Кому в России выгодна раскрутка истерии вокруг «открытия турецкой базы» в Азербайджане?
Сегодня одной из самых актуальных тем на повестке российских СМИ и экспертного сообщества является возможность создания на территории Азербайджана турецкой военной базы.
Тему за эти дни откомментировали на всех уровнях, начиная с администрации президента и МИД РФ вплоть до самого малоизвестного органа СМИ и эксперта. Причем зачастую это преподносится таким образом, будто создание базы – это уже решенный вопрос, и не сегодня-завтра НАТО в лице Турции через Азербайджан подберется вплотную к южному подбрюшью России.
Но если взглянуть на исходную информацию, ставшую поводом для нагнетания истерии, то сильная раздутость ее становится очевидна. Обратимся к самому информационному поводу без купюр, давшему столь богатую пищу для размышлений российского экспертного и медиасообщества.
Будучи в Азербайджане Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, отвечая на вопрос журналиста, «может ли в рамках подписанной Шушинской декларации о союзнических отношениях между Азербайджаном и Турцией быть задействована военная база», ответил: «Эта тема не находится вне пунктов Шушинской декларации. Возможно дальнейшее развитие этого вопроса. Сейчас главное — обеспечить безопасность границ. Переговоры, которые будут проводить между собой Ильхам Алиев и Владимир Путин, а также которые проведем мы, могут развить эту тему».
Из сказанного турецким лидером следует, что Шушинская декларация не исключает гипотетическую возможность создания базы в Азербайджане. На данном этапе эту возможность кроме как гипотетической никак не назовешь. Да и в самой декларации нет ни слова о базах. Но из этой мухи сделали большого слона, напугав общественность чуть ли не забрезжившей на горизонте третьей мировой войной. Вопреки словам Эрдогана о том, что в настоящее время на повестке нет такого вопроса, информация преподносится так, будто открытие турецкой базы в Азербайджане – это вопрос ближайшей перспективы.
Спекулирующим на горячих новостях показалось недостаточным даже заявление главы МИД России Сергея Лаврова, назвавшего слухами сообщения о возможности появления в Азербайджане турецкой военной базы. «Мы не обсуждали этот вопрос, и слухи мы не комментируем», - сказал С.Лавров.
Авторы этой теории большого заговора не обратили, а может и не захотели обратить внимание на тот факт, что, как отметил сам Эрдоган, любое возможное движение в регионе, в том числе, думается, и по такому значимому вопросу как создание базы, не будет осуществляться без согласования с Москвой. Им стоило бы осознать, что Турция, хоть и член НАТО, но имеет на все свой собственный взгляд, что в последние годы было доказано не раз, в том числе и на Россию, отношениями с которой в Анкаре дорожат и вряд ли пожертвуют ради капризов отдельных стран-членов альянса. Реальность такова, что Турция сегодня имеет с Россией более лучшее взаимопонимание и больше точек соприкосновения, чем со своими союзниками по НАТО. А стало быть, вряд ли Турция предпримет в регионе какой-то шаг без учета интересов России.
Также экспертно-журналистская братия России не учла внеблоковость самого Азербайджана, Конституция которого не допускает иностранного военного присутствия на его территории, как и использования его территории другими странами против соседей.
Еще один не менее важный факт, проигнорированный любителями горячих новостей, заключается в том, что Азербайджан, будучи председателем и активным членом Движения неприсоединения, взял на себя определенные обязательства, приверженность которым демонстрировал не раз не только на словах, но и на деле. Для несведущих в вопросе экспертов напомним, что Движение неприсоединения объединяет страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках и группировках.
Совокупность приведенных доводов должна была бы остудить пыл кругов, спекулирующих на информации о возможности открытия в Азербайджане турецкой военной базы. Казалось бы, все ответы даны. Но неугасающий интерес к вопросу, его раскрутка с новой силой показывает, что за всем этим процессом стоят кукловоды, не заинтересованные в угасании вопроса, а напротив, в использовании его для того, чтобы вбить клин в отношения между Россией и Азербайджаном.
Напрашивается вопрос: кому это нужно, у кого есть мотив? Ответ очевиден – нашим горе-соседям армянам, не прекращающим политику вражды в отношении всего, что связано с Азербайджаном и Турцией. Не секрет, как глубоко пустили корни и каким огромным влиянием пользуются представители «многострадальной» в России. Они возглавляют крупные российские издания, целые медиахолдинги, ведут программы, на которые приглашают экспертов своей же национальности, где продвигают только нужную им (а не россиянам) повестку, а значит обладают неограниченными возможностями воздействия на российскую аудиторию. Отсюда и происходит нагнетание антитурецких и антиазербайджанских настроений. И демонстрируемая эмоциональная реакция отдельных российских официальных лиц является не столько адекватным ответом на ситуацию, сколько поддержкой армянскому лобби и определенным силам в Армении в преддверии парламентских выборов в этой стране.
Но, несмотря на огромное влияние армянского лобби, к счастью, государственная политика, проводимая нынешним российским руководством, опирается на прагматизм. В Кремле хорошо понимают ценность своих партнеров по региону в лице Азербайджана и Турции и пользу, которую Россия получит от продвигаемых ими идей открытия транспортных коммуникаций и создания шестисторонней платформы (Азербайджан, Турция, Россия, Грузия, Армения, Иран) на Кавказе.