Расим Мусабеков: «Если Иран не ударит первым, США наносить удар не станут»

Президент США Дональд Трамп пригрозил Ирану после его решения превысить лимит низкообогащенного урана. «Будь осторожен с угрозами, Иран. Они могут аукнуться так, как еще никому раньше!» - написал Трамп в Twitter.
Президент Ирана Хасан Роухани заявил, что Тегеран с 7 июля приступит к обогащению урана выше 3,67% в том случае, если участники ядерной сделки не будут соблюдать свои обязательства. «Мы поднимем уровень обогащения выше 3,67%», - сказал президент в среду.
Для разъяснения того, к каким последствиям может привести противостояние Ирана и США, мы обратились к политологу, депутату Милли Меджлиса Расиму Мусабекову.
- По данному заявлению Трампа можно ли сказать, что это точка отсчета, когда уже нет пути назад?
- Я так не думаю, это просто слова. Словесная угроза приличествует главам держав. Я не предполагаю, что вслед за этим начнутся какие-то нанесения военных ударов. Другое дело, если Иран практически выходит из ядерной сделки, то как минимум Франция, ФРГ и Великобритания присоединятся к санкционному давлению США.
- Какие еще санкции могут быть введены против Тегерана, ведь все, что можно было, американцы уже применили?
- Нет, почему же, продолжаются поставки Ирану медикаментов, продуктов питания.
- А что касается военной составляющей?
- Что касается военной составляющей, то если не произойдет какого-то прямого удара со стороны Ирана по военным объектам США и их союзников, то не стоит ждать начала боевых действий. То есть, если не будет какого-то локального столкновения, случайного или преднамеренного, я не думаю, что Трамп решится нанести какой-то удар.
Вопрос заключается в том, что невозможно нанести просто один удар. Надо будет подавить как минимум основную инфраструктуру, чтобы не было ответных действий. Это означает, что надо бомбить порты, аэродромы, пункты связи.
Не думаю, что будут наносить удары по гражданским объектам, мостам, электростанциям, но первый удар должен быть обезоруживающим. А это означает масштабный удар с уничтожением основной военной инфраструктуры Ирана.
- Как все это может повлиять на Азербайджан?
- Не думаю, что нынешняя ситуация как-то может повлиять на нас. Иран в торговле с Азербайджаном занимает достаточно скромное место, и не думаю, что эти отношения имеют жизненно важное значение, как для Азербайджана, так и для Ирана.
- Могут ли США потребовать от Азербайджана полностью прекратить сотрудничество с Ираном?
- Нет, не могут. Если мы расчеты не осуществляем в долларах, то они ничего не могут сделать. Серия транзакций в долларах с Ираном запрещена, и Азербайджан их не осуществляет.
- Президент Ирана Хасан Роухани на встрече с вице-премьером Армении Мгером Григоряном в Тегеране предложил перейти на национальные валюты во взаимной торговле с Арменией.
- Та же самая проблема. Потому что транзакции в долларах запрещены. Если присоединятся Франция, ФРГ и Великобритания, то ни фунты, ни евро не будут использоваться. Хочу отметить, что Иран в торговле с Арменией занимает больший удельный вес, чем в торговле с Азербайджаном.
- Несколько лет назад, когда было напряжение вокруг Ирана, большое количество иранцев покупали в Азербайджане недвижимость. Будет ли то же самое сейчас?
- Какая-то часть, у кого были средства, давно это уже сделали. Сейчас в Иране такая напряженная ситуация с валютой, что не думаю, что увеличится количество покупающих жилье в Баку иранцев.
Хотя некоторый рост наблюдается на рынке недвижимости Турции, где активизировались граждане Ирана. Это не такая уж заметная величина. У них нет денег сейчас, курс риала по отношению к доллару стал такой фантастический, что таких свободных средств даже у богатых иранцев сейчас нет.
- Что станет с реализаций транспортного коридора Север-Юг, который призван соединить Северную Европу с Юго-Восточной Азией, в том числе объединить железные дороги Азербайджана, Ирана и России?
- В августе пройдет встреча президентов России, Азербайджана и Ирана. Среди других вопросов Владимир Путин, Ильхам Алиев и Хасан Роухани будут обсуждать развитие транспортного коридора Север-Юг, соединяющего Иран с Россией через Азербайджан.
Эльшан Рустамов, Г.Р.