«Поставки Россией вооружения Армении не могут изменить расклад сил в регионе» | 1news.az | Новости
Интервью

«Поставки Россией вооружения Армении не могут изменить расклад сил в регионе»

12:40 - 19 / 10 / 2016
«Поставки Россией вооружения Армении не могут изменить расклад сил в регионе»

Недавно в Ереване прошел саммит Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Российские СМИ охарактеризовали Армению как не самого удобного участника ОДКБ ввиду того, что проведение саммита в этой стране чревато осложнением отношений с Турцией и Азербайджаном, которых остальные члены альянса считают своими партнерами и друзьями. Армяне посчитали неслучайным отсутствие на саммите президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Кроме того, Серж Саргсян приготовил для коллег целый список кандидатов на пост генсека ОДКБ, в который вошли бывшие министры обороны Армении Оганян и Арутюнян, а также бывший начальник генерального штаба вооруженных сил РА Хачатуров, которые принимали участие в нагорно-карабахском конфликте. Однако данный вопрос был снят с повестки дня.

Информационное агентство 1news.az поговорило об этом с заместителем генерального директора Центра по изучению постсоветского пространства при МГУ Александром Караваевым.

- Как бы Вы охарактеризовали итоги прошедшего в Ереване саммита ОДКБ?

- Одно из центральных предложений, которое Москва на уровне консультаций выдвигала своим союзникам по ОДКБ, - принять участие в разминировании в Сирии, либо в поставках гуманитарной помощи. Согласных не оказалось. Поэтому организация не повысила свое значение в политике Москвы и остается на том же уровне координации и развития, как и шесть-семь лет назад.

Предложение, которое обсуждалось на саммите, например, назначение экс-главы Минобороны РА Сейрана Оганяна на должность генсека ОДКБ, не могло быть нормально воспринято тюркскими странами, которые близки как к Турции, так и к Азербайджану. Эти страны явно демонстрируют свою позицию, когда вопрос касается урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Понятно, что это некое противоречие и было обозначено на ереванском саммите. Данный саммит носил какой-то технический характер. Громких заявлений, неожиданных поворотов в ходе него не было. Не было никаких сигналов того, что обсуждались какие-то интересные и новые темы.

- После встречи армянские эксперты заявили, что было достигнуто соглашение о поставках сверхточного дальнобойного вооружения Армении.

- В рамках сотрудничества между Минобороны РФ и Армении есть определенный план взаимодействия, который до 2020 года должен носить комплексный характер. Речь идет не только о поставках новых вооружений, которые были прописаны в соглашении о 200-миллионом кредите, но и о вооружении, которое будет поставляться со складов Министерства обороны РФ. В рамках вот этих межведомственных соглашений определенная модернизация идет и будет продолжаться.

Новые поставки, которые могут быть выполнены за счет России, не могут изменить расклад сил. Если будем сравнивать военный потенциал Азербайджана и Армении, замена старой техники на новую не изменит потенциала ввиду того, что военный бюджет Армении не растет.

- В это же самое время прозвучало заявление помощника Президента Путина Юрия Ушакова, выразившего пессимизм по поводу урегулирования нагорно-карабахского конфликта, а с другой  стороны глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что прогресс в урегулировании нагорно-карабахского конфликта станет ключевым моментом для нормализации армяно-турецких отношений. 

- Я бы не придавал большого значения этим заявлениям. Они в принципе отражают разные грани этой сложной проблемы. Ушаков сказал, что есть на самом деле, проблема сложная и урегулировать ее очень сложно, он же ведь не детализировал. Его заявление – это констатация фактов. Принимая во внимание, что его деятельность на этом посту подходит к концу, особо обращать на это внимание не стоит.

Понятно, что погасить территориальные конфликты или предпринять определенные шаги, чтобы территориальные противоречия были снижены, это автоматически не повлечет снижения межэтнической напряженности.

То же самое касается заявления Сергея Лаврова. Еще когда были попытки дипломатического сближения Армении и Турции, многие опасались, что это будет выполнено за счет интересов Азербайджана, однако этого не произошло. Любое изменение во взаимодействии таких крупных стран, как РФ и Турция, прямым и косвенным образом влияет на страны Южного Кавказа.

Если будет расти тенденция сближения турецко-российских отношений, то это может актуализировать тему вовлечения Армении в экономические проекты, а в дальнейшем и выполнение условий, сформулированных в Мадридских принципах. Роль Турции в урегулировании конфликта очевидна, она никогда не подвергалась сомнению со стороны России.

Заявление Лаврова было сделано после визита президента РФ Владимира Путина на всемирный энергетический форум в Стамбуле. Он, таким образом, всего лишь напомнил общественности о важной роли Турции. Я не думаю, что эти фразы как-то отражают изменения в том, как РФ относится к этой проблеме. Скорее всего, это говорит о восприятии российской элитой этой проблемы как сложной.

- В период обострения российско-турецких отношений Армения использовала этот фактор в своих интересах, а сейчас отношения улучшаются. Можно ли сказать, что сейчас сузилось поле для маневра для Армении?

- Высказывания на разном уровне, как официальных лиц, так и представителей армянской диаспоры в РФ, носили пропагандистский характер. Недоброжелатели, в основном это представители армянских кругов, пытались воспользоваться возникшим противоречием между РФ и Турцией. Это было вполне ожидаемо и прогнозируемо.

Каких-то ярких дивидендов они не получили, за исключением, наверное, поставок продукции, которую Турция из-за эмбарго не могла поставлять России. Значение Армении для РФ достаточно велико именно в техническом виде – это присутствие на Южном Кавказе, поэтому военную поддержку Армении нужно рассматривать под углом накачки вооружений на 102-й военной базе, а не Армении как таковой.

Тем более сейчас с точки зрения пропагандистских усилий армянским общественно-политическим деятелями, которые позиционируются на российском информационном поле, трудно заявлять об исключительной роли Армении для РФ. Хочу отметить, что происходящие процессы не могут снизить понимание Армении, которое есть в Кремле и которое было выработано за долгий промежуток времени.

Россия как бы смотрит на реализацию своих интересов с той точки зрения, какие есть силы у РФ, а не с позиции того, кто может помочь РФ и у кого есть параллельные интересы. Россия, разворачивая какие-то военные проекты с Арменией, не выстраивает конкуренцию с Турцией, просто пытается усилить контроль в регионе, где есть не только Турция, но и Иран. Между тем следует отметить, что этот регион не так уж далек от Ближнего Востока.

Поэтому такое взаимодействие в транспорте, энергетике, по линии ОДКБ с Арменией – это взаимодействие для того, чтобы обозначать свое присутствие и на будущее, если возникнет такая возможность его расширить. Если конфликт будет постепенно урегулирован, будут освобождаться районы Азербайджана, то РФ получит возможности использовать свои ресурсы в Армении, чтобы осуществить больше экономических проектов в регионе.

- Как долго будет продолжаться конфронтация России с западными странами?

- Проблема в отношениях РФ с Западом сохранится на долгие годы. Если сирийский конфликт спадет, то есть не будет войны, то проблемы с Украиной по-прежнему будут диктовать Западу необходимость давления на Россию в виде санкций.

Эта больная тема будет доминировать во взаимоотношениях с Россией не один год. В этот период возможны короткие передышки, например, если на выборах в США одержит победу Трамп. Но это не будет системным разворотом западной политики в отношении РФ.

Эльшан Рустамов

Поделиться:
5514

Последние новости

Все новости

1news TV