Блогер Севиндж Гасанова: «Выходить замуж за двоюродных братьев - ненормально!»
Севиндж Гасанова – азербайджано-российский видеоблогер, освещающая в своих роликах проблемы кавказского общества, в частности, такие как ограничение прав женщин, некоторые патриархальные традиции и обычаи, а также многие другие щекотливые темы, вызывающие интерес не только у самих кавказцев, но и у представителей других национальностей.
Ее канал на YouTube под названием «ЦАЙ» имеет более 30 тысяч подписчиков, а выбранные темы всегда вызывают противоречивые реакции.
Севиндж проживает в Нефтеюганске, однако периодически приезжает в Баку, скучая по своей родине. В свой последний приезд она дала интервью 1news.az, в ходе которого открылась с совершенно новой стороны, которую было бы довольно сложно разглядеть в образе, созданном ею в своем видеоблоге. Представляем вниманию читателей нашу интересную беседу.
- Вы называете себя «девочкой-войной», кажетесь дерзкой и самоуверенной в своих видео, но в одном из них вы признались, что раньше были совсем другой – скромной и стеснительной. Как произошел этот процесс перевоплощения?
- Скажем так, я еще не до конца перевоплотилась (смеется). Даже сейчас, попадая в незнакомую компанию, я, скорее всего, буду просто молчать и улыбаться. В целом я общительная и веселая, но мне нужно время, чтобы моя сущность раскрылась. А когда я снимаю видео, то нахожусь в комнате одна, передо мной только камера, и поэтому я могу дурачиться, не чувствуя себя скованно.
Кстати, раньше я и этого не могла, однако мне очень помог институт. Я училась на режиссерском, мы ставили сценки и одновременно должны были в них играть. На первом курсе, когда мне говорили «покажи обезьяну», я начинала паниковать, отказывалась и получала двойку. Потом постепенно стала пересиливать себя ради оценок. И сейчас могу изобразить все, что пожелаете. Но только если это творческое задание. Если же мне скажут пойти повторить нечто подобное на улице, я, наверное, постесняюсь.
Недавно мы с мамой во время своего приезда в Баку хотели перейти на другую сторону улицы и не могли найти перехода. Мама сказала мне: «Спроси у кого-нибудь». Я испугалась, попросила ее сделать это самой. А она специально отказалась, сказав, что я уже взрослая девочка и должна пересиливать свои страхи. Мы где-то полчаса кружились в поисках перехода, и в итоге, поняв, что выхода нет, я собралась с силами, отрепетировала речь на азербайджанском, учитывая, что слабо владею этим языком, подошла к одной из женщин и дрожащим голосом спросила дорогу. После чего испытала такое счастье, будто выиграла премию «Оскар»!
А еще однажды, будучи в Москве, я даже поехала в другой город, потому что не могла сказать водителю: «Остановите». В итоге оказалась в Троицке. Я вроде позиционирую себя как «девочка-война», которая обсуждает проблемы менталитета, а не могу попросить водителя остановить автобус. Такое вот противоречие (смеется).
- Еще вы говорили, что после полученного в институте опыта вам настолько понравилось играть, что вы захотели стать актрисой, и это желание подтолкнуло вас к видеоблогерству. А стать актрисой в классическом понимании – сниматься в фильмах, играть в театре – такое желание у вас осталось или вы полностью удовлетворили его с помощью блога?
- Конечно, хочется играть в кино и театре, но пока такой возможности нет, я сам себе режиссер – ставлю камеру и снимаю свое собственное кино (смеется). После окончания режиссерского факультета я хотела переехать в Москву и поступить на актерский, но потерпела неудачу. Там есть свои возрастные рамки, нужно приходить в 18 лет, а я пришла в 22. И услышала, что мне слишком поздно получать актерское образование.
- Есть много примеров, когда человек не получал профильного образования, но становился хорошим актером, потому что показывал свой талант. Вы ходите на кастинги, пробуете себя на разные роли?
- Нет, потому что живу в маленьком городке Нефтеюганск, а там отрасль киноиндустрии не особо развита. Этот город находится в Сибирском округе. Его первооткрывателем был азербайджанец Фарман Салманов, и в свое время сюда переехали мои бабушка с дедушкой. Поэтому моя жизнь протекала там.
- За свою жизнь в России вы чувствовали, что вам здесь не рады, учитывая, что вы обладаете ярко выраженной восточной внешностью и носите азербайджанскую фамилию?
- В моем городе нет, потому что там проживает много разных национальностей. Самих русских можно пересчитать по пальцам. Я чувствовала себя в своей тарелке, потому что до 21 года жила в мире, в котором мусульмане поздравляют с Пасхой, а православные – с Гурбан байрамы. Но когда я переехала в Москву, то сразу же столкнулась с проблемой поиска жилья, потому что во всех объявлениях было указано «сдается только славянам». Будучи человеком, который родился и вырос в этой стране, и который в совершенстве владеет русским языком, я почувствовала очень большую обиду. Удивительно, что когда я звонила, они по голосу не могли определить мою принадлежность к кавказской национальности, и говорили «приходите», но как только видели мое лицо, в одночасье передумывали, потому что в них начинали бурлить стереотипы и предубеждения.
Потом я столкнулась с этой проблемой при поиске работы. Я ведь приехала в Москву, чтобы поступить на актерский, и параллельно хотела работать, чтобы себя содержать. Вообще, я всегда хотела жить в столице, потому что мне нравятся большие города, их ритм жизни и конкуренция. Но прожив несколько месяцев в Москве и с горем пополам устроившись на позицию хостесс, я поняла, что мне не хочется здесь оставаться, потому что морально было очень тяжело. И под конец известие о том, что у меня нет шансов поступить на актерский из-за возраста окончательно меня добило, после чего я твердо решила возвратиться домой, в родные стены, в свой маленький городок, который раньше так хотела покинуть. Когда я вернулась обратно, у меня даже не было сожаления, что я предаю свою мечту, что я сдаюсь. Я бежала сломя голову из Москвы, которую населяли холодные люди с их предвзятым отношением.
- А в Баку вы часто приезжаете?
- Каждые 2 года летом.
- Просто вы так подробно разбираете проблемы азербайджанского менталитета в своем видеоблоге, что создается впечатление, будто они отразились на вас лично, и вы решили выплеснуть наболевшее. Тем более, вы называете себя первой кавказской девушкой, которая затрагивает кавказские проблемы. Откуда у вас такое глубокое знание этих проблем, если вы здесь практически не жили?
- Возможно, до меня были девушки, которые затрагивали эти проблемы, но из видеоблогеров я, пожалуй, первая. С определенными проблемами сталкивалась лично, общаясь со своими кавказскими сверстницами в том же Нефтеюганске. У них были совсем другие приоритеты. Например, когда я говорила им, что хочу стать актрисой, они удивленно спрашивали меня: «Тебе придется играть любовь, целоваться с другими актерами, ты сможешь? Это же не подобает приличной девушке!» У нас были слишком разные взгляды на жизнь, и я понимала, что не подхожу под стандарт, отличаюсь от среднестатистических представительниц кавказских наций. Они не могли элементарно пойти в какое-то место, потому что люди «расценили бы это неправильно». Например, в кинотеатр после 8-ми часов.
- До такой степени? Я думала, вы сейчас про ночные клубы говорите…
- Ночные клубы – это вообще катастрофа! (смеется) Но опять же у всех разная степень запретов. Также, по их мнению, нельзя общаться с мальчиками, потому что это неправильно, но замуж выходить нужно. Вопрос – как выйти за того, кого ты не успела узнать? Или, например, надо создавать семью и рожать детей, потому что «часики тикают» и «возраст уже пришел». Все кавказские девушки, с которыми я общалась, уже давно замужем. Мне 23, я, наверное, уже опоздала (смеется).
- Конечно, все вышеперечисленное имеет место быть, но в Баку, мне кажется, положение не такое плачевное. Как минимум, здесь девушки получают высшее образование – этот пункт, как раз является приоритетным для азербайджанских родителей. Затем многие реализуются, строят карьеру.
- Может, вы правы, я говорю в целом про кавказские народы. Когда я приезжаю в Баку, то вижу большое число современных людей, которые гуляют, отдыхают, общаются, но все равно определенный слой населения продолжает мыслить стереотипами, и такие люди, наверное, будут всегда.
Что же касается высшего образования, это довольно спорная тема. Есть другая сторона медали, когда диплом нужен просто ради галочки, а потом он пылится на полке. В азербайджанском менталитете наличие диплома у девушки играет большую роль. Это – один из пунктов «приданого», когда девушку расхваливают потенциальному жениху, а потом она выходит за него замуж, занимается хозяйством и не спешит работать. Конечно, есть и второй тип людей, которые действительно поступают в институты, чтобы чему-то научиться и построить карьеру. Нельзя говорить обобщенно о целой нации.
Когда я поднимаю эти темы в своем блоге, они вызывают резонанс. Если бы все принимали эту модель жизни за правильную, мой канал, наверное, умер бы. Однако видя, что половина людей протестует, я понимаю, что у меня много единомышленников.
- Учитывая, что ваш видеоблог смотрят не только азербайджанцы, но и другие народы, владеющие русским языком, в том числе и население России, где уклад жизни совершенно отличается от нашего, какие темы вызывали у них наибольшее удивление?
- Я часто встречаю комментарии, в которых люди пишут, что некоторые проблемы касаются не только Азербайджана или Кавказа. Например, в России также преобладает сексизм, и женщин порой ни во что не ставят, ставя им определенные запреты или сомневаясь в их способностях из-за принадлежности к женскому полу. Это, наверное, отголоски советского менталитета.
А самый большой «бум» из моих недавних видео вызвала тема родственных браков. Я просто была в шоке, сколько негатива полилось! Лично для меня ненормально вступать в родственные браки, но каждый третий комментарий кричал о том, что «ты ничего не понимаешь, я вышла замуж за своего двоюродного брата, и у нас родились вполне здоровые дети». Пожалуй, именно это видео из последних вызывало самое сильное негодование.
- Многие видеоблогеры используют YouTube как платформу для заработка. На вашем канале более 30 тысяч подписчиков, что довольно много, приносит ли это определенный доход?
- Конечно, доход приносит, но не сказать, что большой. Помню, когда на мой счет спустя 2 года после открытия блога впервые было перечислено 16 рублей, я была на седьмом небе от счастья! (смеется) Они были для меня на вес золота, потому что я воспринимала видеоблогерство как свое основное занятие, и мне было приятно, что оно начало приносить хоть какой-то доход. Со временем я стала зарабатывать больше, но на эти деньги все равно невозможно прожить. Можно покрыть расходы только, скажем, на продукты. Есть блогеры, у которых гораздо меньше подписчиков, но они зарабатывают большие деньги благодаря тому, что открывают какие-то свои курсы, продают что-то или рекламируют.
- А у вас не заказывают рекламу?
- На YouTube нет, заказывают иногда на моем Инстаграм. Я получаю за это символическую сумму, которую не трачу на себя, а сразу же вкладываю в рекламу своего канала. Потому что сегодня без этого невозможно стать известным и набрать много подписчиков. Не каждый же сидит и вписывает в строку поиска «менталитет азербайджанцев». Большинство вообще не знают, что есть блогеры, которые снимают на эту тему видео. Так что, приходится самой искать свою аудиторию.
- Как известно, не критикуют только того, кто ничего не делает. А вы не просто делаете, Вы давите на больные места общества, хотите открыть людям глаза, за что, наверняка, вас многие критикуют.
- В начале своего пути я понимала, что реакция людей будет неоднозначной, но мне казалось, что я сильная и готова им противостоять. Однако тогда у меня было всего 3 подписчика, которые меня, наоборот, поддержали (смеется). И только набрав аудиторию, я в полной мере ощутила на себе каково это – иметь хейтеров и чувствовать ненависть народа. Я думала, это меня не заденет – ну написал человек, что видео плохое, что я глупая, и мое мнение никому не интересно, можно же просто пройти мимо этого комментария. Но когда их накапливается огромное количество, поневоле это начинает откладываться у тебя в душе и порождать сомнения.
С одной стороны, критика имеет свои плюсы, потому что подстегивает меня к росту. Каждый раз я говорю себе, что сейчас сниму такое видео, после которого ни один человек не напишет, что оно некачественное, или тема в нем недостаточно раскрыта. Таким образом, я повышаю требования к себе, но люди в итоге все равно находят к чему придраться (смеется).
Наверное, этот процесс бесконечен. Если ты будешь самым хорошим, милым, добрым человеком, тебе скажут: «Чего ты такой мягкий, надо быть более жестким». Если же ты жесткий, то непременно услышишь: «Чего ты такой жесткий, надо быть более мягким». Людям не угодишь, поэтому единственное, что ты можешь сделать – это черпать из критики мотивацию. По-другому никак.
- Как и в любой стране, в России тоже имеются свои проблемы. У вас не было желания посвятить некоторые видеоролики проблемам этой страны, учитывая, что вы там живете?
- Знаете, почему я до сих пор не снимала видео о проблемах российского общества? Потому что когда в России случается какое-то событие, куча блогеров сразу начинает о нем говорить. Я не хочу быть сто первой со своим мнением, которое уже никому не нужно. Хочется, чтобы была эксклюзивность, и в то же время очень важно, чтобы мне самой хотелось обсуждать эту тему. Проблемы азербайджанского менталитета мне все-таки ближе, потому что я – азербайджанка. Они находят отклик в моей душе, начинают кипеть, и я не могу пройти мимо. Плюс ко всему, когда что-то вопиющее случается в Азербайджане, я каждый раз удивляюсь – почему большинство блогеров молчат? И прихожу к выводу, что им не хочется портить свой позитивный образ социальными проблемами.
- На самом деле, в Азербайджане сегодня каждый второй причисляет себя к «блогерам». У этих людей, как правило, нет даже своей странички на ЖЖ либо своего канала на YouTube, потому что вся их деятельность сосредоточена в социальных сетях – в Фейсбуке и Инстаграме. То есть, представителей блогосферы в традиционном понимании практически нет. Тем не менее вы можете выделить среди наших блогеров тех, кто вам импонирует?
- Пожалуй, единственный азербайджанский блогер, которого я могу выделить, – это Алихан Раджабов, снимающий и смешные, и социальные ролики. Однажды я посмотрела его ролик про педофилию, после которого просто отложила телефон и долго не могла прийти в себя, задумчиво смотря на одну точку на стене. Там была такая атмосфера и такие драматические нотки, что я была в шоке, во-первых, от того, насколько умело снят ролик, а во-вторых, что подобное имеет место быть в нашем обществе. И когда я прочитала многочисленные комментарии людей, которых это видео тоже не оставило равнодушным, то поняла, что Алихан смог затронуть струны их души.
Еще мне нравится его ролик про местное телевидение, которое круглые сутки показывает отупляющие передачи, превращая смотрящих в зомби. А потом я узнала, что он получил роль в фильме «İkinci Pərdə» и подумала – бывает ведь, что человек стал известен благодаря своему блогу, а потом его стали приглашать на съемки. Может, и со мной когда-нибудь случится то же самое, и моя мечта стать актрисой осуществится.
Читайте по теме:
«Дневники» Алихана Раджабова: зеркало современного азербайджанского общества – ФОТО – ВИДЕО
- Вы думаете, что с помощью таких просветительских роликов, которые снимаете вы и Алихан, можно изменить мировоззрение общества? Понятно, что это по большому счету утопия, наивная идея, но, наверное, каждый творческий человек в глубине души верит, что может заставить задуматься хотя бы маленький процент населения.
- Во мне живет одновременно и наивный человек, который верит, что в один прекрасный день все обязательно изменится к лучшему, и реалист, который понимает, что я – не воспитатель и не мамочка - если человек внутренне сформировался, его уже не изменить. Поэтому я думаю, что мои ролики и ролики других блогеров нужны, скорее, для тех, кто придерживается той же точки зрения, как и мы. Чтобы они не чувствовали себя одинокими и неправильными.
Например, в Нефтеюганске папа всегда говорил мне: «Общайся с азербайджанцами, чтобы проникнуться нашим менталитетом и традициями. К сожалению, здесь их очень мало, даже не знаю, за кого мы будем выдавать тебя замуж…» (смеется) То есть, он хотел, чтобы я была поближе к «своим». Но ведь «свои» люди определяются не принадлежностью к нации. Я же не могу стучаться в дверь к каждому азербайджанцу и спрашивать: «Извините, здесь проживают азербайджанцы современные или отсталые?» А с помощью своего блога я могу найти своих единомышленников. У нас образовалось своеобразное «комьюнити», мои подписчики, которые разделяют мое мнение в той или иной теме, смотрят мои видео и понимают, что они – не испорченный продукт, просто они – другие. Они не выросли похожими на наших бабушек и дедушек, потому что традиции – это хорошо, но время идет, уклад жизни меняется и миру нужно постоянное обновление.
- Говорят, что страна – это в первую очередь люди, которые ее населяют. То, что вы разочарованы мышлением и образом жизни многих представителей нашего общества, не лишает желания периодически сюда приезжать? У вас до сих пор сохранилась любовь к Родине?
- Конечно, потому что в Азербайджане очень много добрых и простых людей, которые это с лихвой компенсируют. Несмотря на наличие отрицательных персонажей, я предпочитаю концентрироваться на хорошем. Если я встречаю на своем пути хотя бы пару хороших людей, я уже радуюсь и горжусь своей нацией. А, например, те представители «мужского» пола, которые бросают вслед девушкам пошлые комментарии и ведут себя неподобающим образом, есть и в России, и в любой стране мира. Они не могут повлиять на мою любовь к Родине.
Я не могу сказать, почему я люблю Азербайджан, любовь ведь не обуславливается какими-то причинами. Если бы у меня была другая национальность, я бы, наверное, любила ее. Но я – азербайджанка и буду любить свою нацию, даже если все азербайджанцы будут меня разочаровывать.
- Спасибо за интересную беседу.
Лейла Мамедова
Больше роликов Севиндж Гасановой можно найти по следующим ссылкам:
Рубрика «ЦАЙ» на YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCX4hpxkF5dOq7GgWcQPsB_A
INSTAGRAM: https://instagram.com/sevinchgasan
VK: http://vk.com/sevinchgasan
TWITTER: https://twitter.com/sevinchgasan