«Страшный Тегеран», или Как ИГИЛ удалось добраться до Ирана?
Ужасный двойной теракт в Тегеране, жертвами которого стали 13 человек, стал первой террористической атакой ИГИЛ на Иран, первым крупным нападением с участием смертников за 38 лет существования Исламской республики, и четвертым по масштабам терактом, который учинили боевики «Исламского государства Ирака и Леванта» с начала священного месяца Рамазан.
По заявлению иранских официальных лиц, изначально было запланировано три атаки. Одну из них иранским спецслужбам удалось предотвратить, в то же время под вооруженное нападение попали иранский парламент и считающийся в Иране святыней мавзолей лидера Исламской революции аятоллы Хомейни. Иранские СМИ сообщили, что все участвовавшие в нападении террористы были уничтожены или покончили с собой, одна смертница была арестована с шестью гранатами.
Корпус стражей исламской революции объявил о причастности к терактам Саудовской Аравии.
О том, насколько верны эти утверждения и с какими вызовами регион может столкнуться в дальнейшем, мы побеседовали с известными азербайджанским политологом, иранистом, депутатом Милли Меджлиса Аразом Ализаде.
- Считаю, что на самом деле «заказ» на теракты в Тегеране поступил с Запада. Дело в том, что ИГИЛ в основном финансируют западные круги, а также некоторые арабские государства. Кстати, в этом вопросе самым умным оказался Кувейт, который понимает, что лезть в такие дела не стоит.
Так или иначе, но в конечном итоге «стрелочником» оказался Катар, которого его же партнеры открыто обвинили в поддержке террористов. Будто бы никто в этом и не был больше замешан...
Ну, а дальше надо было показать, что Иран не настолько неуязвим, потому что у него был статус стабильной страны, где не происходит терактов. Для нанесения удара были выбраны самые «болевые точки» – иранский парламент и мавзолей имама Хомейни.
Что дальше? Я думаю, это будет увеличивающееся давление на Иран, тем более с учетом того, что Тегеран является союзником России в антитеррористической операции в Сирии.
- Араз муаллим, учитывая близкое соседство двух стран, их религиозную и культурную общность, существует ли какая-то опасность для Азербайджана?
- Слава Богу, сегодня в Азербайджане наблюдается стабильность во всех сферах, наша страна в состоянии защитить себя сама. Азербайджану нет необходимости «бросаться в объятия» так называемых «друзей», к которым полностью применима пословица: «Избавь меня Боже от таких друзей, а с врагами я сам справлюсь».
На мой взгляд, Азербайджан должен продолжать свою полностью независимую внешнюю политику, чтобы не оказаться «между молотом и наковальней», что мы и делаем.
Однако, учитывая то, что терроризм - это мировое зло и ни одна страна от него не застрахована, полагаю, что наши правоохранительные органы должны еще больше усилить контроль за безопасностью в стране.
- И последний вопрос: каким Вам видится дальнейшее развитие ситуации в регионе Ближнего Востока?
- Все произошедшее на Ближнем Востоке в свое время сотворили США, точнее бывший госсекретарь Хиллари Клинтон, а теперь придется очень долго расхлебывать.
Как гласит восточная мудрость: «Один дурак бросил камень в колодец, а сотня умных не могут его оттуда вытащить».
Трампу сейчас не дают работать так, как он планировал. Он хотел основной упор делать на внутренний рынок, поднять экономику страны с тем, чтобы США опять стали экономически сильной державой. Потому что военное могущество очень тесно связано с экономической силой.
Но факт и то, что ему работать не дают. Такого случая в истории США еще не было. Видать, американский политический истеблишмент хочет доказать, что «чужака» они не примут и работать ему не дадут, чтобы в будущем они и не надеялись на приход к власти.
На самом деле все они – начиная от Маккейна и заканчивая более разумными политиками, просто боятся «потерять кормушку», прекрасно понимая, что если любой человек может повести за собой народ и стать президентом США, то сами они могут быть не нужны.
Здесь для них стоит вопрос: «Быть или не быть?». Вот они и отвечают на него: «Быть», и не дают своему президенту работать.
И Трамп сейчас больше озабочен тем, чтобы поднять свой рейтинг, добиться того, чтобы народ к нему хорошо относился – именно поэтому он предпринимает удары по армии в Сирии, именно поэтому и Корея – все ради того, чтобы «заработать себе очки».
Так что особой причины для большого оптимизма во всем этом я не вижу.
Единственное, что внушает мне оптимизм – это то, что Азербайджан проводит правильную внешнюю политику - ищет себе не «большого брата», а равноправных друзей, и не лезет в чужие авантюры.
Ф.Багирова