Детские суициды: а вы уверены, что застрахованы от подобного? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Детские суициды: а вы уверены, что застрахованы от подобного?

12:53 - 14 / 09 / 2016
Детские суициды: а вы уверены, что застрахованы от подобного?

«В Баку повесилась девушка», «Подросток бросился с балкона», «Девушка бросилась в море на бакинском бульваре», «Молодой человек свел счеты с жизнью» - заголовками такого рода сегодня никого уже не удивишь.

Как и тем, что за ними стоит, – а именно, самим фактом того, что совсем еще молодые люди по какой-то причине решают добровольно уйти из жизни.

К сожалению, сегодня не ведется статистика самоубийств, в том числе среди подростков, не отслеживается их динамика, не разбираются до конца причины, побудившие молодого человека свести счеты с жизнью.

Мы сейчас говорим не о криминальной составляющей и не об ответственности тех, кто в результате следствия признается виновным по статье «Доведение до самоубийства». Мы – о психологических причинах и о том, что, похоже, никто не хочет работать с их следствием. А это необходимо для того, чтобы если не предотвратить подобные трагедии в будущем, то хотя бы значительно снизить их количество.

Кто в группе риска?

Можно, конечно, махнуть рукой и сказать: «Все, склонные к суициду, – ненормальные люди с явными или скрытыми психическими отклонениями». Но проблема в том, что за каждой из новостей о самоубийстве стоит история жизни отдельно взятой семьи: трагедия самого подростка, его родителей, их взаимоотношения; трагедия отсутствия понимания среди близких и старших, в том числе в школе. 

Вопросов возникает много, как-то: понимают ли решившие свести счеты с жизнью подростки, на что они обрекают своих самых родных людей – отца и мать? Осознают ли, каково будет им жить, осознавая, что ребенок, которого они растили, любили, лелеяли с детства, ушел из жизни раньше них? Как пережить им то, что больше никогда они не увидят его лица, улыбки, не услышат слов «Мама, я люблю тебя», «Папа, ты самый лучший»?

Это мы к тому, что вопреки распространенному стереотипу самоубийцами становятся не только дети из неблагополучных семей. Иногда шоком для окружающих становится новость о том, что суицид совершил любимый ребенок из вполне благополучной семьи.

Но при каждой такой новости о смерти почти еще детей возникают сотни вопросов. Осознают ли подростки, решающиеся на этот самый отчаянный шаг, что он – последний? Что больше в их жизни не будет ничего, потому что не будет самой жизни? Что слезы и сожаления окружающих, которые «не ценили, не поняли, обидели» и так далее, они сами уже не увидят? Понимают ли до конца, что суицид – это действительно конец всему? И зачастую – конец не только их собственной жизни? Осознают ли они ответственность за своих близких, за их чувства, их боль?

Или они так задавлены собственными несчастьями и горем – реальным или выдуманным, - что не видят, кроме него, ничего другого? Можно ли безапелляционно называть самоубийц эгоистами или правы те, кто утверждает, что они, напротив, сильные люди?

Кто-то однажды сказал хорошую фразу: «Когда ты летишь с 16-го этажа, все проблемы кажутся мелкими. Кроме одной: ты уже летишь с 16-го этажа».

В противовес этой мудрой фразе есть другая, не менее глубокая: «Самоубийцы – сильные люди, вопреки сложившемуся стереотипу. Был в моей жизни случай, который заставил меня утвердиться в этом мнении. Я был знаком с одной женщиной – умной, талантливой и безупречно элегантной. Но с ней произошла трагедия, и она была обречена на неподвижное существование. За несколько дней до суицида она сказала мне фразу, которую я надолго запомнил: «Деревья умирают стоя». (Агабек Султанов).

На самом деле сложно представить себе, что может чувствовать человек, для которого душевная боль при жизни стала настолько невыносимой, что он способен поставить крест на всем, что было в ней, решившись шагнуть навстречу смерти…

Причины суицидов

Конечно, на первый план выходит вопрос доверия, любви и дружбы между родителями и детьми. Сегодня, увы, родители большей частью заняты, и их трудно в этом винить: сегодня в семьях часто работают и мать, и отец. А бабушки, даже если и соглашаются воспитывать внуков, все же не заменяют папу и маму (хотя бывают исключения). В результате дети видят родителей пару-тройку часов в сутки, и времени на полноценное общение просто не хватает. Так и живут – вроде родные люди, но знающие друг друга весьма поверхностно, словно в параллельных мирах.

Многим родителям кажется, что если дети сыты и обуты, получают карманные деньги и в воскресенье идут с ними в кино или на прогулку, то этого достаточно. Но это не так: у каждого - свои печали, и у детей они тоже серьезны, хотя взрослым могут показаться несущественными. Плюс в нашу эпоху «виртуальной реальности» в соцсетях у подростка могут быть тысячи друзей, а в жизни – ни одного настоящего.

А ведь в вопросе суицидов самым главным превентивным «средством» является как раз доверие и общение. Ведь, по сути, самоубийство – это акт отчаяния, крик, последняя возможность заявить миру о себе, о своей беде. И даже если всему миру причина, побудившая сделать это, покажется смешной, для самого молодого человека она огромна, как мир.

Как пример, можно назвать суициды, которые происходят после вступительных экзаменов в институты – юноши и девушки решаются на этот шаг, хотя по сути никакой трагедии не произошло. Не поступил в этот год? Ты можешь подготовиться лучше и поступить на следующий! Благо «за одного битого двух небитых дают». Зачем же сразу в петлю лезть?

А затем, что зачастую к этому детей подталкивают сами родители, о чем мы уже писали…

Комментарий психолога

Проблема суицида – это, прежде всего, проблема психологическая. Как говорит доктор Араз Манучери-Лалеи, чтобы получить объективную картину, каждый случай суицида необходимо досконально изучить, дабы не разбрасываться голословными обвинениями вроде тех, что «ребенок покончил с собой только из-за материальных проблем в семье». 

Кроме того, для объективного исследования проблемы необходимо признать, что в наших школах практически отсутствует нормальная психологическая помощь детям. Сегодня грамотных детских психологов в нашей стране вообще можно пересчитать по пальцам, зато растет «армия» тех, кто себя им провозгласил. И завтра эти «горе-психологи» могут не просто искалечить психику ребенка своими непрофессиональными советами или неадекватной реакцией на конкретную проблему, но даже подтолкнуть к суициду.

Кроме того, распознать у ребенка какое-либо специфическое расстройство психики может только специалист. Даже самые внимательные родители могут просто не обратить внимания на появившиеся странности в поведении их чада, списав их либо на «сложный возраст», либо на обычную усталость.

К причинам возросшего количества суицидов стоит отнести и малое число нормальных педагогов в школах. Учителей, которые пришли работать с детьми по призванию, в которых дети видят авторитет и кому могут доверять, очень мало. А это значит, что очень часто дети остаются со своими проблемами совершенно одни. 

Пропаганда суицида?

Ну, и наконец, еще одной причиной является… пропаганда суицида. Да-да, именно так. СМИ, передающие ежедневно информацию криминальной хроники, способствуют тому, что к этим новостям начинают относиться как к само собой разумеющемуся.

Кроме того, существует опасность так называемого «Эффекта Вертера».

Это – массовая волна «подражающих самоубийств», совершаемых после широко освещенного в СМИ, на телевидении или даже описанного в литературном произведении или кинематографе самоубийства. Так, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) спустя несколько недель после самоубийства голливудской звезды Робина Уильямса опубликовала отчет, в котором эксперты осудили медиа и пользователей соцсетей за разглашение жутких деталей суицидов. 

Эксперты ВОЗ также подчеркнули, что совершенно неважно, идет ли речь в публикациях, посвященных суициду, об известных звездах, или неизвестных людях, которые придумали эксцентричный способ покончить с жизнью.

«Неосторожные сообщения в СМИ могут добавить самоубийствам гламура и «вдохновить» подражателей. Неправильное освещение новостей о самоубийствах может сформировать ложное впечатление, что добровольно покончить с жизнью — закономерный и приемлемый ответ на кризисные ситуации», — говорится в докладе.

Таким образом, СМИ должны серьезно задуматься над тем, в какой форме они подают новости о суициде. «Раздувание» каждой смерти ребенка в телепередачах со смакованием подробностей, слезами родителей и обвинениями в адрес учителей или друзей - все это на самом деле только привлекает внимание других подростков к этому явлению.

По словам психиатра Араза Манучери-Лалеи, у подростков еще не сформировано понятие о смерти, поэтому такие «поминальные» передачи вызывают в них подсознательное желание стать столь же «знаменитым», пусть при этом и оплакиваемым десятками людей. Подросток думает: «О, а вот если меня так обидят, то я тоже покончу с собой – пусть они все потом жалеют! Я отомщу всем обидчикам разом», - при этом, не осознавая до конца, что он сам уже этого никогда не увидит и не услышит.

Хотим уточнить: речь о правильно расставленных акцентах, а не о том, что о проблеме стоит умалчивать. Передачи и статьи о суицидах нужны, НО в ином формате! В форме обсуждения проблемы определенными группами психологов, педагогов, журналистов и ведущих, которые в итоге должны внушить подросткам основную мысль: «Жизнь надо ценить!»

Есть ли решение?

ВОЗ задекларировала цель уменьшить к 2020 году уровень суицидов по всему миру на 10%. Учитывая вышесказанное, это будет сделать непросто.

Прежде всего, нам будет не с чем сравнивать: в МВД Азербайджана 1news.az ответили: «Отдельной  статистики суицидов среди подростков на данный момент нет, но по каждому случаю возбуждается уголовное дело. Дела возбуждаются по статье 125-й («Доведение до самоубийства») Уголовного кодекса АР, и виновные привлекаются к ответственности». 

А вот что отметил в беседе с журналистом 1news.az генеральный прокурор Азербайджана Закир Гаралов:

«К сожалению, сегодня в количестве суицидов в Азербайджане наблюдается рост. По всем фактам самоубийства возбуждаются уголовные дела, и районные прокуроры тех регионов, где произошел суицид, тотчас выезжают на место события. В ходе следствия мы серьезным образом расследуем причины произошедшего, которые могут быть различными. Выясняется, что часто самоубийцы страдали психическими заболеваниями. Становится известно, что их вовремя не поставили на учет. В некоторых случаях причинами происшедшего являются проблемы в семьях граждан. Результаты наших расследований обобщаются, после чего мы даем свои рекомендации соответствующим структурам».

Как мы видим, борьбой с последствиями суицидов и наказанием виновных в нашей стране занимаются серьезно, но важно бороться и с причинами. И это – повод задуматься соответствующим структурам. Должны быть созданы кризисные центры, «горячие линии» психологической помощи.

Соответствующие выводы должны сделать и руководители масс-медиа, взяв на вооружение советы ВОЗ и психологов.

Кроме того, каждый из нас должен сделать собственные выводы, особенно родители подростков.

Следует знать, что, как сказал доктор А.Манучери-Лалеи, не все, кто покончил жизнь самоубийством, являются психически нездоровыми людьми, таких среди них – лишь 15%. Эти люди обожают экстрим, который является, по сути, неосознанным желанием смерти, а это - пример «скрытого суицида». Таких детей необходимо правильно направить, чтобы в будущем они выбрали работу, так или иначе связанную с определенным риском для жизни.

Именно такие люди становятся отличными спортсменами, пожарными, спасателями и даже полицейскими, потому что мотивацией их поступков становится именно преодоление риска.

К слову, в развитых странах такие тесты на «скрытый суицид» составляются психологами в школах, и на основании результатов подросткам выдаются рекомендации. Этим уже существенно снижается процент потенциальных суицидов.

У нас о подобных процедурах говорить пока не приходится, а потому попытаемся дать следующие советы.

Во-первых, надо быть внимательнее к любым изменениям в поведении и привычках ребенка. Даже обычное курение в подростковом возрасте – это уже тревожный сигнал, и тут важно узнать мотивацию этого поступка, а не говорить: «Я в его возрасте тоже баловался». Потому что опасна не столько эта вредная привычка, сколько то, что стало причиной ее появления.

Надо прислушиваться, какие мысли озвучивает ваш ребенок, не стало ли частым в его лексиконе слово «смерть» и его производные, не преобладает ли у него пессимистичное настроение? Не начал ли он интересоваться какими-то странными ритуалами, не обзавелся ли странными знакомыми, ну и так далее. 

При этом нужно уметь еще и правильно реагировать на происходящие с ребенком изменения и на перепады его настроения. Одно сказанное не так слово в ответ на озвученную реальную проблему для подростка может сыграть роковую роль. Психика детей в этом возрасте очень хрупкая. И весьма важно найти ту тонкую грань, на которой понимание не становится потаканием всем его капризам, иначе вы можете вырастить манипулирующее вами истеричное чудовище.

Главное – понять, что основная причина суицида не в том, что у ребенка какая-то проблема, а в том, что ребенок с этой проблемой остается один на один, не чувствуя поддержки близких. И не допустить этого.

Натали Александрова, Тимур Рзаев

Поделиться:
4648

Последние новости

Все новости

1news TV