Ветеран Руслан Нуриев: «Бог дал мне второй шанс, чтоб я ценил свою жизнь» - ФОТО
Люди, прошедшие войну, уже не бывают прежними – ежедневно подвергая свою жизнь опасности, они проходят внутреннюю трансформацию.
Так произошло и с Русланом Нуриевым – ветераном Отечественной войны, отправившимся добровольцем на фронт.
Представляем вашему вниманию воспоминания этого отважного молодого человека, которыми он поделился в беседе с 1news.az.
«В 2016-2017 годах я служил в Дашкесане, на посту, с которого открывался вид на озеро Гейча (арм. - Севан), на высоте 3200 метров, в одном из холодных мест нашей страны. Именно в Дашкесане генерал Полад Гашимов освободил один из известных постов, и там же был командиром части. Про него рассказывали очень много хорошего… Поэтому когда во время товузских событий я узнал о его гибели, это подтолкнуло меня к принятию решения записаться в добровольцы», - говорит ветеран.
27 сентября прошлого года Р.Нуриев был с другом, с которым они вместе служили, и тот сказал, что у него дурные предчувствия: «Действительно, вечером, когда я вернулся домой, то увидел всех взволнованными. Я спросил, что случилось, и они мне указали на стол, где лежала повестка. Морально я уже был готов к этому. Утром 28 сентября нас отправили в Горан, где в течение пару дней мы проходили усиленные тренировки. Я был зачислен в минометную батарею, составом в 43 человека».
По словам нашего собеседника, он воевал в Физули, Джебраиле, Зангилане и Губадлы. Большую часть войны провел в Губадлы. Его состав продвинулся до самых границ, к селам Черели и Салдаш.
«Множество событий произошло за этот период, всего не расскажешь… Продвигаясь вперед, освобождая село за селом, мы видели по пути немало мертвых солдат – и наших, и вражеских. Очень много техники и боеприпасов было оставлено ими.
Первый день в Губадлы был самым тяжелым. Нас высадили вдоль дороги, было очень холодно. Взяв с собой все вещи, мы прошли пару километров вперед, где вырыли окопы. Машины пришлось оставить позади, так как ехать было опасно. Командир батареи распределил нас по позициям, и получилось так, что половина из нас осталась справа, а другая половина слева от дороги, ведущей в село, где находился враг. Через пару минут в сторону второго взвода наших ребят упало шесть ракет «Град». Мы выбежали из окопов с криками и помчались в их сторону, будучи уверенными в том, что многие из них погибли. Однако мы были удивлены – как оказалось, ракеты упали в 50 метрах от наших солдат. Видеть их живыми было для нас огромной радостью…» - говорит Руслан.
Р.Нуриев признается, что за 98 дней, проведенных на фронте, они стали для него как родные, так как они вместе прошли этот сложный путь: «Были, к сожалению, и потери, погибли молодые ребята из пехоты, а также водитель и командир нашей бригады. Один парень по неосторожности подорвался на мине в лесу – ему оставалось буквально пару дней до ухода домой…».
По словам ветерана, у них была очень сильная сплоченность, они всегда были готовы прийти друг к другу на помощь: «В один день нам поступила команда обстрелять позиции в селе Салдаш. Шесть наших минометов были готовы, мы поставили координаты и начали стрелять, но неожиданно рядом с нами упали вражеские ядра из минометов. Мы запрыгнули в окопы, и один из наших солдат Тебриз сломал ногу. Мы быстро сняли с него все лишнее, оружие, ремень и так далее, с трудом отнесли его в санитарку и вернулись на задание, так как надо было довести его до конца. Тебриз тоже был добровольцем, отцом двух детей, 33-34 лет».
Самым сложным на войне, по мнению Р.Нуриева, были условия, так как зачастую они ночевали на улице, в снегу, без каких-либо удобств: «Но это нормальная практика для войны… Бывало так, что мы оставались без еды и воды – конечно, ее доставляли по мере возможности, но это не всегда удавалось. Также за 98 дней я всего один раз принял душ, если это можно было назвать душем…
Я думаю, нет человека, который не испытывал страха на войне, ведь каждый человек хочет жить. Хотя, если честно, я не был уверен в том, что вернусь домой. Прошлое пролетало перед моими глазами, я много думал обо всем, что сделал и о том, что сделаю, если вернусь. Мне кажется, для меня уже ничего не будет сложнее этого пути. Бог дал мне второй шанс, чтоб я ценил свою жизнь».
По словам ветерана, азербайджанская армия была намного подготовленнее, чем армия врага: «Мы ждали этого момента около 30 лет, за это время в нас накопилось столько боли и злости… А теперь мы можем ходить с гордо поднятой головой».
Р.Нуриев получил медаль «За освобождение Губадлы». Также в скором времени ему должны выдать медаль «Участник Отечественной войны».
«После войны я вернулся к прежней жизни. Работа, дом, работа (улыбается). Жду момента, когда смогу поехать на освобожденные земли. Очень хотел бы поехать в Шушу и Кяльбаджар. И, безусловно, в Губадлы, там потрясающая природа.
Война, безусловно, меняет людей. Слава Богу, физических травм я не получил, только похудел примерно на 10-12 килограммов. И, конечно, заработал психологические травмы – по возвращении домой целый месяц не мог нормально есть и спать. Зато я стал еще более патриотичным, сильнее полюбил свою Родину, она для меня все. И если будет нужно, я снова добровольно отправлюсь на войну», - подытожил Руслан.