Письмо в редакцию: «Затяжной ковид» - что это и как с ним бороться?
«Уважаемая редакция, обращаюсь к вам с просьбой помочь разобраться, потому что не знаю, куда обратиться.
Я переболела ковидом летом прошлого года. И хотя прошло много времени, вирус все еще дает о себе знать. Периодически у меня случаются панические атаки, я не могу ездить в переполненном общественном транспорте, теряю сознание в толпе. Также чаще стали мучить приступы мигрени. Обращаюсь к вам потому, что такие же симптомы наблюдаются у многих моих знакомых, также переболевших ковидом. В поликлинике по месту жительства про помощь постковидникам ничего вразумительного не ответили. Может быть, вы узнаете, есть ли в нашей стране какая-то программа реабилитации перенесших COVID-19?».
С таким вопросом обратилась в нашу редакцию наша читательница Бабаева Н. И еще месяца два назад мы бы, скорее всего, помогли женщине с контактами грамотного терапевта, однако некоторые события заставили нас все же рассмотреть ее жалобу более тщательно.
Дело в том, что переболевшие ковидом есть сейчас среди знакомых у большинства из нас, а многие переболели и сами. Поэтому для них эта информация также будет, с одной стороны, знакомой, а с другой, – важной.
Действительно, все переболевшие ковидом жалуются на те или иные проблемы со здоровьем, которых раньше или не было вовсе, или же они проявлялись редко и слабо. Так, один из наших читателей, в прошлом – спортсмен, человек, ведущий здоровый образ жизни, без вредных привычек после перенесенного ковида вот уже почти год страдает приступами панических атак.
Собирая информацию, мы пообщались со многими переболевшими ковидом и узнали, что у кого-то из них значительно ухудшилась память, у многих возникли проблемы с эндокринной системой и репродуктивной системой, повысилась утомляемость, участились проблемы с сердечно-сосудистой системой, стали наблюдаться скачки артериального давления, появилась тревожность и проблемы со сном. И примеров можно привести десятки.
Все это заставило нас заняться изучением проблемой под названием «постковидный синдром», и оказалось, что этот вопрос взволновал уже ученых и медиков всего мира.
Что такое «затяжной ковид» – результаты научных исследований
Еще в 2020 году ученые заявили, что SARS-CoV-2 способен нарушать работу всех систем организма, так как, проникая из носоглотки в кровь, он быстро разносится по телу человека и «оседает» в самых непредсказуемых местах, затрагивая работу сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной и других систем.
Но вот понятие «затяжной ковид» (или Long-COVID) появилось сначала вовсе не в научных статьях, а в соцсетях.
В мае 2020 года его использовала в Twitter врач из Ломбардии Элиза Перего, рассказавшая о разнообразных, постоянно то исчезающих, то снова появляющихся симптомах заболевания, которые длились несколько месяцев подряд. Вскоре стало понятно, что такие случаи совсем не исключительны.
Уже 21 июля 2021 года в журнале Lancet было опубликовано исследование о том, что у переболевших коронавирусной инфекцией наблюдается ухудшение работоспособности, внимания, пространственного мышления и памяти. Очень многие из переболевших жалуются на последствия для психики, причем весьма тяжелые. Но из-за того, что эти симптомы легко списать на депрессию или какие-то другие, более знакомые врачам расстройства, их, к сожалению, чаще всего вообще не рассматривают как проявление особого заболевания.
Все перечисленное опасно по той простой причине, что многие люди теряют способность полноценно работать, а получить поддержку от окружающих, понимание от работодателей и помощь от врачей не могут. И дело не в некомпетентности врачей, а в недостаточной изученности на сегодняшний день самого вируса COVID-19.
Как ВОЗ признал «затяжной ковид»
Как мы уже сказали, сталкиваясь с непризнанием со стороны врачей и пытаясь объяснить причины своего состояния, люди по всему миру начали собираться в чаты в соцсетях, где рассказывают друг другу о вновь появившихся симптомах коронавируса. Одну из таких групп в Facebook, где уже больше 50 тысяч участников из разных стран, образовала биолог Татьяна Балюк. Об этом пишет «The Insider».
И вот именно благодаря в том числе усилиям созданной Т.Балюк группы и аналогичных групп, сегодня этот диагноз официально занесен в Международную классификацию болезней ВОЗ с кодом ICD-10 U09 как посткоронавирусный синдром (post-COVID-19 condition). Он описывается как расстройство, проявляющееся обычно через 3 месяца после начала COVID-19 с симптомами, которые длятся не менее 2 месяцев и не могут быть объяснены альтернативным диагнозом. Эти симптомы включают в себя усталость, одышку, когнитивную дисфункцию и некоторые другие нарушения.
Впоследствии признание этого явления приобрело и другие формы. Так, в Великобритании появился специальный фонд Long-COVID-19 Foundation, куда могут обращаться люди, продолжающие болеть коронавирусной инфекцией после официального выздоровления. По подсчетам Long-COVID-19 Foundation, от затяжного коронавируса страдают более миллиона англичан, 13% из которых — дети. Как отметила основатель фонда В.Видуто, еще весной 2021 года информации о «затяжном ковиде» практически не было, и этим занимался лишь ограниченный круг специалистов. А уже позже к ним присоединились врачи США, с помощью которых фонд начал записывать информационные видео для тех, кто страдает симптомами «лонг-ковида», и помогает им с ним существовать.
А в конце 2021 года ученые Национального института здоровья США (NIH), ведущего американского научно-исследовательского агентства в области здравоохранения, заявили, что РНК SARS-CoV-2 может сохраняться во многих областях человеческого организма, включая зоны головного мозга, в течение 230 дней с момента появления первых симптомов инфицирования. Эти данные опубликовал популярный сайт Deutsche Welle. Отметим, ссылку на эти исследования также опубликовало 27 декабря 2021 года агентство Bloomberg.
В ходе исследования ученых было проведено 44 вскрытия тел пациентов с COVID-19, при жизни в различной степени страдавших от этого заболевания. Также было установлено, что «SARS-CoV-2 вызывает системную инфекцию и может оставаться в организме в течение нескольких месяцев». Также ученые добавили, что некоторые пациенты, переболевшие COVID-19 в тяжелой форме, впоследствии страдают от «затяжного ковида», при котором на протяжении длительного времени ощущаются последствия для сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма. Отметим также, что ранее было известно лишь то, что постковидный синдром выявляют примерно у 10-15% инфицированных коронавирусом. Проблема еще и в том, что Long-COVID провоцирует мультисистемное нарушение в работе организма, и найти подходящее лечение трудно, нужно комплексное решение.
Отметим, что еще осенью 2021 года в США национальные институты здоровья (NIH) выделили $470 млн на изучение долгосрочных последствий COVID-19. А в июле был запущен национальный проект RECOVER, призванный объединить все исследования, касающиеся «долгого» ковида и его последствий. Кроме того, в закон об американцах с ограниченными возможностями (ADA) внесли важную поправку - теперь особенно пострадавшим пациентам с «долгим» коронавирусом присваивают инвалидность.
Диспансеризация постковидных больных – что это?
Исходя из вышесказанного, многие страны мира уже начали диспансеризацию переболевших ковидом, включающую в себя дополнительные обследования, терапию и реабилитацию с подключением профильных врачей. Так, согласно сообщению ТАСС, 1 июля 2021 года в России стартовала углубленная диспансеризация после COVID-19. Она проходит в два этапа, первый из которых включает семь исследований: общий и биохимический анализы крови, измерение сатурации, тест с шестиминутной ходьбой, спирометрию (исследование, позволяющее оценить объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха), рентген грудной клетки и прием терапевта. Плюс, анализ на определение концентрации D-димера в крови, помогающий выявлять признаки тромбообразования. При наличии показаний врач может направить пациента на дополнительные исследования: эхокардиографию, томографию легких, дуплексное сканирование вен нижних конечностей.
Есть ли необходимость в диспансеризации переболевших ковидом в Азербайджане?
Мы также обратились к азербайджанским экспертам, чтобы уточнить, насколько актуальна проблема «затяжного ковида» для нашей страны.
По словам главврача городской поликлиники им. С.М.Эфендиева Севды Аслановой, еще недавно даже ведущие мировые специалисты не связывали ухудшение состояния некоторых пациентов с перенесенным несколько месяцев назад ковидом.
«Однако согласно последним данным ученых сегодня уже известно, что воздействие коронавируса на организм является системным. То есть, этот вирус бьет по слабым местам, которые для каждого индивидуальны. Но главное – вирус повреждает сосуды, а сосуды есть везде, поэтому случаются инфаркты и инсульты даже спустя два-три месяца после перенесенной коронавирусной инфекции», - говорит С.Асланова.
По ее словам, длительность этих симптомов зависит от возраста пациентов, состояния их здоровья до заболевания ковидом, а также состояние его иммунитета.
«Конечно, больше всего страдают от «постковидного синдрома» пациенты с хроническими заболеваниями, такими как диабет, бронхиальная астма, проблемы с сердечно-сосудистой системой, а также пациенты с хроническими заболеваниями и страдающие ожирением, то есть, те, кто входит в так называемую группу риска», - сказала С.Асланова.
По ее словам, сегодня во всем мире начали вести учет и контроль переболевших ковидом, и в этом есть большой смысл и польза.
А по словам известного психиатра Араза Манучери-Лалеи, вопрос с пациентами с «затяжным ковидом» сегодня стоит действительно остро.
«Только за последние полгода возросло число обращений пациентов, переболевших коронавирусной инфекцией. Многие жалуются на приступы панических атак, какие-то новые, неведанные им ранее симптомы тревожности, некоторые вообще говорят о некоем «новом мироощущении» и мировосприятии. У имевших в «доковидный» период поведенческие или психические расстройства также наблюдаются обострения заболеваний. Обращаемость очень высокая, так что эта проблема действительно имеет место быть», - сказал А.Манучери-Лалеи.
Доктор Араз отметил, что, к сожалению, даже на сегодняшний день COVID-19 еще не изучен до конца.
«Мировые ученые еще не дали четкого ответа на вопрос о происхождении данного вируса, и, как следствие, результаты даже уже имеющихся исследований тоже не слишком точные. Процесс изучения все еще идет, поэтому постоянно появляются какие-то новые данные, в том числе полученные в результате наблюдения за перенесшими COVID-19.
Поэтому я считаю, что идея если не диспансеризации, то хотя бы взятия на учет и наблюдения за постковидными больными достойна того, чтобы воплотиться в реальность и в нашей стране. Нужно как минимум проводить профилактическое обследование переболевших ковидом, причем, в ряде случаев это должны делать узкопрофильные специалисты. Например, те пациенты, у кого в анамнезе были невротические или психические расстройства, должны быть под наблюдением психиатров, страдающие хроническими заболеваниями, например, сахарным диабетом – у эндокринолога, сердечно-сосудистыми - у кардиологов и так далее. Я думаю, что работы в этом смысле – непочатый край», - сказал А.Манучери-Лалеи.
Возвращаясь к вопросу нашей читательницы, с письма которой и началась наша статья, мы также задали вопрос А.Манучери-Лалеи о том, как перенесшим ковид бороться с паническими атаками, и есть ли смысл принять курс того же магния.
«Принимать препараты магния стоит в качестве профилактики, а не в качестве средства лечения уже появившихся тревожных расстройств. Ведь в случае простуды или гриппа вам не помогут килограммы яблок и апельсинов, хотя в них содержится витамин С. Поэтому, если у вашей читательницы стали появляться панические атаки, ей стоит все же обратиться к специалисту, который сможет грамотно подобрать лечение. Что я советую делать всегда и всем, потому что выписывать себе самому препараты и даже вроде бы «безобидные» витамины, мягко говоря, неправильно», - заключил наш собеседник.
Резюме
Подытоживая наше небольшое расследование, мы хотим выразить надежду на то, что представители уполномоченных принимать решения о медицинском профилактическом наблюдении за переболевшими ковидом гражданами задумаются о назревшей проблеме. Тогда, возможно, в нашей стране также будет оказываться помощь тем, кто страдает от «затяжного ковида». Как показывает жизнь, сегодня это – уже необходимость.