Хроника деградации Лейлы Юнус: от правозащитницы - «грантоедки» до пособника армянских спецслужб
На этой неделе в деле Лейлы Юнус - директора не имеющего юридической регистрации Института мира и демократии, и ее мужа, сотрудника института Арифа Юнуса, была поставлена точка.
Бакинский суд по тяжким преступлениям вынес им приговор - судебная коллегия приговорила Л.Юнус к 8 годам и 6 месяцам лишения свободы, а А.Юнус – к 7 годам лишения свободы. И тут же мы стали свидетелями попыток политизации приговора – столь назойливых, что Министерству иностранных дел АР пришлось ответить на эти необоснованные выпады и осудить попытки целенаправленного политизирования судебного приговора.
Впрочем, зная, насколько яростно определенные круги за рубежом проводят в отношении Азербайджана политику двойных стандартов, вполне ожидаемо, что такие попытки не только не прекратятся, но и будут продолжены. Вопрос защиты прав человека давно используется этими кругами как инструмент политического давления. Вот и сейчас решение суда, основанное на обвинении в преступлениях, вдруг рассматривается через призму политических инсинуаций.
Между тем, в деле Лейлы и Арифа Юнус все ясно, и чтобы убедиться в этом, достаточно лишь посмотреть хронологию их уголовного дела и ознакомиться с материалами суда. А он, подчеркнем, прошел лишь по обвинениям в мошенничестве в крупном размере, незаконном предпринимательстве, уклонении от уплаты налогов в крупном размере и подделке документов, по статьям УК, соответственно, 178.3.2, 192.2.2, 213.2.2, 320.1 и 320.2 (обвинение в государственной измене выделено в отдельное производство и будет рассмотрено судом позже – прим. ред.).
И тогда легко можно увидеть, что Лейла Юнус, предоставив заведомо ложную информацию о том, что является директором НПО «Азербайджанские женщины за мир и демократию на Кавказе», зарегистрированного в 1996 году, получила чековые книжки одного из азербайджанских банков, а также в период с 2006 по 2014 гг. перевела на счет данной организации 167 тысяч 199 манатов, 620 тысяч 878 долларов США и 263 тысячи 745 евро в рамках грантовых соглашений с Национальным фондом поддержки демократии (NED) США, Фондом Маршалла и другими донорами.
В нарушение закона о бухгалтерском учете, Л.Юнус обналичила переведенные денежные средства и, осуществив незаконную предпринимательскую деятельность, получила доход на сумму 526 тысяч 943 маната, уклонившись от уплаты налогов на сумму 369 тысяч 378 манатов. Помимо этого, Л.Юнус подделала необходимые документы, обналичила 88 тысяч 468 долларов США от общей суммы 88 тысяч 910 долларов, переведенных в 2009-2012 годах Национальным фондом поддержки демократии США, Фондом Маршалла, организацией OSİ Asistence Foundation на счет НПО «Азербайджанские женщины за мир и демократию на Кавказе». От обналиченной суммы 71 тысяча долларов была размещена ею на личном счете.
24 апреля 2014 года Л.Юнус обналичила данную сумму, возросшую благодаря процентам до 78 тысяч 130 долларов, и перевела ее на личный счет Арифа Юнуса в том же банке, который, в свою очередь, перевел все средства на счет чешского банка Sberbank CZ.
Как мы видим, среди этих обвинений не было каких-то политически мотивированных или имеющих иную подоплеку. Все очень просто и прозрачно – человек, называющий себя правозащитником, почувствовала вкус легких денег, на которые оказались столь щедры иностранные грантодатели, и стала беззастенчиво присваивать их, пустившись при этом во все тяжкие. Разглядеть после этого политическую мотивированность в вынесенном чете Юнус приговоре могут разве что очень предвзятые к Азербайджану люди – что мы, собственно говоря, и наблюдаем.
Тем более что до своего ареста и Лейла, и Ариф Юнус неоднократно вызывались следствием для дачи показаний по указанным фактам, но по различным причинам уклонялись от повестки, не имея на то каких-либо уважительных причин. В связи с этим, 25 июля 2014 года, согласно статье 178 УПК АР, было принято решение об их принудительном приводе в следственные органы. А затем они были привлечены следствием в качестве лиц, обвиняемых в преступлениях - Л.Юнус арестовали 30 июля.
При этом, учитывая неудовлетворительное состояние здоровья Арифа Юнуса, правоохранительные органы поступили в отношении него весьма гуманно - в его отношении 30 июля применили меру пресечения, не связанную с арестом. Согласно ей, А.Юнус должен был пребывать под полицейским надзором. Однако А.Юнус постоянно нарушал требования данной меры пресечения и уголовно-процессуального законодательства. В частности, он без разрешения полиции неоднократно покидал территорию района, в котором проживает, встречался с лицами, которые преследуются или могут преследоваться в рамках следствия, предоставлял однобокую и ложную информацию различным СМИ. Кроме того, А.Юнус неоднократно отсутствовал дома, когда сотрудники полиции приходили к нему, а также не являлся отмечаться о своем местонахождении в полицию согласно установленному графику. Вследствие этого мера пресечения Арифа Юнуса была изменена - решением Насиминского районного суда Баку 5 августа 2014 года он был арестован.
Находясь в заключении, Л.Юнус и не думала раскаиваться в содеянном, а продолжала пытаться представить себя этакой «жертвой» властей. В частности, она инициировала конфликт с сокамерницей, требуя не содержать ее в одной камере с ранее судимой. Представители омбудсмена провели разбирательства по этому вопросу и установили, что Лейла и Ариф Юнус обеспечиваются необходимыми лекарствами, а камера Л.Юнус соответствует стандартам. Сама сокамерница Нурия Гусейнова выступила с ответным обвинением в адрес Юнус, заявив, что слова последней - наглая ложь, оскорбляющая ее. С опровержением выступила и Пенитенциарная служба АР.
Но правозащитница и на этом не успокоилась, избрав другую тактику и начав усиленно муссировать тему состояния своего здоровья. Ей и тут пошли навстречу – в декабре 2014 года азербайджанское правительство, следуя принципам гуманизма, чтобы положить конец спекуляциям о здоровье Лейлы Юнус, пригласило знаменитого немецкого врача, главу отделения известной немецкой клиники Charite, профессора доктора Кристиана Витта для того, чтобы он провел медицинское обследование Лейлы Юнус. Профессор К.Витт принял приглашение и 29 декабря в Республиканском диагностическом центре профессор К.Витт, а также известные азербайджанские специалисты - профессор Мурад Мамедов, профессор Герай Герайбейли, профессор Рауф Агаев и доктор медицинских наук Ровшан Гасанов - провели полное медицинское обследование Лейлы Юнус. Профессор К.Витт подписал протокол о том, что медицинское обследование Л.Юнус было проведено с его участием в полном соответствии с международными и этическими нормами.
Результаты обследования Лейлы Юнус еще раз подтвердили, что никаких угроз ее жизни и здоровью нет, сведения о якобы ее тяжелом состоянии лживы и безосновательны.
Но Л.Юнус не успокоилась и на этом, вновь настаивая на том, что она находиться чуть ли не при смерти. После этого, в январе 2015 года Лейла Юнус прошла очередное медобследование. Результаты обследования, проведенного международной группой врачей, в которую вошли глава Будапештского онкогинекологического центра, профессор Ласло Унгар и известный гинеколог, профессор Александр Барсуков, вновь показали, что жизни и здоровью Лейлы Юнус ничего не угрожает, а распространенная информация о тяжелом состоянии ее здоровья – не что иное, как слухи.
После завершения следствия 15 июля в Бакинском суде по тяжким преступлениям начался судебный процесс по уголовному делу Лейлы и Арифа Юнус, который вела судейская коллегия под председательством судьи Афгана Гаджиева. Уже на первом заседании Лейла Юнус раскритиковала возбужденное против нее и ее мужа уголовное дело, заявив, что не согласна с выдвинутыми против нее обвинениями.
Ее не смутило даже то, что на следующем судебном заседании свидетель, глава неправительственной организации «Транспаренси Азербайджан» Рена Сафаралиева заявила, что в результате деятельности Лейлы Юнус ей был нанесен ощутимый материальный и моральный ущерб. Вместо ответа на прямые вопросы суда о финансовых нарушениях, Л.Юнус принялась эксплуатировать тему ухудшения самочувствия Арифа Юнуса, которому на суде была оказана вся необходимая медпомощь.
В ходе всего судебного процесса наблюдалась похожая картина – гособвинитель и свидетели обличали Л.Юнус, она же в ответ лишь оскорбляла их. Выступившая на суде Земфира Исмайлова заявила, что ее подпись под документом об учреждении Института мира и демократии была подделана, и сейчас она не имеет с этой организацией ничего общего. Но и это обвинение в подделке подписи Л.Юнус не признала.
Схожую тактику избрал на процессе и Ариф Юнус – даже когда журналист Акпер Гасанов дал показания как свидетель и заявил, что в 2006 году был свидетелем тесного общения Арифа Юнуса с бывшим главой нацбезопасности Армении Давидом Шахназаряном, и того, что А.Юнус не скрывал своего сотрудничества с армянами, он отмалчивался (что, впрочем, и неудивительно, учитывая, что его мать – армянка по национальности). Зато когда на следующем заседании речь зашла о его здоровье, Ариф Юнус заявил, что ему лучше оставаться в следственном изоляторе Министерства национальной безопасности. «Там за мной прекрасно смотрят, он мне как дом родной!» - заявил Ариф Юнус.
На состоявшемся 6 августа заседании выступивший государственный обвинитель Фарид Нагиев заявил, что вина подсудимых полностью доказана, и потребовал приговорить Лейлу Юнус к 11 годам, а Арифа Юнуса – к 9 годам лишения свободы. Но приговор, который суд вынес 13 августа, оказался более мягким.
Впрочем, уже сейчас очевидно, что впереди нас ждет еще апелляционная жалоба осужденных, а также сколь многочисленные, столь же и необоснованные протесты против приговора из-за рубежа. Но все это не затмит главного – того, что чете Юнус приговор был вынесен за конкретные преступления, и он не был политизирован.
Также мы увидим суд по обвинению Лейлы и Арифа Юнус в государственной измене. Но уже сейчас ясно, что деградация Лейлы Юнус от правозащитницы, присваивающей гранты до пособника армянских спецслужб была вовсе не случайной, и завершившийся суд наглядно продемонстрировал это.
Тимур Рзаев