Древняя история нашей Родины: «Ушастый меч» у Заячьей горы
Сабухи Ахмедов
Доктор философии по истории, доцент
Национальный Музей Истории Азербайджана с 1969 года систематически проводил подводные и прибрежные историко-археологические исследования на азербайджанском побережье Каспийского моря. Работы подводно-археологической экспедиции дали интересные материалы о древней и средневековой истории нашей Родины. В ходе исследований побережья у Заячьей горы (грязевой вулкан Заячья гора находится в районе впадения в Каспийское море Главного Ширванского оросительного коллектора, юго-восточнее посёлков Хыдырлы и Пирсагат) с грязевым вулканом на вершине была сделана находка, удивившая даже специалистов: из-под воды была извлечена рукоять меча, впоследствии датированная VIII - VII веками до н.э. Иными словами, рукоять меча относилась к той далекой эпохе, когда на юге Азербайджана существовало государство Манна. Меч был биметаллическим: остатки клинка были из железа, рукоять меча – из бронзы. Рукоять имела два боковых выступа, сразу получивших название «уши меча».
Впервые на территории Азербайджана меч появился во второй половине II тысячелетия до н.э. Клинковое рубяще-колющее оружие довольно быстро получило распространение, причем в довольно разнообразных формах.
Одним из древних типов мечей считаются «мечи с ушами». В археологической литературе они обозначаются как мечи с седловидными навершиями рукояток. Такие мечи были распространены в IX-VII вв. до н.э в двух регионах Древнего Востока: в Северном Азербайджане и Луристане (Южные области Ирана).
В Азербайджане такие мечи были найдены не только у Заячьей горы, но и у с. Чайлы (Газахский район), в Мингячевире, Шагуладаре, Дивалоне, Хишкедере, Чилахане, Узун-тепе, Абшероне. На территории Ленкоранской низменности и прилегающей части Мугани были найдены 15 таких мечей.
Интерес представляют рукоятки этих мечей. Они бронзовые, нижняя часть рукояти в виде двух длинных крыльев обхватывает верхнюю часть клинка (бронзового или железного). Навершие имеет форму в виде массивной горизонтальной трубочки, концы которой смотрят вниз. Поверхность трубочки в срединной части украшается полукруглыми полосами. Навершие насажено на рукоять горизонтально по отношению к стержню рукояти. Концы трубочки завершаются расширениями в виде «ушной раковины», посаженными наклонно. Вопрос о том, что это за «уши» остается открытым, ведь очевидно, что воину с таким мечом трудно совершать кистью руки какие-либо действия. И тем не менее тщательность отделки показывает, что «уши» здесь оказались не случайно.
Поиски аналогий привели нас к неожиданным результатам. Так, на острове Крит в слое XII века до н.э найден жреческий нож для жертвоприношений с рукоятью из сустава берцовой кости копытного животного (сустав раздвоен на конце). Раздвоенные головки есть на ножах из Боспора V-IV вв до н.э и согдийских ножах I в до н.э.. Интересно, что все эти ножи рассматривались как жертвенные, т.е. использовавшиеся жрецами при жертвоприношениях. В эпоху средних веков ножей и мечей с раздвоенными головками практически не встречается (исключение - средиземноморские ножи XV-XVI веков) и только в XVIII веке мы видим их на османских ятаганах и кавказских шашках.
Ятаган - экзотическое оружие янычар, считается оружием, являющим собой нечто среднее между саблей и ножом. Клинок ятагана имеет двойной изгиб и изогнут на подобие бычьего рога, в то время как рукоять имеет головку в виде сустава берцовой кости копытного животного. Кстати, клинки, изогнутые в виде бычьего рога, имели мечи махайры, использовавшиеся в Древней Греции и Македонии и в переводе обозначавшие «жертвенный нож». Близок по форме нож кукри – традиционный нож гурков Непала.
Что же касается кавказских шашек, то они независимо от локальных особенностей (азербайджанские, черкесские, адыгейские и т.п.) имели схожую черту: раздвоенное навершие рукояти.
Если сравнить верования народов, проживавших на территории от Средиземного моря до Кавказских гор, то увидим, что на огромной территории этнически разные народы почитали культ барана. Так, в древнеегипетском городе Мендес бог Осирис изображался в виде барана, да и название города переводится как «баран». В том же Египте в городе Фивы бог Амон изображался в виде барана. Ряд народов Индии представляла бога дождя в облике барана, там же считалось, что бог Агни являлся людям в виде барана. Да и в христианстве образ агнца не был случайным явлением. В Туркмении в древности могилы святых украшали рогами баранов.
В Азербайджане культ барана также имел глубокие корни. Ритоны в виде бараньих голов и изображения баранов в древности, каменные могильные плиты в виде статуй баранов в средние века, баран, выносящий главного героя из темного мира в светлый в ряде азербайджанских сказок, подтверждают это. До сих пор в сельских местностях над входными воротами дома прибивают рога барана и козла в качестве оберега. И то, что греческие аргонавты шли за золотым руном (шкурой барана) как символом силы именно на Кавказ – родину золотого руна, вряд ли является случайным.
И даже у гурки Непала и согдийцы Средней Азии поклонялись быку и барану. Трудно сказать, был ли в пантеоне этих народов свой Минотавр наподобие критского, но одно ясно - нож для жертвоприношений быков изготавливался в форме рогов быка, нож для жертвоприношений баранов – в виде рогов барана.
Вероятно, в древности предполагалось изготовлять рукоять таких сакральных ножей из берцовой кости самого копытного животного. Впоследствии это требование не всегда выполнялось, и кость заменялась более долговечным (бронза, железо) материалом, но при этом сохранялась форма рукояти.
В свете всего вышесказанного можно предположить, что «уши меча», найденного у подножия Заячьей горы, на самом деле правильнее называть рогами, а сами мечи с седловидными навершиями рукояток можно считать не столько боевыми, сколько сакральными.