Тамерлан Вагабов: «Что может выиграть Азербайджан от падения цен на нефть?»
За несколько лет до резкого падения цен на нефть по инициативе Президента Ильхама Алиева Азербайджан начал проводить необходимые реформы, направленные на расширение ненефтяного сектора в ВВП страны.
Падение цен на энергоносители связано с несколькими факторами. Это, во-первых, увеличение добычи нефти и развитие сектора сланцевого газа в США. Именно США до недавнего времени были одним из самых крупных импортеров нефти. Кроме того, США рассматривают возможность снижения квот и ограничений на экспорт сырой нефти на международные рынки.
Дополнительным и немаловажным фактором также является отказ Саудовской Аравии, страны с самой крупной добычей нефти, от сокращения объемов производства, несмотря на старания государств партнеров по ОПЭК (Организация стран экспортеров нефти).
Решение Азербайджана на развитие неэнергетического сектора в ВВП страны позволяет Азербайджану воспользоваться сложившейся ситуацией в связи с низкими ценами на нефть по двум параметрам.
Во-первых, резервы ликвидности, аккумулированные в Государственном нефтяном фонде Азербайджана, позволяют выполнить взятые на себя государством обязательства по финансированию приоритетных направлений. Данный механизм является вспомогательным рычагом, предназначенным для предотвращения кризиса ликвидности в Азербайджане и сохранения экономической стабильности. Следует признать, что ГНФАР может служить лишь временной мерой, чтобы в краткосрочной перспективе закрыть «гэп» (нехватку) между доходами и расходами из государственного бюджета. Как видно из следующего тезиса, есть структурные и экономические основания для прогнозирования восстановления цен на нефть в обозримом будущем.
Во-вторых, в связи с низкими ценами на горючее и, соответственно, сниженными операционными затратами, ожидается, что большинство транснациональных корпораций будет расширять свое присутствие на иностранных рынках со стабильной экономической системой. При таком раскладе возможен всплеск спроса на энергоносители, связанный с расширением деятельности крупных компаний и разворачиванием дополнительных производственных мощностей.
Оба вышеприведенных факта являются дополняющими друг друга элементами в случае Азербайджана.
Азербайджан является стабильной в политическом и экономическом плане страной с достаточными денежными резервами, чтобы в краткосрочной перспективе выиграть фору для развития темпов расширения ненефтяного сектора. Официальный Баку не раз объявлял о приоритетности реформ для привлечения инвестиций в страну, что доказывает позитивный тренд в росте по рейтингу Global Competitiveness Index, где Азербайджан уже находится на 38 месте.
Снижение цен на нефть последних 6 месяцев значительно отличается от предыдущих рецессий, т.е. кризиса, связанного с падением цен на энергоносители. На этот раз стабилизация цен на нефть будет продиктована рыночными законами, нежели картельными инструментами ОПЭК. Для Саудовской Аравии сохранение объемов добычи является стратегическим вопросом, который превалирует над общими интересами в рамках ОПЭК. Несмотря на то, что цены на нефть за последние 6 месяцев упали на 50%, Саудовская Аравия понимает нынешнюю конъюнктуру рынка энергоносителей и осознает, что при уменьшении производства можно легко потерять долю рынка.
Риск потери доли рынка добытчиком номер 1 вызван существующими реалиями в сфере альтернативных видов энергии, сланцевой революцией США и увеличением объемов добычи и, возможно, экспортом американской нефти. Это все заставляет саудовцев действовать исключительно исходя из своих интересов, а не ради коллективных интересов стран ОПЭК. Другие страны ОПЭК не факт, что могут позволить себе такую роскошь, как сохранение объемов добычи нефти при глобальном снижении спроса на черное золото, падении цен на него, что в результате влияет на доходность данного товара и повышение доли операционных расходов в продажной стоимости нефти.
Примеры стран ОПЭК и других производителей нефти важны для того, чтобы определить степень риска для Азербайджана и провести небольшой сравнительный анализ.
К примеру, экономика Венесуэлы: ВВП страны на 50% состоит из экспорта, а нефть составляет 95%. Венесуэла как страна с сильными структурными традициями социального обеспечения и расширенного присутствия государства в экономике очень чувствительна к падению цен на нефть. Нынешняя ситуация может привести к кризису ликвидности в системе и, тем самым, нарушить политическую конъюнктуру в стране, что может привести к массовому недовольству среди граждан.
Алжир - еще одна страна с похожей ситуацией, где 97% экспорта приходится на нефть и газ. 70% поступлений в бюджет страны тоже от энергетического сектора. Учитывая эти факторы и сложную политическую ситуацию с вооруженными террористическими организациями на территории Алжира, финансовая нестабильность может повлечь необратимые последствия для правительства страны.
Ситуация в иранской экономике не намного лучше, учитывая вес западных санкций против Ирана и зависимость экономики Ирана от экспорта нефти.
Как видно на примере нескольких стран ОПЭК, падение цен на нефть может создать как политические проблемы, связанные с невыполнением государством своих обязательств по расходам на государственные проекты и социальные выплаты, так и экономические трудности, связанные с отсутствием стабильных поступлений в бюджет от основного источника.
Не каждая из этих стран обладает достаточными финансовыми резервами как Саудовская Аравия, чтобы выждать период снижения цен на нефть ради сохранения доли рынка. Азербайджан же отличается как от первых, так и от Саудовской Аравии.
ВВП Азербайджана, по данным за последний год, состоит на 42,3% из нефтяного сектора. Доля ненефтяного сектора на 9,8% выше, чем год назад. Остальные 58% приходятся на строительный, аграрный, транспортный сектора, сектор торговли и сферу коммуникации. Иностранные инвестиции показали рост в 16,5% и по итогам 2014 года составили $5,6 млрд. Валютные резервы страны выросли на 3% и равны 70% ВВП. Низкая инфляция, высокие показатели валютных резервов, позитивный тренд роста иностранных инвестиций и диверсификация экономики определяют финансовую устойчивость экономики Азербайджана.
Дополнительным буфером для временного поддержания поступлений в бюджет, как было отмечено, является ГНФАР.
Приведенные факты и статистические данные обуславливают защиту экономики Азербайджана от внешних шоков и позволят ей сохранить финансовую стабильность. В отличие от многих стран экспортеров нефти, Азербайджан стабилен и в политическом плане. Все взятые социальные обязательства страны перед гражданами будут выполняться, как было отмечено главой государства Ильхамом Алиевым во время новогоднего обращения к народу.
В существующих реалиях Азербайджан не классическая страна-экспортер нефти, а страна с развивающейся многоплановой экономикой. Тот факт, что правительство делает упор на ненефтяной сектор, является его дальновидной политикой. Этот подход соответствует прогнозам большинства аналитиков по планам компаний расширить свое присутствие на иностранных рынках. Азербайджан - именно такая страна – стабильная, с достаточно сильными финансовыми рычагами. Учитывая рост иностранных инвестиций в страну и устойчивость политико-экономической системы Азербайджана, падение цен на нефть можно рассматривать как возможность для Азербайджана перейти на новый уровень реориентации экономики - больше в плоскость ненефтяного сектора.
Тамерлан Вагабов
Политолог
Статья отражает точку зрения автора