История азербайджанского ковра – это история народа

Афет ИСЛАМ
«Халг» Банк презентовал 22-е издание проекта «Халг Аманаты» – книги народного художника Летифа Керимова «Азербайджанский ковер».
ОАО «Халг» Банк, верный своей культурно-просветительской миссии, в рамках подлинно народного проекта «Халг Аманаты» представил очередной, 22-й, выпуск, посвященный книге народного художника Азербайджана Летифа Керимова «Azərbaycan xalçası» («Азербайджанский ковер»), изданной в 1961 году в городе Ленинград.
Художественный альбом в новой редакции, подготовленный на азербайджанском и английском языках, сохранил свое содержание и основную структуру. В этом исследовании ковры впервые разделены на две группы – безворсовые и ворсовые – определены четыре основных этапа их развития. Л.Керимов впервые в истории разделил ковровые школы Азербайджана на такие виды и группы, как Губа-Ширванская, Гянджа-Газахская, Карабахская и Тебризская, которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные подвиды. Автор в своем исследовании сделал анализ художественно-технических характеристик ковров.
Летиф Гусейн оглу Керимов родился 17 ноября 1906 года в городе Шуша. За 20 лет исследовательской работы он собрал 1300 элементов из центров ковроткачества Азербайджана. Л.Керимов вошел в историю азербайджанской культуры не только как выдающийся орнаменталист и художник по коврам, но и как глубокий исследователь и ученый, впервые всесторонне проанализировавший искусство ковра как отдельную область искусства и науки.
На протяжении столетий азербайджанские ковры обрели известность не только в Азербайджане и на Кавказе, но и во многих странах мира, они высоко ценятся на мировых рынках. Самые красивые и высокохудожественные ковры, созданные до настоящего времени нашими искусными ковроделами, во многих известных музеях мира хранятся как редкие произведения искусства.
В Азербайджане ковер издревле использовался и предназначался для всех событий в жизни, будь то свадьба или похороны близкого человека, рождение ребенка или утепление жилища, декорирование помещений или обязательная часть приданого девушек. Л.Керимов создал не только региональные школы ковроткачества, но обошел и проанализировал специфику каждого села, где ткали ковры, разбив школу, искусство и науку о коврах на мельчайшие составные части по названию регионов, районов, сел, маленьких селений и населенных пунктов. В результате ковры назывались этими же географическими названиями. То есть, в каждом селе была своя школа и специфика ковроткачества, проявлявшаяся во многих технических, художественных и эстетических параметрах.
Разглядывая в выставочных залах банка эскизы ковров воистину великого художника, не перестаешь изумляться утонченно-изысканному чувству прекрасного живописца и их совершенной красоте, чувству симметрии и строгой пропорциональности орнаментов, светлой, пастельно мягкой и умиротворяюще действующей на сознание человека цветовой палитре. Вместе с тем, названия эскизов отсылают зрителя к усиленному размышлению и поиску смыслов, символов и значений, заложенных автором для посвященных.
Открывая мероприятие и приветствуя собравшихся, заслуженная артистка Диляра Салим отметила, что книга станет достойным подарком для художников, ковроделов, искусствоведов и всех, кто интересуется древним национальным искусством ковра.
Выступившие гости, художники и искусствоведы в один голос подчеркивали уникальность, научную ценность и высочайший полиграфический уровень презентуемой книги. В частности, председатель Союза художников Азербайджана, народный художник Фархад Халилов, не скрывая своего восхищения, отметил, что книга достойна его автора и того богатейшего наследия, которое Л.Керимов оставил своему народу:
-
Мы сегодня собрались, чтобы почтить память и воздать должное таланту и гению воистину фантастической личности, а Летиф Керимов действительно сыграл огромную, исторически уникальную и незаменимую роль в истории национальной культуры Азербайджана. Это была личность с большой буквы, обладающая колоссальным научным потенциалом и широчайшим кругозором не только в изобразительном искусстве и ковровом деле, но и в музыке, литературе, языках, истории и т.д. Очень трудно поставить рядом с ним кого-либо еще, поскольку такие, как он, рождаются раз в столетие. Как художник я приношу свою глубокую благодарность «Халг» Банку за этот замечательный проект, ориентированный на развитие и пропаганду национальной культуры.
Отметив научную ценность творческого наследия Л.Керимова, народный художник Эльдар Микаилзаде также выразил свою благодарность за достойный подарок художникам по коврам и искусствоведам.
Примечательно и не случайно, что первый в мире Музей ковра был открыт именно в Азербайджане, и, учитывая глубоко древние традиции ковроткачества азербайджанцев, также не случайным является то, что его создателем и первым руководителем был Летиф Керимов. Более того, именно он на факультете живописи Азербайджанского университета культуры и искусства открыл отделение художественного ковроделия, которым сам же руководил. Именно здесь он воспитал плеяду замечательных художников по коврам, которые сегодня стоят на страже национальных традиций коврового искусства и развивают его. Также неспроста азербайджанское искусство ковроткачества включено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Редактор и автор вступительного слова книги, доктор искусствоведения, профессор Кюбра Алиева, говоря о книге с большим трепетом, подчеркнула редкостные качества, глубину и энциклопедичность кругозора и знаний Керимова-ученого, незаурядность его личностных качеств:
-
Известный ученый, доктор искусствоведения, член-корреспондент НАНА Керим Керимов еще в 80-х годах прошлого века говорил: - В мире редко можно найти такого ученого, как Летиф Керимов, исследовавшего историю и теорию искусства, представив в этой области серьезные научные произведения. Написав эту книгу, Л.Керимов вручил азербайджанским коврам паспорт, он не только ознакомил мир с их названиями, но и во всеуслышание произнес на весь мир имя Азербайджана!
Аргументируя мысль о том, что азербайджанские ковры сформировались задолго до нашей эры, Л.Керимов отмечает, что азербайджанское ковроткачество достигло своего этапа развития не в XVIII веке, как утверждают зарубежные востоковеды и искусствоведы, а гораздо раньше. Сегодня уже известно, что еще до нашей эры в связи с развитием торговли в Азербайджане прикладное искусство, в том числе и искусство ковроткачества, находилось на высоком уровне развития. Это подтверждается образцами устного народного творчества, письменными источниками и фрагментами ковров, найденных при археологических раскопках.
Книга Летифа Керимова настолько всеобъемлюща и фундаментальна, что до сих пор еще никто не смог создать что-либо подобное по своему техническому и профессионально-историческому охвату, глубине анализа и скрупулезности научного обоснования.
Особую ценность и прелесть книге придают примеры Л.Керимова из произведений средневековых азербайджанских и восточных классиков, свидетельствующих об искусстве ковроткачества. Описание азербайджанских ковров часто можно встретить в азербайджанской классической литературе, особенно в поэзии. По случаю 800-летия со дня рождения гениального азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви, жившего в XII веке, под руководством Л.Керимова в 1941 году талантливые азербайджанские художники К.Казымзаде, И.Ахундов, Р.Мустафаев и мастера-ковроделы изготовили пять тематических ковров на сюжеты поэм Н.Гянджеви. Начиная с 1950 г. Л.Керимов создал сотни портретных и орнаментальных ковров, оставив после себя богатое наследие, которое хранится в азербайджанских, европейских, американских музеях и частных коллекциях.
Со дня основания Академии наук Азербайджана (1945 г.) и до конца своей жизни (1991 г.) Летиф Керимов работал заведующим отделом ковров в Институте архитектуры и искусства Национальной Академии наук Азербайджана.
От имени членов семьи Летифа Керимова сотрудник Государственного музея ковра Афшан Рзаева выразила искреннюю благодарность за внимание к научному творчеству Л.Керимова и издание великолепного альбома.
Книга «Azərbaycan xalçası» питает большинство исследовательских работ по ковровому искусству, появившихся после нее до настоящего времени. Она носит энциклопедический характер и является бесценным источником для изучения классических азербайджанских ковров, служит незаменимым пособием с точки зрения богатства и целостности национальных узоров для специалистов по коврам, в том числе художников, народных мастеров и любителей, занимающихся художественным металлом, керамикой, вышивкой, ковроткачеством и настенной росписью.
ОАО «Халг» Банк реализует проект «Халг Аманаты» с 2010 года. Проект нацелен на сохранение культурного наследия нашего народа, передачу его будущим поколениям и ознакомление мира с национальными духовными ценностями Азербайджана. Изданные в рамках этого проекта книги публикуются на трех языках – азербайджанском, английском и русском. Издания передаются в дар высшим и средним учебным заведениям страны, детским домам и библиотекам, различным фондам, государственным учреждениям, посольствам и консульствам зарубежных стран, осуществляющим свою деятельность в Азербайджане, и представительствам Азербайджана за рубежом, крупным музеям и библиотекам мира, а также любителям искусства. За прошедший период в рамках проекта были организованы выставки и изданы художественные альбомы из произведений народных художников Беюкаги Мирзазаде, Марал Рахманзаде, Саттара Бахлулзаде, Халиды Сафаровой, Микаила Абдуллаева, Алекпера Рзагулиева, Таги Тагиева, Махмуда Тагиева, Ваджии Самедовой, Камала Ахмеда, Шамо Абасова, Фазиля Алиева, Рзы Мамедова, Геннадия Брижатюка, Горхмаза Суджаддинова и скульптора-шехида Самира Качаева.
Также вышли в свет избранные произведения народных поэтов Мамеда Араза, Гусейна Арифа, Халила Рза Улутюрка, Залимхана Ягуба, незабвенного Микаила Мушвига, книга «Монеты Азербайджана» выдающегося ученого-нумизмата, профессора Али Раджабли, трехтомник «Антология ашыгской литературы», в том числе все произведения всемирно известного поэта-мыслителя Мирзы Шафи Вазеха на азербайджанском, немецком и русском языках.
После окончания официальной части мероприятия мы побеседовали с гостями и ознакомились с их мнением.
Заслуженный художник Азербайджана Инна Костина:
-
Эта книга просто необходима, ее смело можно назвать настоящей энциклопедией национального коврового искусства. Первое издание книги Л.Керимова практически невозможно найти, это сокровище в копилку богатейшего духовного наследия Азербайджана. Эскизы настолько совершенны и изумительны, что невозможно отвести глаз…
Эксперт по коврам, заслуженный художник, профессор Азербайджанской академии художеств Мамедгусейн Гусейнов, говоря о последователях и продолжателях дела Л.Керимова, отметил, что всех художников, кто сегодня занимается коврами, можно назвать его последователями, ибо все они верны той традиции, которой следовал великий Л.Керимов. М.Гусейнов считается непосредственным наследником Л.Керимова, потому что именно ему посчастливилось открывать и ступать по тем таинственным и полным нераскрытых истин научным коридорам, которые нашел и оставил Л.Керимов, претворять в жизнь его заветы и проявлять сыновнюю преданность его наследию:
-
Л.Керимов создал и изобрел алфавит азербайджанского ковра, дав каждому ковру, в зависимости от места появления, его имя. Этот метод одновременно является глубоко стратегическим, ибо он направил и сконцентрировал внимание всего мира на самом искусстве и школе азербайджанского ковра. Дав названия коврам, он представил науке школу и искусство ковра, на которые претендовали другие народы, не имевшие их испокон веков. Именно поэтому сегодня в ведущих музеях мира азербайджанские ковры славятся не по структуре их композиции, а по их названиям. Например, Пирабедиль – обычное село в Шабранском районе, и таких примеров множество. Называя ковры именами тех очагов и сел, где они создавались, Л.Керимов таким образом пропагандировал географию Азербайджана и саму страну.
Профессор отметил, что армяне присваивают и пытаются выставить себя хозяевами наших ковров, однако выступить их истинным хозяином не так-то и легко, как это кажется недалеким и алчным соседям. Поэтому миссией человека, идущего по следам Летифа Керимова, служит решение проблемы наследственности азербайджанского ковра, в корне которой стоит язык, поиск их кодов, семантика орнаментов и выявление их национально-этнических истоков.
-
Можно смело сказать, что Л.Керимов решил великую задачу стратегического характера для Азербайджана. Армяне, присваивая наши ковры и коды ковров, создают основу для захвата и тех территорий, где они создавались. А когда земля переходит к другому хозяину, он присваивает и ту культуру, которая появилась и развивалась на ней веками. Тем самым он доказывает, что эта земля принадлежит ему, хотя ковры, созданные азербайджанских землях, которые были оккупированы и теперь освобождены, их коды и семантика свидетельствуют об их исконно тюркском происхождении, потому что в них отразились все этапы исторического развития тюрков – тенгрианство, христианство, все периоды развития ислама. Вместе с тем, еще до принятия основных религий в азербайджанских коврах отразились различные верования, связанные с культом природы, творческими элементами, культом отца и матери, т.е. со всеми присущими нашему народу символами.
-
Если ковер несет в себе закодированную информацию, кому и как удается их читать?
-
Л.Керимов часто говорил, что то, чего он не сделал, происходило по той причине, что советская идеология не позволяла затрагивать конкретные темы, связанные с религией, поверьями, тюркизмами, азербайджанством, не говоря уже о том, что сам Летиф муаллим еще в советское время вел борьбу с армянами. Например, будучи на конференции в Лондоне, во время дискуссии с армянами он, хоть и одержал верх своими неопровержимыми аргументами и доказательствами, но перенес инфаркт. Потому что он не мог озвучить всю ту информацию, которую считывал с наших ковров, поскольку она противоречила советской идеологии.
Л.Керимов, создав эту уникальную книгу, начертил, исследовал и представил карту азербайджанского ковра в орнаментальном, художественном, техническом плане. Он показал всему миру, что Азербайджан, будучи небольшим по размеру государством, обладает таким неиссякаемым богатством орнаментов и художественности своих ковров, что, если собрать все ковровые орнаменты и символы других тюркских народов, азербайджанские ковры при любом научном сравнении остаются в превосходстве. Поэтому русские ученые начала ХХ века в своих исследованиях говорили, что количество орнаментов и узоров азербайджанских ковров равны количеству звезд на небе.
Очень высоко оцениваю огромную и благородную работу, которую провел «Халг» Банк, выпустив беспрецедентный труд великого Летифа Керимова. Это подлинный патриотизм, потому что без осознания ценности и уникальности наследия Л.Керимова, невозможно на таком уровне обратиться к его творчеству и возродить его в следующем столетии.
На правах рекламы