Памятник войны
Это было в годы Великой Отечественной войны под Витебском.
Красная армия, оснащенная современной техникой и боеприпасами, поставляемыми с заводов России и союзных республик, наступала с большими упорством, освобождая город за городом от фашистских захватчиков. Командование вермахта так и не смогло добиться перелома на восточном фронте и находилось в панике. Советские войска приближались к границам Германии.
…Генерал фон Лейбниц, уложив в кожаный чемодан секретные документы, сев в автомобиль в сопровождении вооруженных мотоциклистов, покинул штаб, где все готовились к эвакуации.
Секретный агент Браун передал в центр важное донесение о том, что завтра генерал покидает Витебск и выезжает в восточном направлении с важными документами. Центр поблагодарил разведчика и принял решение о перехвате генерала. Эта операция была поручена отряду особистов Второго Белорусского фронта, где воевал старший лейтенант Ягуб Магеррамов, отличавшийся мужественным характером, столь присущим азербайджанскому народу, и ненавистью к фашистам, по вине которых он потерял многих родных — уроженцев Физулинского района Азербайджана, которые погибли в боях. Отряд особистов состоял из 12 человек, имевших опыт захвата высокопоставленных офицеров немецкого вермахта.
Задание Ягуб Магеррамов получил в штабе, где был детально разработан план захвата офицера высшего командования фашистской Германии.
— Есть вопросы? — спросил Якименко, обращаясь к Ягубу Магеррамову.
— Нет, — ответил старший лейтенант.
— Тогда действуйте и постарайтесь доставить генерала к нам живым и здоровым. Он нам нужен для разработки дальнейших военных операций.
Эти последние слова Ягуб вспомнил, как только услышал шум моторов приближающихся мотоциклов, сопровождавших генерала.
Дорога из Витебска пролегала через густой лес и тянулась к другому населенному пункту, который нужно было миновать немцам. В лесах Беларуси было непросто обнаружить замаскированных красноармейцев, их практически не было видно. Но они подавали друг другу условные сигналы голосами кукушки или других птиц, а в болотистых местах они научились имитировать звуки лягушек и жаб.
Ягуб сначала услышал первый сигнал, а потом другие. Укрывшись за ветвями березы, Ягуб встал на корточки и начал всматриваться в бинокль, из которого, как на ладони, была видна вся местность. Вот появились два мотоциклиста, за ними три мотоцикла — по три солдата в каждом, а затем и машина с генералом.
Пропустив мотоциклистов, группа красноармейцев во главе со старшим лейтенантом Ягубом Магеррамовым выкатила на проселочную дорогу и подожгла десять бочек с мазутом, которые мгновенно воспламенились, укрыв дорогу черным дымом. Пятеро красноармейцев открыли огонь по мотоциклистам.
Ягуб в два прыжка оказался у двери автомобиля, где сидел генерал, и ловко выволок его из машины вместе с кожаным чемоданом. К нему подоспел Вахаб, высокий красноармеец атлетического телосложения, и, взяв в охапку генерала, увлек его в дремучий лес. После короткого боя к Ягубу подоспели и другие автоматчики.
Потерь не было, и отряд особистов вернулся в расположение воинской части, находившейся на подступах к Витебску.
Старший лейтенант Ягуб Магеррамов вместе с немецким генералом вошел в кабинет Якименко и доложил об успешном завершении операции — доставке генерала в часть с секретными документами, которые имели особоважное значение для военной разведки. Якименко сообщил об этом командованию фронта.
За эту операцию отряд Ягуба Магеррамова был представлен к наградам, а он сам награжден орденом Красной Звезды.
После войны Ягуб Магеррамов работал учителем в школе в городе Ширван и на встречах с молодежью рассказывал о своем участии в боях на Втором Белорусском фронте, о том, как он с группой особистов взял в плен немецкого генерала с секретными документами.
Когда в СССР отмечали 20-летие Победы над фашизмом, Ягуба Магеррамова пригласили посетить боевые места в Беларуси. Проезжая тот самый лес под Витебском, он вдруг из окна легкового автомобиля увидел машину, из которой проросло дерево. Попросив остановиться и выйдя из салона, он направился к немецкому автомобилю военных времен и был сильно удивлен. Перед его взором предстал тот самый автомобиль, из которого он извлек перепуганного генерала. Из этого «памятника» проросло дерево. На конференции в Витебске ветеран рассказал о боях и о памятнике войны, который встретил неподалеку от проселочной дороги.
Зейтулла ДЖАББАРОВ,
заслуженный журналист