НОВАЯ ВОЛНА: Айгюль Салехова о важности уличной культуры в Баку - ФОТО
Искусство зародилось на улице, но, к сожалению, сегодня у нас эта фраза звучит сомнительно.
С ограничениями выступлений на наших улицах сталкивались многие представители творческих профессий. Особенно этому явлению удивляются посещающие наш город музыканты, которые не могут взять в толк, почему, выступая в публичных местах, они рано или поздно сталкиваются с просьбой собрать свои инструменты и уйти.
Уличная культура – феномен, присущий любой развивающейся городской культуре. Это «тет-а-тет» артиста и публики, ведь не каждый начинающий певец или актер просыпается утром знаменитым, не каждый может стать популярным за счет денег, знакомств и случая. А улица предоставляет возможность спеть или показать что-то свое другим людям, поделиться и получить ответную реакцию.
К сожалению, сложно предсказать, когда понимание такой важности уличной культуры придет и в наш город. Но отрадно, что процесс все же начался: сегодня в столице можно услышать музыку в переходах (пусть и не совсем хорошую, но она есть!), увидеть граффити на стенах, часто с социальным посылом или призывом.
А еще приятно знать, что молодая девушка Айгюль Салехова когда-то решила создать уличный театр пантомимы.
Айгюль Салеховой, экономисту по профессии, 22 года. Она долгое время занималась рекламой, в принципе, занимается ею и по сей день. Но, как это обычно бывает, творческие люди редко имеют и «творческую» профессию. С ранних лет Айгюль занималась музыкой, пела под гитару, пыталась сочинять песни.
Талантливый человек талантлив во всем. Айгюль – пример такого человека, который пытался попробовать себя в различных направлениях, участвовал во многих международных социальных проектах.
Уличный театр пантомимы
Идея создания театра пантомимы на улице пришла к Айгюль и ее подруге Элладе, когда они познакомились, участвуя в одном проекте.
«Нам очень нравилась уличная культура в различных городах, где мы бывали. Можно порой просто выйти на улицу и стать частью какого-то представления, фестиваля, мини-концерта. Эта спонтанность делает жизнь интересной и непредсказуемой. Ты можешь идти в плохом настроении, а шоу на улице заставит тебя улыбнуться, и жизнь покажется чуть более позитивной и менее обыденной.
Мы очень хотели подарить жителям нашего города новые положительные эмоции, внести разнообразие в их жизнь. Наш народ, к сожалению, очень редко улыбается, а мы хотели подарить ему частичку радости», - рассказывает Айгюль.
Сначала задумка заключалась в создании уличного оркестра или группы. Тем не менее, проходя однажды мимо Театра пантомимы, подруги решили заглянуть туда и посмотреть, что там происходит.
«Нам очень понравилась сама идея безмолвной игры, - ведь так нас бы поняло больше людей. Слова часто выступают преградой к пониманию, а тут – сплошные эмоции и действия. Очень понятно и доходчиво», - говорит музыкант.
Труппу набирали в основном из студентов, как из учащихся в Академии художеств, так и просто молодых людей, заинтересовавшихся идеей. В итоге число участников труппы составило попеременно от 10 до 12 человек.
Собрав основной костяк, Айгюль и Эллада привлекли режиссеров Театра пантомимы для помощи молодым актерам в постановке первой сценки.
Финансирования у проекта не было. Первое время все расходы на грим, костюмы, аренду помещений для репетиций, плату режиссерам и постановщикам ребята оплачивали сами, помогали друзья.
«Мы все пытались делать сами. Грим нам делала девушка, которая учится на режиссера. Она хорошо рисует с детства, поэтому быстро освоила и эту технику по видеоурокам на YouTube. Если нам не удавалось взять в аренду помещение для репетиций, мы просили наших друзей выделить нам время в офисах в определенные часы. Нами всеми двигало большое желание сделать то, что никто не делал в Баку, поэтому и решения мы находили быстро», - рассказывает Айгюль.
Помимо игры актеров, представление на улице сопровождалось живой музыкой. Музыкантов ребята нашли тоже на улице: заметив группу возле Театра оперы и балета, играющую для толпы, Айгюль предложила им поучаствовать в спектакле. Ребята оказались студентами Музыкальной академии, которые в свободное время практиковались как уличные музыканты.
«Нам действительно очень повезло – как только мы решили осуществить такой проект, куда бы и к кому бы мы ни обращались, многие отвечали положительно. Конечно, трудностей было очень много, но они пришли потом. Первую сценку мы поставили уже через неделю. Мы сами не ожидали, что получится так быстро», - говорит Айгюль.
Первые выступления происходили в отдаленных от центра улочках со своим колоритом и жителями. Заметившие мимов обитатели звали соседей, звонили знакомым с близлежащих улиц. В результате актеры всегда были обеспечены достаточным числом зрителей.
«Это были потрясающие ощущения. Совершенно неподдельные эмоции, чувствовалась сильная связь с публикой. Когда мы только рассказывали о своей идее выступать на улице, многие нас пугали, говоря, что нас закидают помидорами, что народ не готов к таким шоу.
Но в реальности все вышло с точностью до наоборот. Выступая на отдаленных улицах, мы поняли, насколько люди умеют быть открытыми и теплыми. К нам подходили старики и женщины, приглашали к себе домой на чай и обед после выступления, хвалили нас, желали успехов. Люди всегда остаются людьми, не нужно их бояться», - рассказывает Айгюль.
Выступления театра происходят достаточно быстро – одна сценка занимает 15-20 минут, после чего ребята сразу расходятся.
Сценки уличного театра зачастую несли определенное социальное послание, однако часто выступление могло состоять и просто из каких-либо миниатюр, включающих в себя музыку и танцы.
Позже ребята обратились в Управление архитектурно-исторического заповедника «Ичеришехер» и получили разрешение выступить около Девичьей башни.
И, тем не менее, с проблемой запрета уличных выступлений ребята столкнулись вплотную. Как признается музыкант, выступать в публичных местах они не могут, обязательно подойдут и прогонят, аргументируя тем, что «здесь петь нельзя».
Вот и приходится убегать во дворы, в так называемый, «андерграунд», чтобы хотя бы там суметь приблизиться к поставленной цели – дарить людям радость и положительные эмоции.
«Даже когда мы выступали в Ичери шехер, на что мы получили разрешение, к нам подошли и запретили петь. К тому времени мы уже собрали большую толпу зрителей, которые начали громко хлопать и всячески нас поддерживать, всем своим видом показывая, что они хотят, чтобы представление продолжалось.
Представляете, как это здорово чувствовать такую поддержку? Что то, что ты делаешь, имеет отголосок, и что ты должен заниматься этим и дальше? Конечно, все разрешилось, и мы закончили выступление», - вспоминает музыкант.
Ребята провели два сезона выступлений. Во втором сезоне удалось выбить грант на проект у одной зарубежной организации, но после этого гранта финансирования у проекта нет до сих пор. И все же ребята не унывают, придумывают новые сценки, готовятся к весне с новой программой.
«Сегодня очень много людей хотят «что-то сделать». Все готовы и полны решительности, но, к сожалению, немногие обладают сильной инициативой, чтобы собрать всех желающих и создать полноценный проект.
Я всегда знала, что если создавать хороший контент, то проект всегда может стать популярным.
Не стоит заморачиваться на финансовой части. Хорошая идея всегда получит возможность для реализации. Есть много способов получить финансирование вашей идеи, но чтобы его получить, нужно иметь желание реализовывать вашу задумку», - уверена Айгюль.
Текст: Сабина Абубекирова
Фото: Лала Гулиева, а личный архив Айгюль Салеховой