Вюсал Гасымлы: Правительство готовит план антиинфляционных мер
В борьбе с основным вызовом, с которым сталкивается мировая экономика – инфляцией, главными целями Азербайджанского государства являются защита социального благосостояния населения и обеспечение устойчивого развития путем оптимизации инфляции.
Антиинфляционную политику правительства комментирует исполнительный директор Центра анализа экономических реформ и коммуникаций Вюсал Гасымлы.
Trend представляет интервью с В.Гасымлы.
– Каковы на данный момент прогнозы в мире по инфляции?
– По прогнозам МВФ, инфляция в этом году составит 3,9 процента в развитых странах и 5,9 процента – в развивающихся, уменьшение роста цен может произойти только в следующем году. Глава Центробанка России Эльвира Набиуллина даже заявила, что эпоха низких цен закончилась и начался период высоких цен. Всемирный банк в своем «Глобальном экономическом обзоре» отмечает, что инфляция достигла своего пика, а дороговизна будет продолжаться. Анализ фьючерсного рынка также показывает, что цены на энергию и продукты питания, которые выросли до максимума в последние годы, могут продолжать расти. Инфляцию могут сдержать только улучшение цепочек поставок, ужесточение монетарной политики и переориентация спроса с интенсивно потребляемых товаров на услуги. Постепенный отказ от льготной монетарной политики в США сулит ужесточение на мировых финансовых рынках и давление на валюты развивающихся стран. В частности, высокие проценты усложнят займы на мировых финансовых рынках и создадут трудности в государственном финансировании. Особенно в странах с большим внешним долгом, сталкивающихся с такими вызовами, как суровые финансовые условия, удешевление национальной валюты и импортная инфляция, будет сложно найти компромисс между монетарной и фискальной политикой. С этой точки зрения «подушка безопасности» и «фискальная фаза» дают правительству и Центральному банку Азербайджана больше возможностей для маневрирования.
– Каковы методы борьбы с ростом цен в международной практике?
– В мире политика монетарного ужесточения варьируется в зависимости от того, в каком цикле экономического развития находятся страны, от степени и охвата роста цен, а также от степени доверия к Центральному банку. Например, в латиноамериканских странах, где наблюдается самая высокая инфляция, центральные банки еще больше повысили учетную ставку. В Бразилии Центральный банк повысил процентную ставку на 7,25-процентного пункта в 2021 году. В России, где целевая инфляция составляет 4 процента, годовая инфляция выросла до 8,4 процента, и Центробанк поэтапно повысил учетную ставку с 4,25 процента в марте прошлого года до 8,5 процента в настоящее время. Центральные банки Казахстана, Украины и Грузии, находящихся в нашем регионе, также повышают процентные ставки, чтобы обуздать инфляцию. Повышая процентную ставку, центральные банки надеются, что влияние учетной ставки будет ощущаться сдержанно и инфляция вернется в целевой коридор.
На фоне роста годовой инфляции в Европейском Союзе до 5,1 процента Европейский Центральный банк настроен сократить покупки активов и сохранить процентные ставки стабильными. Для европейцев наиболее важно достигнуть цели симметричной инфляции в 2 процента в среднесрочной перспективе.
В соответствии с перспективой отказа США от льготной монетарной политики развивающимся странам необходимо определить надлежащие политические меры за счет продления сроков погашения государственного долга, регулирования фискальных обязательств и валютного дисбаланса.
В отличие от Латинской Америки и Европы, инфляция умереннее в Азиатско-Тихоокеанском регионе (APAC). Например, годовая инфляция в Японии ниже 1 процента, в Китае и Индонезии – 2 процентов, на Тайване – 3 процентов, а в Южной Корее и Сингапуре – 4 процентов. В этом регионе инфляция относительно высока только в Индии и на Филиппинах. Азербайджан может сделать для себя выводы, почему инфляция в Азиатско-Тихоокеанском бассейне низкая. Во-первых, поскольку в разгар пандемии страны APAC не пошли на резкие локдауны на национальном уровне, перехода спроса из сектора услуг в товары и резкого подорожания товаров не произошло. В то же время открытие происходило не так резко, как на Западе, постепенно, и не возник шок спроса. В-третьих, инфляция происходит больше в продовольственной сфере, чем в сфере услуг, а продовольственный сектор в Азиатско-Тихоокеанском регионе был менее затронут пандемией. В-четвертых, сбои в цепочках поставок мало повлияли на азиатские страны. Потому что азиатские страны сконцентрированы в верхних потоках цепочек поставок – апстриме, а дефицит обычно возникает в нижних потоках – даунстриме. Пятый фактор можно считать иронией экономики. Так, на фоне торговых войн между Востоком и Западом в Азии увеличилась доля местных участников в цепочках поставок, что означало диверсификацию, и в случае возникновения проблем в цепочках поставок местные поставщики могли предложить альтернативу. Некогда торговые войны между Китаем и США раздули инфляцию, но также обеспечили диверсификацию в цепочках поставок в Азии, что послужило сдерживанию инфляции во время пандемии.
Общая черта между Востоком и Западом, вызывающая инфляцию, заключается в том, что в обоих регионах цена на энергию, особенно на природный газ, является решающим фактором. То, что Азербайджан является энергетической страной и в связи с этим определяется низкая продажная цена на природный газ, является сдерживающим фактором инфляции.
Чтобы правильно управлять инфляционными ожиданиями, центральные банки должны демонстрировать приверженность политике таргетирования инфляции. Поэтому четкая и прозрачная коммуникация играет важную роль.
– Насколько высоки или низки цены в Азербайджане по сравнению со странами мира?
– Существует несколько надежных международных источников по сравнению уровня цен в Азербайджане с аналогичными показателями в других странах. Например, на сайте Numbeo.com подсчитывается «Индекс стоимости жизни», согласно этому отчету Азербайджан занимает 126-е место среди 139 стран мира по дороговизне «стоимости жизни», иными словами, Азербайджан 14-я по счету страна в мире с самыми низкими расходами на проживание. В условиях высокой инфляции Азербайджан стремится сохранить одну из ведущих позиций среди стран СНГ по уровню заработной платы, пенсий и социальных выплат в международном долларовом выражении. Для этого важна роль комплексных антиинфляционных мер.
– Какие меры принимаются для устранения социальных последствий инфляции?
– Самое главное – защитить от влияния инфляции уязвимые слои населения. Потому что в потребительских расходах населения расходы на продукты питания в бюджете самого бедного сословия составляют около 60 процентов. Таким образом, 15,7-процентная годовая продовольственная инфляция влияет больше на бедную прослойку по сравнению с богатой прослойкой, расходы на продукты питания которой составляют 30 процентов в бюджете домашнего хозяйства. В прошлом году импорт сельского хозяйства и продовольствия составил 2,1 миллиарда долларов США, что составило 18 процентов от общего объема импорта, поэтому мы ощущаем продовольственную инфляцию в мире.
Поэтому в антиинфляционной политике правительства ведущее место занимает социальный блок. В этом году для повышения социальных выплат 2,1 миллиона человек из госбюджета дополнительно выделено 1,5 миллиарда манатов. Могу сказать, что эта политика будет продолжаться, будут приняты меры для защиты населения, особенно неимущих, от последствий инфляции.
В частности, субсидирование сельского хозяйства и пищевой промышленности, льготное налогообложение, использование инструментов кредитования, страхования и лизинга имеют большое значение для обеспечения доступности продовольствия для населения.
Но признаю, что наряду с социальной справедливостью мы должны думать и об эффективности экономики. Эффективность экономики же напрямую связана со свободной конкуренцией, развитием человеческого капитала и институциональными реформами. Именно эффективная экономика может согласовать предложение с повышенным спросом, что важно для баланса спроса и предложения, который является фундаментальной основой инфляции.
– Какие направления должны охватывать антиинфляционные меры?
– МВФ рекомендует учитывать три параметра при моделировании инфляции. Во-первых, коэффициент, связывающий маржинальные издержки с инфляцией. При этом существует коэффициент, определяющий влияние внешнего спроса на развитие спроса в экономике страны. Надо сказать, растут маржинальные издержки, а ускорение экономического роста у наших торговых партнеров влияет на рост нашего экспорта. Во-вторых, это воздействие шоков. Например, шок спроса или шок расходов, влияющие на дефицит выпуска. На наш дефицит выпуска влияет шок расходов. Третий набор параметров определяет состояние нашей экономики в долгосрочной перспективе. Здесь большее влияние окажут институциональные реформы, развитие человеческого капитала, улучшение инфраструктуры и восстановление освобожденных от оккупации территорий.
Низкая инфляция желательнее, так как она делает экономическую среду менее рискованной, а также способствует инвестициям и эффективному распределению ресурсов. Таким образом, низкая инфляция поддерживает более высокий и устойчивый экономический рост. Именно поэтому низкая и управляемая инфляция – основная цель Центрального банка. Кроме того, денежная политика также может быть связана с поддержанием безработицы на так называемом естественном уровне или смягчением циклических колебаний выпуска. Одной из основных целевых переменных Центрального банка Азербайджана является обменный курс маната, который регулируется вмешательством в валютный рынок. Ввиду того, что иногда между перечисленными целями Центрального банка может возникать конфликт, монетарная политика должна брать как основную цель инфляцию. Но это вовсе не означает, что таргетирование инфляции должно восприниматься как единственная рамка политики. Например, наш Центральный банк является макропруденциальным регулятором не только монетарной политики, но и финансово-банковской системы. То есть Центральный банк также несет ответственность за финансовую стабильность, что не относится к целям монетарной политики.
Центральный банк Азербайджана поменял свою мягкую монетарную политику сначала на нейтральную, а сейчас постепенно на жесткую. Сохранение инфляции в целевом коридоре до конца прошлого года и приближение выпуска к потенциалу в определенном смысле свидетельствовали о наличии экономического равновесия. Превышение инфляцией верхнего порога целевого коридора под влиянием внешних шоков обуславливает ужесточение монетарной политики.
– Какую роль играют рамки монетарной политики в сдерживании инфляции в Азербайджане?
– В настоящее время в мире используется несколько рамок монетарной политики. Например, Канада, Австралия, Россия, Казахстан и другие выбрали рамки таргетирования инфляции. Китай, Узбекистан, Белоруссия, некоторые африканские страны и пр. взяли за основу политику таргетирования денег. Ряд стран Африки и Ближнего Востока определили монетарные рамки, закрепив обменный курс. В Азербайджане же в долгосрочной перспективе предусматривается поэтапный переход к гибридному режиму таргетирования инфляции. Для этого основными направлениями подготовки считаются формирование рынка ценных бумаг и активных денежных средств, расширение безналичного оборота, диверсификация каналов предложения на валютном рынке и усиление эффективной макроэкономической координации.
Монетарная политика имеет ряд каналов влияния на совокупный спрос и инфляцию. Во-первых, цена активов, в том числе акций и имущества, – канал, которым в Азербайджане пользуются мало. Вторым каналом влияния являются кредиты, в том числе банковские кредиты и балансы компаний. Также каналами влияния монетарной политики считаются процентная ставка и обменный курс. Цена активов как монетарный канал используется при наличии более глубоких финансовых рынков и поэтому не является столь эффективным монетарным инструментом для развивающихся стран, в том числе Азербайджана. Поэтому в таких странах с небольшой, открытой и развивающейся экономикой, как Азербайджан, процентная ставка и обменный курс являются более эффективными монетарными инструментами. Центральный банк, проводя монетарную политику, влияет на краткосрочную процентную ставку и денежную базу в манатах, а также на ожидания. Ожидания же, воздействуя на накопление, инвестиции и потребление, определяют объем выпуска и совокупного спроса, а значит, и уровень инфляции. Если экономика определилась выше своего потенциала, издержки производства вырастут и ускорят инфляцию.
Обменный курс имеет два канала – прямой и косвенный. Например, прямое влияние заключается в том, что в условиях Азербайджана повышение обменного курса маната влияет на удешевление импорта. Другими словами, укрепление курса маната снижает влияние от инфляции в мире. Сегодня одной из причин ускорения инфляции в братской Турции является падение курса лиры. Однако следует признать, что укрепление курса маната, с другой стороны, повышает цены на местную продукцию, ограничивает выпуск. Это косвенное влияние обменного курса.
– Один из основных тревожащих вопросов в том, что если Центральный банк повысит процентные ставки, то кредиты тоже подорожают...
– На самом деле, на первый взгляд, повышение Центральным банком процентных ставок может оказать повышающее влияние на процентную ставку по новым кредитам через некоторое время. Но здесь есть еще один момент. Если коммерческие банки доверяют Центральному банку и считают, что его антиинфляционная политика себя оправдает, а инфляция вновь вернется в целевой коридор, то кредиты не должны подорожать так сильно, как говорится. Потому что погашение выданного сейчас кредита предусмотрено в будущем. Если в будущем инфляция снизится, как обещает Центробанк, то сейчас нужно адаптировать номинальный процент по кредиту в соответствии с будущими инфляционными ожиданиями. Да, доверие к Центральному банку является ключевым в монетарной политике, и в этом контексте, если инфляционные ожидания управляются должным образом, все заинтересованные стороны, включая банки, получат выгоду. Банкам тоже невыгодно обременять клиентов высокими процентами. Кредитор желает здоровья должнику.
– Насколько целесообразно административное регулирование цен?
– Искусственное административное замораживание цен, определение каких-то потолков рискованно. Потому что при этом мотивация со стороны предложения может сократиться, производители могут быть не столь заинтересованы в предложении продуктов и услуг, что приведет к снижению выпуска. На самом деле в законе «Об антимонопольной деятельности» также говорится, что органы исполнительной власти не могут осуществлять необоснованный контроль над ценами с целью ограничения конкуренции.
С другой стороны, в нашем законодательстве есть такие понятия, как горизонтальные и вертикальные соглашения субъектов рынка, манипуляции с ценами, государственный контроль над ценами на продукцию (услуги) субъектов хозяйств-монополистов. В задачи Государственной службы по антимонопольному надзору и контролю за потребительским рынком при Минэкономики входит проведение мероприятий по противодействию искусственным манипуляциям с ценами, ценовой дискриминации и демпингу. Названная служба также проводит мониторинг каждого товарного рынка с целью предотвращения случаев монополизации, ограничения конкуренции, разделения рынков, применения обговоренных цен, влияющих на рост цен. Если будут выявлены нарушения законодательства, будут приняты меры.
Напомню, что в план работ на весеннюю сессию Милли Меджлиса включены пересмотр и совершенствование законов «Об антимонопольной деятельности», «О недобросовестной конкуренции» и «О государственных закупках». Считаю, что в этом контексте создание законодательной основы антиинфляционной политики было бы очень важным.
– Сейчас главный тревожащий вопрос – найти компромисс между инфляцией и экономическим ростом. Как мы можем этого добиться?
– Следует признать, что повышение Центральным банком процентной ставки и повышение номинального обменного курса маната хоть и сдерживают инфляцию, но создают вызовы экономическому росту. Но в данном случае политический выбор правительства Азербайджана и Центрального банка – в сдерживании инфляции. Потому что прогнозы по инвестициям – основному драйверу экономического роста – положительные. «Монитор инвестиционных трендов» UNCTAD показывает, что в 2021 году прямые иностранные инвестиции в мире выросли на 77 процентов и превысили допандемийный объем. UNCTAD прогнозирует рост прямых иностранных инвестиций в этом году, в том числе в развивающихся странах, таких как Азербайджан. Правительство Азербайджана также прогнозирует, что общий объем инвестиций в основной капитал в 2022 году в реальном выражении вырастет на 3,4 процента – до 18,5 миллиарда манатов. Ужесточение Центробанком монетарной политики незначительно повлияет на ограничение инвестиций. Потому что и так в инвестициях в основной капитал удельный вес банковского финансирования ограничен. Например, по данным Всемирного банка, если в 2020 году в мире соотношение местных кредитов, выданных частному сектору, к ВВП составило 147,6 процента, то в Азербайджане этот показатель составил 26,1 процента. В Азербайджане основную роль в инвестировании играют не банковские кредиты, а другие источники, для которых ключевыми являются стабильность маната и сдерживание инфляции. Кроме того, в Азербайджане постоянно улучшается инвестиционный климат и расширяется государственная поддержка, что повышает инвестиционную привлекательность. Для сравнения, хотя в последнем отчете МВФ отмечается, что у некоторых развивающихся стран ограничиваются возможности для поддержки бизнеса, в Азербайджане же принимаются меры по ускорению экономического возрождения и повышению инвестиционной привлекательности освобожденных территорий, созданию современной и эффективной инфраструктуры производства, торговли и услуг, внедрению инновационных технологий, реализации промышленного потенциала, разработке оптимальных льгот и стимулирующих механизмов, улучшению предпринимательской среды.
В настоящее время в правительстве разрабатывается план мероприятий «Об усилении антиинфляционных мер». Основными целями являются защита социального благосостояния населения и обеспечение устойчивого развития путем оптимизации инфляции. Наряду с перечисленными выше экономическими и административными инструментами в антиинфляционной политике правительства важную роль также играют институциональные вопросы, в том числе прозрачность, подотчетность, борьба с теневой экономикой, цифровизация и расширение безналичного оборота.