Ректор Джафар Джафаров: «Подготовка хороших учителей даже важнее, чем построение хорошей армии»
Азербайджанский государственный педагогический университет (АГПУ) – самый крупный вуз в стране по подготовке учителей.
С приходом нового ректора в вузе произошел ряд изменений. Об этом и многом другом в интервью 1news.az рассказал ректор Азербайджанского государственного педагогического университета Джафар Джафаров.
- С каждым годом растет число студентов с высокими баллами, выбирающих профессию учителя. Какие шаги были предприняты для достижения популяризации данной профессии?
- Да, вы правы. Самый высокий результат - речь идет о процентном соотношении - по заполнению плана приема на текущий год среди всех государственных вузов принадлежит АГПУ. В этом году было заполнено свыше 97% мест. Это - невиданный успех в истории нашего университета.
В стране повысился интерес к профессии учителя. Министерство образования уделяет особое внимание повышению авторитета профессии педагога. Было предпринято много шагов по популяризации педагогического образования.
Были объединены Азербайджанский институт учителей и Педагогический университет. Кроме того, педагогический колледж также вошел в состав АГПУ. В результате комплексных мероприятий, из года в год растет число молодых людей, которые, набрав высокие баллы, выбирают профессию учителя. Если три года назад среди набравших свыше 500 баллов всего 6 человек выбрали наш вуз, то в этом году их число возросло до 282 человек. Больше половины среди тех, кто выбрал другие профессии в нашем вузе, также имеют высокие показатели. К примеру, по специальности язык и литература свыше 50 процентов, а по математике - свыше 48 процентов студентов набрали при поступлении высокие баллы.
- Как вы отметили, ваш университет выбирают студенты, набравшие высокие баллы. Готов ли к этому преподавательский состав, ведь сложно работать со студентами, обладающими высоким потенциалом?
- Для того чтобы выпускать грамотных специалистов, в первую очередь надо иметь сильный преподавательский состав. С целью улучшения механизма работы в АГПУ было проделано немало работы.
Для соответствия всем современным требованиям вуз должен постоянно обновляться, совершенствоваться, и преподаватели тут не исключение. Но нельзя необоснованно отстранить кого-то от работы. Кроме того, для отстранения кого-либо нужно быть уверенным в том, что у нас есть замена. Поэтому обновляться мы будем постепенно и качественно.
Долгие годы в вузе проводился конкурс на вакантные места, но все негласно знали, что места уже заранее распределены, поэтому многие просто отказывались подавать документы.
Только ректору принадлежит право брать на работу того, кого он пожелает. Однако для обеспечения полной прозрачности и демократичности я добровольно отказался от этого права, и в этом году конкурс впервые за долгие годы был проведен в прозрачной и демократичной обстановке. На 114 вакантных мест подали заявки около 500 человек, из них 150 - это кандидаты со стороны, а не из университета. По окончании конкурса 112 человек стали победителями, с ними был заключен пятилетний контракт, а также назначена повышенная зарплата, из них 10 процентов – новые преподаватели. Один из них еще десять лет назад защитил свою работу, но работал лаборантом, а сейчас стал преподавателем. Среди кандидатов были и те, кто выдвинул свою кандидатуру на должность декана и завкафедрой.
На данный момент в университете все назначения, начиная от простых служащих вплоть до должности декана и завкафедрой, осуществляются исключительно на конкурсной основе. В настоящее время у нас объявлено 22 вакансии, на которые уже подали заявки 90 человек. В ближайшее время начнется отбор. До сих пор было назначено 16 завкафедрами и 4 декана и никто не осмелится сказать, что на выборы оказывалось какое-то давление. Хотя лично на меня оказывали достаточно давления.
- Получается, этот процесс протекает нелегко?
- Вы себе только представьте, что благодаря сложившимся в нашем обществе традициям каждый считает своим долгом просить об услуге. Очень часто ко мне подходили с просьбами перед началом конкурса, и мне приходилось отказывать.
- На ваш университет возлагаются большие надежды, в особенности в области подготовки достойных педагогических кадров…
- По моим подсчетам, в течение трех-четырех лет мы полностью обновим педагогический состав. Останутся лишь те, кто успешно пройдет конкурс, постоянно будет работать над собой и выкладываться на все 100 процентов. По нашим наблюдениям, эти конкурсы заставили учителей зашевелиться. Кроме того, проводятся открытые уроки. Но некоторые учителя, чтобы не опозориться, избегают проведения открытых уроков. А некоторые из тех, кто все-таки их проводят, уже на 15-й минуте не знают, как продолжить урок.
- После присоединения Азербайджанского института учителей к Педагогическому университету число сотрудников возросло. В одном из интервью вы даже отметили, что есть дублирующиеся должности. Как вам удалось решить этот вопрос?
- После объединения двух вузов количество сотрудников составляло 1800 человек, на данный момент работают 1400. Только в Баку, не считая филиалов, педагогический состав составляет 800 человек. На этапе оптимизации были проведены сокращения. К примеру, в университетской библиотеке работали около 70 человек, а сейчас осталось всего 28.
Количество сотрудников, утвержденное Научным советом вуза, мы направили в отделы и сказали, чтобы каждый из них сам решил, кому из сотрудников следует уйти. Возникла очень сложная ситуация. В течение одного года дважды в неделю я принимал сотрудников, и на каждый прием с этим вопросом приходили около 45-50 человек, в основном жаловаться. Это нелегко, но в процессе оптимизации сокращения просто неизбежны. В прошлом году самым сложным оказался для меня именно этот процесс.
Бюджет АГПУ формируется за счет студенческих взносов за обучение и государственных средств, выделенных на студентов, обучающихся на государственной основе. Имеющийся бюджет, к сожалению, не позволял нам оставить такое количество сотрудников.
- По словам эксперта Аждара Агаева, большая часть коллектива, состоящая из представителей старшего поколения, не желает принимать новшества, введенные вами. Как вы считаете, с чем это связано?
- Те, кто был чем-то недоволен, обратились в суд, они прошли все инстанции, но не смогли получить положительный ответ. Я совершенно нормально отношусь к такого рода обращениям. Мы живем в правовом государстве, где каждый недовольный имеет юридическое право обратиться в суд и в судебном порядке получить ответ. Среди недовольных также был кандидат, желающий стать деканом, за которого вообще никто не проголосовал. На приеме я сказал, что человеку должно быть стыдно, что никто из коллектива, в котором он работает, за него не проголосовал, а он еще и возмущается. Педагог - это эталон культуры и справедливости. И вместо того чтобы вести себя подобающим учителю образом, такие люди своим поведением теряют уважение.
Если среди 500 учителей, принимающих участие в конкурсе, кто-то чем-то недоволен, то тут я бессилен, потому что комиссия, принимающая решение, состоит из 20-30 человек. Однако недовольный кандидат не желает этого признавать.
Я изо всех сил стараюсь быть терпеливым, можете спросить у любого, кто меня знает. Я одинаково требователен ко всем, и моя семья, и близкие - не исключение.
В своих недавних выступлениях Президент Ильхам Алиев поставил четкие цели, для достижения которых нам необходим человеческий капитал. Здесь речь идет о таких важных качествах, как профессионализм, способности, талант, патриотизм и многое другое. Если мы в процессе достижения поставленных целей допустим какое-нибудь исключение, то наша система рухнет в одночасье. Никому невозможно будет объяснить, что в целом мы справедливы, но вот здесь сделали исключение. Мы хотим создать такую систему, которая опиралась бы на непредвзятость и транспарентность.
- А как насчет комиссии, вы верите в ее справедливость?
- Я хочу верить, что все эти 112 вакантных мест сейчас заняты достойными кадрами. Я допускаю мысль, что в работе комиссии могут быть допущены ошибки - людям свойственно ошибаться, поддаваться соблазну.
Но проводится открытый урок, и комиссия высказывает свое мнение о нем. Отзывы анализируются, обсуждаются на собрании кафедры, также проводится собрание факультета. Речь идет об обеспечении справедливости на каждом этапе данного процесса. В будущем мы хотим вывести комиссию из-под влияния факультета, планируем создать одну общеуниверситетскую комиссию.
- А как вы боретесь с коррупцией?
- Около 7-8 учителей были отстранены от занимаемых должностей именно по этой причине. Могу привести вам один факт: из Шеки приехала женщина, ребенок которой получил оценку за взятку, и она посчитала своим долгом сказать нам об этом. Мы пригласили этого учителя. Он признался и сразу же написал заявление об освобождении его от занимаемой должности.
- И как сложилось судьба студента?
- Речь шла не об одном студенте, а о целой группе. Было предложено отчислить их из университета, но мы ограничились жестким выговором старосте группы - проявили толерантность и мягкость по отношению к студентам.
Я, как ректор, ответственен за результат обучения. Так как большая часть ответственности ложится на плечи обучающей стороны, то и большая часть наказания также выпадает на ее долю.
- Когда читаешь некоторые СМИ, возникает ощущение будто все учреждения по подготовке педагогических кадров у нас в стране проблемные…
- К сожалению, но я должен признать, что в ваших словах есть доля правды. Порой люди, обвиняя и критикуя некоторые госорганы, думают, что смогли получить ответы на все свои вопросы. Лично я думаю, что общество тоже причастно к тому, что данный процесс достиг такого уровня. Это несправедливо, когда родители нечестным путем пристраивают своих детей в университеты, а потом говорят об отсутствии справедливости и прозрачности.
Долгое время в филиалах, расположенных в Гяндже, Газахе и других регионах, нарушался закон – там выдавали фальшивые дипломы. И самое ужасное, что точное количество выданных фальшивых дипломов пока неизвестно - 1000, 5000 или 10000. Мы тоже принимаем участие в наиболее важных судебных процессах по данному вопросу. Но возникает вопрос: «Кто эти люди, которые занимаются подобным?» Ответ: это - члены общества. Степень их ответственности ясна, оставим их пока в стороне. Но ведь есть и те, кто хочет приобрести эти фальшивые дипломы. А ведь каждый член общества, заботящийся о его развитии, должен осознавать, что мы воспитываем учителей, которым намерены доверить наше будущее.
Точно такой же казус возник и во время экзаменационного процесса. Для устранения влияния человеческого фактора был осуществлен переход на тестовую систему. Но вы только посмотрите, к чему привело ее неправильное применение. Сначала они занимаются продажей тестовых вопросов, а затем и ответов. В итоге студент даже не удосуживается ознакомиться с вопросом, а всего лишь заучивает несколько цифр и в течение 3-5 минут сдает свой экзамен. Представьте себе, что за все годы обучения он ни разу не открыл ни один учебник, а в итоге получил диплом, и все - дело в шляпе. Сотни или даже тысячи тех, кто получил фальшивые дипломы и окончил университет, не прочитав ни одной книги, лишены очень многого, к примеру, грамотной речи, профессиональных навыков и ряда других важных качеств, но самое страшное, что все они скопились в школах. Сколько таких учителей по всему Азербайджану? К сожалению, много, и одним махом все изменить невозможно. Учебное заведение, которое готовит педагогические кадры, в первую очередь само нуждается в обновлении. А это очень долгий процесс.
Подготовка учителей - это вопрос национальной безопасности. Очень многое предстоит сделать. На данный момент разрабатывается план мероприятий как по усовершенствованию инфраструктуры, оптимизации обучения, так и по обновлению кадров. Надеюсь, вы согласитесь со мной, что для выхода из этой ситуации необходимо время. Когда говорят о некоторых негативных ситуациях, у людей тут же возникает апатия, но, для того, чтобы «вылечить этот процесс, необходимо правильно поставить диагноз». Так вот, диагноз уже поставлен, и для улучшения качества работы уже предпринят ряд соответствующих мер.