Встреча президентов Азербайджана и Армении: возможен ли прорыв в Санкт-Петербурге?
Посредническая миссия России по урегулированию нагорно-карабахского конфликта продолжится в ходе предстоящей июньской встречи Владимира Путина с президентами Азербайджана и Армении.
Ожидается, что в преддверии трехсторонней встречи по Карабаху в Петербурге 20 июня глава Российской Федерации проведет встречи тет-а -тет с президентами Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном.
Напомним, что предыдущая встреча президентов Азербайджана и Армении состоялась в мае текущего года в Вене при участии глав МИД стран-сопредседателей Минской группы (США, РФ и Франции).
В переговорах также участвовали сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта послы Джеймс Уорлик, Игорь Попов и Пьер Андрие.
О том, какие вопросы будут обсуждаться в рамках переговоров и возможных результатах предстоящей встречи, своими мнениями поделились в беседе c 1news.az эксперты в Баку и в Москве.
По мнению российского эксперта, доцента кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. В. Плеханова Виталия Журавлева, ожидания какого-то прорыва от предстоящей встречи минимальны.
«Прорыва пока не будет»
«Не думаю, что может состояться какой-то серьезный прорыв. Для прорыва нужны какие-то предпосылки, яркие инициативы, но их нет. На мой взгляд, речь идет о возвращении к уже сложившемуся формату переговоров и принципов урегулирования. Результатами будут заявления сторон о неиспользовании силовых методов в разрешении конфликта. В определенном смысле это положительный результат, но после известного весеннего обострения противостояния он уже не выглядит столь убедительно, как раньше, когда считалось, что Баку и Ереван не готовы к реальному военному противостоянию. Сегодня все это выглядит иначе», - заявил Виталий Журавлев 1news.az.
По мнению российского эксперта, основная проблема сегодня - это вопрос безопасности.
«Есть классические форматы урегулирования военно-политического конфликта через создание переговорного механизма и проведения миротворческой операции с целью разъединения конфликтующих сторон. Проведение такой операции выглядит логично, но для этого нужно как согласие сторон конфликта, так и иных заинтересованных сил, например, США и Франции как участников Минской группы. Если бы удалось найти консенсус по миротворческой операции, то в принципе это было бы хорошо для всех. Но не надо забывать, что на Южном Кавказе пересекаются геополитические интересы многих игроков, и все с большим подозрением относятся друг к другу», - считает эксперт.
Все «за» и «против»
По оценкам Виталия Журавлева, Россия может выступить с инициативой миротворческой операции, но каков должен быть ее формат, чтобы он устроил все стороны?
«Это большой вопрос. И еще один важный момент: если будут участвовать в операции российские миротворцы, то возрастет ответственность России за ситуацию вокруг Нагорного Карабаха и возрастет риск вовлечения России в военные действия в случае эскалации конфликта. А это условие для интернационализации конфликта, что чревато серьезными геополитическими последствиями. Насколько России сегодня нужно брать на себя столь сложную миссию в нестабильном регионе? Полагаю, что есть сегодня в России силы, которые заинтересованы в расширении ее военного присутствия в самых разных качествах и формах, но, на мой взгляд, должны быть какие-то очень тщательные проработки сценариев, взвешены все аргументы «за» и «против», чтобы Россия не оказалась втянутой в серьезный военный конфликт на Южном Кавказе», - считает российский эксперт.
В Баку не исключают прорыв
В свою очередь, азербайджанский эксперт Тофик Аббасов в отличие от своего российского коллеги не исключил прорыва по итогам предстоящей трехсторонней встречи.
«Прорыв возможен, однако он может быть в том случае, если армянская сторона не будет отходить от главной темы разговора. Ясно, что в данной ситуации официальный Ереван хочет заострить внимание на усилении мер доверия между конфликтующими сторонами и пытается закрепить статус-кво в рамках временного мира и обозначить как один из прецедентов - расследование инцидентов, которые имеют место на линии соприкосновения. Это так называемые промежуточные цели», - заявил Тофик Аббасов.
Быть ли миротворцам на границе?
Азербайджанский политолог не исключил, что на повестке июньской встречи президентов может быть обсужден вопрос о размещении миротворческих сил на границе.
«Предложения такого рода всегда обсуждаются и принимаются на основе консенсуса. Главные цели миротворческого процесса заключаются в подписании всеобъемлющего соглашения о постоянном мире, поэтому сейчас концентрируя внимание и усилия на промежуточных вопросах, Армения пытается, как и прежде, задвинуть в самый отдаленный ящик главный вопрос - заключение всеобъемлющего соглашения. На пути к его заключению должны быть рассмотрены промежуточные вопросы, однако для стопроцентных гарантий о соблюдении перемирия армянские вооруженные силы должны покинуть азербайджанские территории. Если речь идет о постоянном мире, то необходимо выработать такие механизмы, которые позволят трансформировать временный мир в постоянный и обнадеживающий мир. Армянская сторона пытается переключить внимание с главного вопроса на второстепенный и решать тактические задачи взамен стратегических», - отметил Т. Аббасов.
Политолог напомнил, что в свое время и Баку и Ереван отказались от идеи размещения миротворцев на границе, посчитав, что сами в состоянии контролировать обстановку и договариваться в случае необходимости.
«В условиях, когда за сутки режим прекращения огня нарушается Арменией по несколько десятков раз (невзирая на наличие четырех резолюций ООН, призывы европейских институтов и международных конференций) и она затушевывает вопрос вывода войск с оккупированных азербайджанских территорий, весь регион попадает в зону риска. Теоретически в случае появления на границе миротворческого контингента он будет беспристрастно расследовать и мониторить обстановку, а в случае возникновения эксцессов докладывать о том, кто их провоцирует. С этой точки зрения не исключено, что данный вопрос будет обсуждаться в рамках предстоящей встречи», - резюмировал азербайджанский политолог.
Матанат Насибова