В РДТ состоялась первая премьера года и бенефис Евгении Невмержицкой – ФОТО

В РДТ поставили спектакль «Афинские вечера» в честь юбилея заслуженной артистки Азербайджана Евгении Невмержицкой.
В Азербайджанском государственном русском драматическом театре имени Самеда Вургуна состоялся премьерный показ спектакля «Афинские вечера», поставленного народным артистом Александром Шаровским по пьесе Петра Гладилина, и стал он праздником в честь юбилея одной из старейших мастеров сцены, в творческой биографии которой много ролей, вошедших в историю этого коллектива и азербайджанского театра в целом.
Чествовать актеров по случаю знаменательных для них дат на публике – давняя и замечательная традиция РДТ. Тут никогда не скупятся на торжества, предполагающие оригинально составленные, исполненные теплоты и фантазии сценарии. И на творческую работу над драматургическим материалом, в котором виновник торжества в полной мере ощутил бы себя не просто персоной в центре событий, но и добрым бумерангом получил бы море эмоций в виде уважения и благодарности к себе со стороны сослуживцев и дружно заполняющей зрительный зал публики. Чтобы в свой звездный час предстал не принимающим поздравления статистом, но провел бы его как персонаж, оказавшийся в самом центре специально сделанной постановки, где ему поручена центральная, самая трудная роль, которую он непременно сыграет не только талантливо, но и блистательно. Так, чтобы сошлись в торжестве его творческий путь и многолетний успешный опыт, безоговорочно объясняющий и обеспечивающий популярность и общественную значимость момента. Чтобы герой заметно выделялся на фоне партнеров, имел возможность, как говорят сегодня, в лучах славы «оторваться по полной», тряхнуть стариной, то и дело срывая аплодисменты.
Ныне Евгении Степановне Невмержицкой такая возможность предоставляется в третий раз за последние десять лет. В 2005-м в свой бенефис она сыграла психологически сложную роль в спектакле по пьесе Коллина Хиггинса и Жана-Клода Каррьера «Гарольд и Мод». Тогда главный режиссер РДТ А.Шаровский настойчиво искал материал для юбилейного вечера в ее честь, чтобы актриса имела возможность «покопаться» в душе. Что на рубеже «эпох» было так полезно, увлекательно и интересно. Ей и нам.Тогда как-то сразу многие заговорили о том, что в спектакле «Гарольд и Мод» она сыграла не просто неоднозначный характер, но и сложнейшую психологическую ситуацию…
В 2010-м А.Шаровский поставил спектакль по пьесе Олега Ернева «Несемейный портрет в интерьере», и тоже для того, чтобы вместе с актерами Мединой Муллаевой, Сафой Мирзагасановым, Мабудом Магеррамовым и Аскером Рагимовым заслуженная артистка Азербайджана Евгения Невмержицкая блеснула в премьере, которой 19 декабря в театре отмечался ее юбилей, что актриса расценила как большую честь. Теперь вот «Афинские вечера»…Тоже в честь Невмержицкой. И тоже сложный поиск пьесы и кропотливая работа над ней. Зато веха в истории актрисы.
Веха… Не слишком ли громко сказано? Нет! Потому что получился добротный спектакль, где есть все, что необходимо для юбиляра. Роскошный выход под бурные аплодисменты – признание доброжелательного зала в любви. Многоходовая роль персонажа – умудренной жизненным опытом женщины с добрым нравом и аналитическим умом, умеющей отказаться от отживших «правил», догм и даже традиций, с чувством собственного достоинства переосмысливающей реалии стремительно меняющегося мира. Умеющей прощать зло и оставаться романтиком, которому так не хочется расставаться с жизнью, обрушившей на нее множество испытаний, не сломивших, однако. А еще верить в то, что жизнь продолжается… после жизни.
Невольно сравнивая материал пьесы и спектакля с теми, что театр посвящал юбилейным торжествам Невмержицкой прежде, позволяя ей пережить раз за разом достойные творческие муки, хочется смело высказаться в пользу новой премьеры. Несмотря на очень уж «притянутое за уши» название, нынешний материал здорово отвечает цели и моменту, выигрывая злободневной темой, по театральному профессиональной логикой мизансцен, техникой речи, акцентами. И даже пришлыми, вкраплениями - достаточно остроумными «развлекаловками». А более всего - тональностью. Даже в ссорах и семейных разборках здесь нет агрессии, криков, вредности. Возбуждение плавно сменяется добротой и умиротворением, умением каждого члена семьи оставаться интеллигентным добропорядочным человеком, способным признать право остальных на личную свободу, тем более в изменившихся условиях.
У этой тональности как минимум три составляющих – задумка автора пьесы, режиссерское решение и актерские прочтения. И взаимодействуют они так, что на спектакле получаешь не просто большое удовольствие, о и новые знания, к чему изначально приучал нас театр. Даже обыгрывая противоречия времени, конфликтные ситуации сюжета, участники поражают редчайшей искренностью, добродушием, подвижностью, мастерством мгновенных перевоплощений, умиротворяющих даже в спорах. А поскольку театр не скрывает, что пьеса подверглась осовременивающим переделкам, здесь достаточно легко усматривается собственный подчерк: сделанный со вкусом и знанием дела выбор весьма актуальной темы и обстоятельств, он позволяет виновнице театрального торжества оказаться в центре сценического действия в самом благоприятном, даже судьбоносном облике. Но только ли героине?..
Рассчитанные на сиюминутную реакцию, с большим удовлетворением и душевным откликом воспринимаемые зрителями остроумные реплики и диалоги тут подчас слушаешь с восхищением и даже гордостью - более чем удачно подобранный состав исполнителей сразу же убеждает: каждый знает, что предстоит играть ему самому и в связке с партнерами. И не только знает, но и умеет делать это талантливо, нестандартно. И может не случайно здесь отчетливо всплыла в памяти когда-то доверительно сказанная мне Евгенией Степановной фраза ее незабвенного педагога Рзы Аббасовича Тахмасиба: «Выходя на сцену, помни, прежде всего, о партнере, потом – о зрителе и в третью очередь – о себе».
Да, здесь много от науки, обросшей добрым опытом. Тем, что, с одной стороны, вскормил в актерах чувство ответственности перед зрителями, а, с другой, обеспечил их доверие лицедеям, раскрепостившее их профессиональное умение. В данном спектакле обернувшееся и для молодых, и для старших участников особой, милой сердцу аурой, встреча с которой очищает и согревает, сделав оптимистичным даже грустный финал.
Цель спектакля в целом - бережно, уважительно, с юмором «подать» актуальные проблемы, показать умение тонко обыграть противоречия, осудить иные нынешние моральные установки и устаревшие строгости, не способные утаить ханжество и обелить распущенность.
В «работе» не так уж давно пришедших на сцену Натаван Гаджиевой и Олега Амирбекова, создавших обаятельные образы молодых героев спектакля, театральная правда абсолютно созвучна не только драматургии, но и тем реалиям современности, которые они убежденно отстаивают, и это большой актерский успех талантливых и весьма обаятельных актеров.
Великолепно чувствует свою героиню многоопытная актриса Наталья Шаровская - органично обаятельная и естественная в своей женской чуткости, в абсолютной искренности, она мастерски «держит на себе» сюжетную линию, олицетворяя тот стержень, на котором и строятся все лучшие понятия о семейном кодексе, о месте настоящей женщины в жизни общества, и это, думается, большая удача актрисы и спектакля в целом.
Народному артисту Сафе Мирзагасанову на сей раз досталась роль эдакого консерватора, на пограничном рубеже нравственных воззрений непримиримо отстаивающего взгляды носителей еще не забытых, но уже существенно сдавших позиции моральных установок и вынужденного на каждом шагу уступать сторонникам «современных мотиваций». В принципе у актера здесь есть немало возможностей объемно показать чувства отца единственной дочери, вынужденного уступать свои позиции. И Сафа Мирзагасанов, блеснувший за последние годы множеством разноплановых образов современного и классического репертуара, выдвинувших его в число ведущих мастеров, здесь весьма искренне «включает» талант перевоплощения для успешных попыток взбодрить действие, разжечь пламя конфликта, вокруг которого оно и разворачивается. Роль актера – достойно спровоцировать главную героиню, виновницу торжества на поступки и откровения, и он прекрасно выполнил свою миссию. Не единожды блеснувшая мастерством в своем театре, а в данном случае - хозяйка берефиса Евгения Невмержицкая, наделенная здесь статусом старшего члена семьи, раскрывается как обаятельная женщина, лишь эпатирующая чертами потомственной аристократки, на самом деле повидала и дно жизни, и унижение, а в мыслях о борьбе за человеческое достоинство спланировала провести остаток своих дней так, чтобы уйти красиво и остаться в памяти… хотя бы самых близких.
Разве не счастье для актрисы – пусть схематически, на сцене прожить такое под всплеск аплодисментов и море цветов…
Галина МИКЕЛАДЗЕ