В Центре гигиены и эпидемиологии отреагировали на статью 1news.az
Несколько дней назад мы публиковали статью о том, по каким критериям в Азербайджане 65-летним работникам, достигшим пенсионного возраста, продлевают трудовой договор.
В рамках данной статьи также была рассмотрена жалоба читательницы С.Г., которая около 30 лет проработала врачом-микробиологом в Центре гигиены и эпидемиологии (ЦГЭ) Низаминского района. Напомним, что женщина, достигшая пенсионного возраста, выразила желание продлить свой трудовой договор. Однако ей заявили, что ее трудовой договор не может быть продлен из-за превышенного лимита работников в данной структуре в возрасте от 65 до 70 лет.
В связи с публикацией статьи в 1news.az обратился юрисконсульт Республиканского центра гигиены и эпидемиологии Талех Ибрагимов, который направил в нашу редакцию ответ на данную жалобу. Он отметил, что жалоба не соответствует действительности, носит клеветнический характер и направлена на формирование у общественности ложного представления о юридическом лице публичного права «Республиканский центр гигиены и эпидемиологии», руководстве и соответствующих ответственных лицах центра.
«В статье утверждалось, что при освобождении от работы С.Г. на основании приказа директора Низаминского районного Центра гигиены и эпидемиологии от 05.01.2023 под номером 1-К в соответствии со статьей 10-1 Трудового кодекса Азербайджанский Республики в связи с достижением предельного возрастного ценза для работы в финансируемых из государственного бюджета учреждениях, было допущено правонарушение. Исходя из содержания статьи, считаем необходимым довести до сведения нижеследующее.
В первую очередь отметим, что С.Г. 04.01.1957 г.р., работавшая на должности врача-микробиолога в Низаминском районном ЦГЭ, достигла предельного возрастного ценза, т.е. 65-летнего возраста, 04 января 2022 года. В связи с этим С.Г. обратилась с официальным заявлением от 17.12.2021 г. к директору Низаминского районного Центра гигиены и эпидемиологии, в трудовых отношениях с которым состояла. Отметив в заявлении, что несмотря на достижение 65-летнего возраста 04 января 2022 г., у нее сохранились желание остаться на занимаемой должности и работоспособность, С.Г. попросила продлить заключенный с ней трудовой договор еще на 1 год, т.е. до 04 января 2023 года», - говорится в заявлении юрисконсульта.
Он отмечает, что в соответствии с требованиями действующего законодательства, заявление С.Г. от 17.12.2021 года вместе с письмом Низаминского районного ЦГЭ от 22.12.2021 под номером 10-26/2348 было направлено на рассмотрение в юридическое лицо публичного права «Республиканский центр гигиены и эпидемиологии».
«Заявление С.Г. о продлении трудового договора вместе с письмом юрлица публичного права «Республиканский центр гигиены и эпидемиологии» от 27.12.2022 под номером 04-13/8559/2021 были направлены в Министерство здравоохранения Азербайджанской Республики на рассмотрение. Заявление было рассмотрено в Министерстве здравоохранения, и в письме министерства от 06.01.2022 под номером 1.3-2-2022-41 было выражено согласие на продление заключенного с С.Г. трудового договора до указанного в заявлении срока – 04.01.2023.
В письме директора юрлица публичного права «Республиканский центр гигиены и эпидемиологии» Сары Гасановой от 10.01.2022 под номером 04-13/93-2002, адресованном директору ЦГЭ Низаминского района Баку, не содержалось возражений против продления трудового договора С.Г. до 04.01.2023. Таким образом, заключенный с ней трудовой договор был продлен до 04.01.2023», - говорит юрисконсульт Талех Ибрагимов.
Он отмечает, что С.Г. не обращалась к руководству Низаминского районного ЦГЭ с какими-либо заявлениями об очередном продлении срока заключенного с ней трудового договора до 04.01.2023, вплоть до которого был продлен трудовой договор, наоборот, сославшись на «усталость», сообщила директору о нежелании продолжать трудовые отношения. По этой причине приказом директора от 05.01.2023 под номером 1-К заключенный с С.Г. трудовой договор был расторгнут на основании пункта «е» статьи 70-й Трудового кодекса Азербайджанской Республики (при достижении работником финансируемого из государственного бюджета учреждения предельного возрастного ценза).
«Из приведенных выше фактов и документов безусловно вытекает, что по достижении С.Г. 65-летнего возраста заключенный с ней трудовой договор был продлен на 1 год, процедура продления срока была ей хорошо известна. Однако, даже зная об истечении продленного однолетнего срока, она не обратилась с официальным заявлением о продлении заключенного с ней трудового договора на очередной год, как того требуют известные ей процедурные правила.
Необходимо учитывать, что в период расторжения трудового договора с С.Г. истекал срок ее свидетельства о сертификации под номером AH/N 029580, являющегося основанием для осуществления ею медицинской практики», - говорит юрисконсульт РЦГЭ.
Он отмечает, что согласно статье 10-й Трудового кодекса Азербайджанской Республики, предельный возрастной ценз для работы в финансируемых из государственного бюджета учреждениях составляет 65 лет: «Срок службы достигшего 65-летнего возраста работника учреждения, финансируемого из государственного бюджета, в данном учреждении может быть продлен руководителем соответствующего государственного органа, но не более чем на 1 год за один раз. Срок службы не может быть продлен более чем на 5 лет. Постановлением Кабинета министров Азербайджанской Республики от 31.10.2011 под номером 180 утверждены критерии специальных заслуг, допускающих продление трудового стажа работника, достигшего предельного возрастного ценза для работы в финансируемых из государственного бюджета учреждениях, более чем на 5 лет. С.Г. ни одному из указанных критериев не соответствовала».
Юрисконсульт Талех Ибрагимов добавляет, что жалобщица распространила о юрлице публичного права «Республиканский центр гигиены и эпидемиологии» и его руководстве информацию, вводящую общественность в заблуждение, не отражающую истину.
Он отмечает, что гендиректор юрлица публичного права «Республиканский центр гигиены и эпидемиологии» Сара Гасанова, занимающая эту должность с 05.03.2020 г., распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 16 июня 2006 года под номером 1512 награждена медалью «Терегги» за заслуги в развитии здравоохранения Азербайджана, а также удостоена почетного звания «заслуженный врач» распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 23 июня 2018 года под номером 212. Согласно протоколу-решению Высшей аттестационной комиссии от 20 мая 2003 года под номером 19, С.Гасановой присуждена ученая степень «доктора медицинских наук.
«Безусловно, в таком демократическом правовом государстве, как Азербайджанская Республика, одним из основных принципов всестороннего развития общества является обеспечение свободы мысли и слова. Это право закреплено в статье 47-й Конституции. В то же время государство гарантирует защиту чести и достоинства каждого гражданина, закрепив право на защиту чести и достоинства в статье 46-й Конституции. Поэтому при реализации права на свободу мысли и слова, закрепленного в статье 47-й Конституции, не должно допускаться злоупотребление этим правом, а должна обеспечиваться соразмерность между двумя правами, и право на защиту чести и достоинства, предусмотренное статьей 46-й Конституции, должно соблюдаться.
Следует учитывать, что в статьях 9-10-й Конвенции «О защите прав и основных свобод человека» также указаны условия, ограничивающие свободу мнения и выражения. В числе этих условий Конвенция указывает защиту нравственности, репутации или прав других лиц.
Как видно, и национальное, и международное право не рассматривают свободу мысли и выражения как неограниченное право и содержат ограничивающие его условия. Наше государство, развивающееся по пути строительства демократического государства, на законодательном уровне ограничило эти права в целях защиты нравственности, чести и достоинства каждого человека, что отвечает требованиям демократического общества», - говорит юрисконсульт РЦГЭ.
Он отмечает, что согласно закону, информацией, порочащей честь и достоинство, считаются сведения, создающие в общественном мнении или в мнении отдельных граждан негативное представление о гражданине в связи с принципами нравственности, производственно-хозяйственной, служебной и общественной деятельностью.
«С сожалением отмечаем, что все еще имеют место случаи безответственного и непрофессионального поведения лиц, вводящих в заблуждение общественное мнение путем распространения непроверенных, ложных, не соответствующих действительности, односторонних, преследующих личные интересы, субъективных и формальных суждений, не имеющих какого-либо фактического или правового обоснования», - подытожил Талех Ибрагимов.