескольким языковым группам, религиозным верованиям, антропологическим типам? Политика фальсификации, проводимая армянскими политическими, религиозными и научными кругами, стратегия жертвования религией, языком, предками ради политики в конечном итоге ставит под сомнение этногенез этого народа в целом.
Особо следует отметить, что наглядным примером использования армянами религиозной принадлежности в политических целях является Ливан. В системе конфессионального равновесия государственного устройства Ливана армяне как носители григорианства, католичества, протестантизма, евангелизма, имеют право быть представленными раздельно. В Ливане армянам в парламенте отведено 6 мест, в правительстве – 2 должности министра. В этой стране привилегии, предоставляемые представителям не национального, а религиозного меньшинства, являются главным фактором, обусловливающим деление армян на религиозные секты. 3 армянских религиозных течений – армянский григорианский, армянский католический и армянский евангелистский – официально признаны ливанским правительством в качестве религиозной секты в стране. А в корне вопроса лежат политические амбиции.
На Кавказе христианство также служит определенным целям армян. Во-первых, претензиям на наследие христианских албанцев. Армяне – народ, позднее переселившийся на Кавказ, за счет своих покровителей-крупных держав пытаются завладеть христианским наследием автохтонного народа в этом регионе. Эта проводимая долгие годы целенаправленная политика в 1836 году завершилась подчинением Россией Албанской церкви Армянской Григорианской церкви. По мере распространения в Азербайджане исламской религии христианами оставались только представители местных народов на высоких горных вершинах. С этой точки зрения ассимиляция христианских албанцев на горной территории Карабаха под влиянием армянской григорианской церкви – исторический факт.
На Кавказе армяне претендуют и на другое христианское наследие. В настоящее время армянская пропагандистская машина представляет всему миру христианских кыпчаков как кыпчакоязычных армян. Хачкары христианских кыпчаков в регионе армянизируются и представляются всему миру как армянское культурное наследие, в то время как в связи с этим азербайджанские исследователи Гадир Гадирзаде, Керим Шукюров, Хикмет Бабаоглы, Эмин Шихалиев, Первиз Элай, турецкие исследователи Яшар Калафат, Реджеб Шахин, Сади Кочаш вскрыли неопровержимые факты о присвоении армянами наследия христианских кыпчаков.
Жертва внешней политики Армении – христианский фактор
Таким образом, факты свидетельствуют, что христианство всегда было политическим инструментом в руках армян. Используя именно религиозный фактор, армяне за счет своих покровителей добились создания на чужих землях своего государства, оккупации соседних территорий. Чтобы добиться тех или иных политических целей, они не воздерживались от того, чтобы топтать религиозные, святые, общечеловеческие ценности. На наш взгляд, сквозь эту же призму нужно оценивать и визит Президента Армянской Республики Сержа Саркисяна в Ватикан 18 сентября.
Как известно, в связи с 100-летним юбилеем надуманного «армянского геноцида» Армения ведет активную работу с Всемирным Советом Церквей, а также с Ватиканом. После избрания в 2013 году католикоса всех армян Гарегина II председателем Всемирного Совета Церквей на 8-летний срок уже не вызывал сомнения тот факт, что армяне превратят христианский фактор в пленника своих ложных амбиций. Политические и религиозные круги Армении пытаются добиться признания в 2015 году надуманного «армянского геноцида» Всемирным Советом Церквей. С другой стороны, ведется работа в направлении оказания влияния на христианский мир через Ватикан. Когда Папа Франциск I находился в Аргентине, он благодаря широкой поддержке со стороны армянской диаспоры был односторонне осведомлен о событиях 1915 года. В результате сформировалась односторонняя позиция Папы. Сейчас армянское руководство пытается побудить его к участию на мероприятии, которое состоится в Ереване в будущем году.
Главное намерение Сержа Саркисяна и в визите в Ватикан заключается в попытке под флагом христианского сострадания добиться политических целей армян. А слова, озвученные Президентом Армении в Ватикане, в корне противоречат террористической деятельности, в которой он сам лично участвовал. Саркисян, лично участвовавший в Карабахе в массовых расправах над азербайджанцами, со столицы мирового христианства вводя всех в заблуждение, заявляет, что «религию нельзя использовать ради войн и насилия, религия во всех регионах мира должна служить толерантности и возникновению и сохранению диалога». Эти слова лица, участвовавшего в расправах над невинными азербайджанцами именно в связи с их иной религиозно-этнической принадлежностью, – нагляднейший пример превращения христианских религиозных убеждений в свой инструмент.
Саркисян, не забывший в ходе своего выступления похвалить и своего зятя, посла Армении в Ватикане Микаэля Минасяна, обвиняет Азербайджан в разрушении армянского культурного наследия. Во-первых, исторические факты свидетельствуют о неуместности разговоров о древних армянских памятниках на Кавказе. Возможно, Саркисян имеет в виду памятник, открытый в 1978 году в селе Маргушаван Агдаринского района в связи с 150-летием переселения армян в этот регион и разрушенный ими же самими, чтобы «скрыть следы». Наверное, Саркисян, в то время живший в селе Ханкенди, участвовал на открытии этого памятника. Во-вторых, Президент Армении, призывающий мир не забывать преступлениях прошлого, умалчивает о разрушенных и подвергшихся вандализму в Карабахе исторических исламских памятниках. А в Ватикане не могут не знать об исторических памятниках, полностью разрушенных возглавляемой им военной хунтой. Таким образом, армянское руководство опять использует христианский фактор для политических лицемерий.
Азербайджан, где проживают представители различных религий и культур, веками отличался своей толерантностью. И сегодня политика азербайджанского государства, верного историческим традициям, строится на толерантности и межкультурном диалоге. Как говорил Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на II Бакинском Международном Гуманитарном Форуме, «мультикультурализм – это наш образ жизни. Несмотря на то, что это сравнительно новое понятие, мультикультурализм на протяжении веков был присущ нашему народу. На протяжении веков представители разных религий и наций жили в Азербайджане как одна семья».
Самой актуальной сегодня темой является тенденция радикализации. Активно обсуждаются сегодня такие вопросы, как использование различными религиозными группировками религии в своих целях, с одной стороны, попытки управляемой глобальной прессы связывать процессы радикализации, деятельность радикальных террористических группировок с религиозными убеждениями, – с другой. В таких условиях намерения Президента Армении связывать события на Кавказе с радикальными настроениями на Ближнем Востоке, используя трибуну Ватикана, можно сравнить лишь с желанием террориста связать свои деяния с религиозными целями.
Примечательно, что при историческом экскурсе можно обнаружить, что армяне и ранее пытались использовать Ватикан в своих политических целях. В XVII веке отправленный от имени армянской общины в Европу Исраэль Ори манипулировал христианским фактором в интересах армян. В связи с этим в книге академика Рамиза Мехтиева «Нагорный Карабах: история, прочитанная по первоисточникам», изложены ценные факты. В книге указано, что «для того, чтобы создать свое государство на чужих землях, армянские миссионеры стучались в двери европейских дворцов. В этих целях армяне сформировали миф, будто христианские армяне подвергались преследованиям со стороны Османского и Сафавитского государств и насильно мусульманизировались. Чтобы распространить этот миф по всему миру и получить поддержку христианских покровителей, миссионер по имени Исраэль Ори был направлен в Европу. В 1704 году его принимает Папа Климент XI, который обещает помочь армянам. Взамен Исраэль Ори обещает, что все армяне, освобожденные от сафавитской зависимости, признают религиозную власть римского Папы». Вновь армянская ложь и политическая эксплуатация христианства. В книге на основе исторических фактов показывается, что спустя некоторое время Исраэль Ори такие же обещания давал уже во дворце Петра I.
Таким образом, нетрудно прогнозировать, кому и что обещал Президент Армении в ходе своего визита в Ватикан. Но даже если темой является религиозная ценность, главный вопрос в том, насколько надежны данные обещания. Здесь вспоминаются слова знаменитого французского писателя Александра Дюма об армянах, сказанные им в работе «Кавказ: Путешествие Александра Дюма». После путешествия по Кавказу и воочию познакомившись с народами, живущими здесь, А.Дюма писал: «если азербайджанец (на языке того времени – татарин) кивнул головой в знак согласия – поверь, если перс протягивает вам руку, доверьтесь, если горец дал слово – не сомневайтесь, но если ты имеешь дело с армянином, вынуди его написать расписку при двух свидетелях, чтоб потом он не отрекся от своей подписи».
Арасту Габиббейли,
доктор философии по экономике