ЕБРР ожидает рост в Азербайджане, несмотря на региональные экономические проблемы
Прогнозы по Азербайджану обещают стране экономический рост на уровне 3% по итогам 2015 года и на уровне 2,5% - в 2016 году.
Об этом говорится в ноябрьском обзоре Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) «Региональные экономические перспективы в странах операций ЕБРР». Напомним, ранее прогнозы экономической динамики Азербайджана в 2015 и 2016 годах ограничивались цифрой в 1,5%.
В документе указывается, что экономика Азербайджана в январе-сентябре 2015 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,7%, ненефтяной ВВП увеличился на 6,4%. Из-за снижения мировых цен на нефть валютные резервы Азербайджана (в конвертируемых валютах) снизились с $13,2 млрд в ноябре 2014 года до $5,3 млрд в августе 2015 года. Тем не менее, резервы Государственного нефтяного фонда Азербайджана (ГНФАР) и Центрального банка Азербайджана суммарно достигают порядка 56% от валового внутреннего продукта (ВВП) за 2014 год, а гарантированный государством долг остался низким и составляет порядка 15% ВВП.
На этом основании ЕБРР приходит к заключению, что в целом позиции ликвидности республики остаются сильными, опираясь на значительный объем активов ГНФАР. В обзоре Банка отмечается, что после почти двух десятилетий стабильного обменного курса национальной валюты Центральный банк Азербайджана провел в феврале 2015 года девальвацию маната по отношению к доллару США на уровне 25%. «Это помогло сдержать давление на фискальный и внешний баланс, но привело к возникновению балансовых проблем в банковском секторе», - отмечается в докладе.
В целом, несмотря на экономические трудности, Европейский банк ожидает рост в регионе Южного Кавказа. Подчеркивается, что перспективы дальнейшего роста зависят от формируемого в регионе экономического климата, снижения геополитических рисков, а также ряда факторов, действующих в конкретной стране.
Так, по мнению аналитиков ЕБРР, страны Кавказа (Азербайджан, Грузия, Армения) сохраняют зависимость от региональных экономических проблем и проблем безопасности. Тем не менее, как следует из последних экономических прогнозов Банка, ожидается сохранение в 2015-2016 годах экономического роста в регионе.
В том числе, в Грузии на внутреннем потреблении и деловой активности негативно отражаются такие факторы, как сокращение денежных переводов в страну, вызванное экономическим спадом в России, резкое замедление темпов региональной торговли и внутриполитическая неопределенность. Грузинский лари с начала 2015 года снизился по отношению к доллару США более чем на 20%. ЕБРР ожидает, что рост экономики в Грузии будет приближаться к 2,5% в 2015 году и сохранит прежний скромный прогноз роста на 2,6% в 2016 году.
По мнению экспертов Банка, инвестиционные перспективы ЕБРР по-прежнему делят экономические системы стран на две части. Государства восточного региона движутся в сторону снижения, подвергаясь негативному воздействию рецессии в России, низкой цены на нефть и другие товары. Страны, лежащие в западном направлении, зависят от подъема еврозоны, находящейся под влиянием текущей денежно-кредитной политики Европейского центрального банка.
Согласно ноябрьскому докладу по экономическим перспективам, рост в регионе деятельности ЕБРР в целом, как ожидается, замедлится с 1,8% в 2014 году до всего 0,2% в 2015 году. На 2016 год прогнозируется умеренный рост в 1,6%: эти прогнозы остаются без изменений с мая, но за этой цифрой скрывается разброс по регионам.
К примеру, ожидается, что украинская экономика сократится на 11,5% в этом году, что означает ухудшение майского прогноза на четыре процентных пункта.
В докладе ЕБРР в числе возможных факторов риска указывается более резкое, нежели ожидалось, замедление экономики в Китае, более сильный против прогнозов рост процентных ставок в США, политическая нестабильность, геополитическая напряженность и неравномерное осуществление программы по спасению Греции.
Отдельное внимание уделено кризису беженцев, который резко активизировался в 2015 году и оказывает серьезное влияние на экономику ряда стран. По имеющимся оценкам, среди «прифронтовых» государств Турция приняла более двух миллионов беженцев, в то время как в Иордании на них приходится почти одна пятая часть населения. Массивный приток беженцев в некоторых случаях создает напряжение в сегментах социального обслуживания, государственных финансов и рынка труда. Транзитные страны в Юго-Восточной Европе, предоставляющие беженцам медицинскую и социальную помощь, продовольствие, воду и жилье, сталкиваются с логистическими и финансовыми проблемами.
Говоря об отдельных регионах, в докладе ЕБРР содержится мнение о достаточно сильных перспективах в Центральной Европе и странах Балтии, поддерживаемых политикой количественного смягчения (QE) Еврозоны и более низкими ценами на сырьевые товары, которые предоставляют возможности облегчения денежно-кредитных условий в регионе. Ожидаемый средний темп экономического роста - около 3% в 2015 и 2016 годах. Экономика Юго-Восточной Европы также получает от QE в Европе, слабого евро и низких цен на нефть положительный эффект, тем не менее, сдерживаемый экономикой Греции.
Экономический рост в Турции, по прогнозам, останется в целом неизменным на уровне 3% в 2015 году и 2,8% в 2016 году, что ниже долгосрочного потенциала страны. Слабый внутренний спрос может быть частично компенсирован улучшением экспорта в 2016 году, который поддержит восстановление в еврозоне, в то время как слабый внутренний спрос и низкие цены на сырьевые товары снизят импортные операции страны. Тем не менее, в докладе подчеркивается, что Турция остается особенно уязвимой перед угрозой оттока капитала с развивающихся рынков в свете ожидаемого увеличения процентных ставок в США.
В России ожидается снижение производства на 4,2% в 2015 году и на 1,2% в 2016 году. Спад внутреннего потребления и инвестиций, вызванный значительно понизившимися ценами на нефть, увеличивается под влиянием структурных проблем и экономических санкций. Ожидается, что рецессия облегчится в 2016 году, по мере приспосабливания экономики к низким нефтеценам.
Согласно прогнозам ЕБРР, рост в Центральной Азии значительно замедлится в 2015-2016 годах (в сравнении с 2014 годом) за счет более низких цен на сырьевые товары и сильных экономических связей региона с Россией.
Елена Старостина, Л.А.