Каждому свое: Пока Макрон будет проявлять сестринскую заботу о Пашиняне, Азербайджан окончательно решит вопрос Карабаха
Не ценит Макрон (президент Франции Эмануэль Макрон – ред.) Россию.
Совсем не ценит. Особенно по волнующему его армянскому вопросу. Невдомек французскому президенту, что только Россия, а не кто бы то ни был еще реально, а не декларативно, как это до сих пор делал сам Макрон, стоит на страже покоя армянских сепаратистов, препятствуя проходу представителей азербайджанского гражданского общества на свои признанные на международном уровне земли. Это Россия сумела добиться остановки боевых действий с вводом своих войск на азербайджанскую землю, дав шанс на спасение ошметкам армянского сепаратизма. Того, который сегодня вновь поднимает голову, вынашивая реваншистские планы. И мутит сегодня воду в Карабахе, отвращая местных армян от мирной жизни в составе Азербайджана, прибывший из Москвы, а не Парижа Рубен Варданян. Вот и выходит, что именно России должен быть благодарен Макрон, ведь это Москва наполнила содержанием кавказскую повестку французского лидера. Пока в Карабахе есть сепаратисты, ратующие за отделение от Азербайджана, Франции есть кого защищать. Не будь фактора России, от силы к 10 ноября 2020 года Карабах был бы полностью зачищен от сепаратистской скверны, а проживающее там армянское население уже давно влилось бы в мирную жизнь внутри азербайджанского общества. И сетовать на жизнь в «блокаде» было бы некому, а значит, и Франции на Кавказе делать было бы нечего. Стало быть, Макрону следовало бы благодарить Россию, а не осуждать ее, по крайней мере, за ее присутствие в Карабахском регионе Азербайджана, за сохранность обожаемых Францией армянских сепаратистов.
Но Макрон, похоже, не желает считаться с этой реальностью. Выступая накануне на Мюнхенской конференции по безопасности, он посвятил речь российско-украинской войне, говоря о том, какая плохая Россия и вообще как плохо все то, что она делает, включая ее интрижки на Кавказе, и свел в конечном счете все к обещанию вечной любви и поддержки Армении и ее премьера Пашиняна. Виртуозно, не так ли? Годы беззаветной любви к армянам не прошли даром: налицо «мастерски» построенная речь по глобальной проблеме, в которой через выверт и двойной пируэт нашлось-таки место и поддержке Иревана, иными словами, начав речь за здравие, Макрон окончил ее за упокой. Дословно выглядело это так: «Через несколько дней будет годовщина незаконной российской агрессии против Украины, и хотя мы не можем делать окончательных выводов, мы можем подвести итоги этого года и поделиться некоторыми перспективами. Естественно, в центре моего выступления будет война, развязанная Россией против Украины, но я должен упомянуть, что мы не забываем о продолжающихся войнах на Кавказе, Ближнем Востоке, в Африке, борьбе с терроризмом, ядерной безопасности и других вопросах. Наша задача сегодня — объяснить, раскрыть, что Россия — это сила, сеющая нестабильность и хаос, что она и делает не только в Украине, но и на Кавказе, Ближнем Востоке, в Африке, в последнем случае с вмешательством группы «Вагнер». Как мы можем верить, что вызовы Кавказа сможет преодолеть неоколониальная Россия, о которой я только что говорил? Я говорю это в присутствии моего друга, премьер-министра Никола Пашиняна, которого мы и дальше будем поддерживать и будем действовать».
Позвольте, но на Кавказе нет войны! За остальные упомянутые регионы говорить не будем – не были, не видели, не знаем. Но на Кавказе последняя война успешно завершилась почти 2,5 года назад полной победой Азербайджана на основе восстановления его территориальной целостности. А то, что временами происходят коррекционные боестолкновения на том или ином участке, так это остаточные явления как после тяжелой продолжительной болезни. Баку свой конфликт с Иреваном благополучно решил за 44 дня, а то, что сегодня происходит в Карабахе – это уже внутреннее дело Азербайджана, и тут вмешательство извне неуместно.
Может, президент Франции, говоря о войне на Кавказе, имел в виду нерешенность Абхазского и Южноосетинского конфликтов? Так и здесь у него промашка вышла, поскольку Грузия сейчас вполне активно сотрудничает с Россией. Как это ни парадоксально звучит, но у Грузии с Россией сейчас меньше трений, чем с Европой и Украиной.
Да, в Баку отдают себе отчет в том, что присутствие российских миротворцев не дает возможности для контактов азербайджанской власти и гражданского общества со своими гражданами армянской национальности. А ведь первый хрупкий диалог начал было намечаться, пока в регионе не возник Варданян, а вслед за этим на пути азербайджанских представителей в Ханкенди не встали российские миротворцы. Не позволяя Баку наладить контакт с карабахскими армянами, миротворцы держат последних в подвешенном состоянии, мешая им определиться, становиться частью азербайджанского общества или переселиться в Армению.
Но как бы то ни было, это уже не Макронова ума дело. Своей откровенной предвзятостью, нескрываемой и слепой «сестринской» (Макрон и Пашинян называют свои страны почему-то не братьями, а сестрами) любовью к Армении и Пашиняну в частности, он сумел заслужить стойкое недоверие и антипатию Азербайджана к своей персоне. Как результат, Баку в своем диалоге с Иреваном отказался от посреднических услуг Франции и даже ее участия на проводившихся под эгидой ЕС азербайджано-армянских переговорах. По этому поводу некогда красноречиво высказался азербайджанский лидер Ильхам Алиев: «Несмотря на добрую волю, проявленную Азербайджаном (в допущении Макрона к переговорам с Арменией при посредничестве главы Совета ЕС Шарля Мишеля в Праге 6 октября 2022 года – ред.), буквально через неделю после встречи в Праге президент Франции выступил с оскорбительными, неприемлемыми, лживыми и провокационными заявлениями. В них он обвинил Азербайджан в развязывании ужасной войны, тем самым, манипулируя фактами, пытался ввести в заблуждение французскую и мировую общественность. (…) Мы со своей стороны такого рода заявления категорически осуждаем, отвергаем и не видим дальше никакой возможности при таком отношении французского правительства для Франции играть какую-либо роль в деле нормализации азербайджано-армянских отношений», - подчеркнул Президент Ильхам Алиев.
Спустя месяцы, как видим, любовь к Армении и лично к Пашиняну в сердце Макрона не угасла. Она вылилась в отправку жандармов в составе «гражданской» миссии ЕС, которая, как предполагается, будет действовать в течение двух лет на границе с Азербайджаном с армянской стороны.
Что ж, Баку совсем не против. Пусть члены миссии наблюдают в бинокли, как Азербайджан будет планомерно отстраивать и развивать те территории, которые на протяжении 30 лет разрушались, разграблялись и уничтожались их подзащитными армянами. И пусть пребывание в регионе европейских силовиков заботит Иран, который ревностно относится к вопросу присутствия в регионе западных сил. А как Баку будет решать вопрос с армянами в Карабахе – это уже целиком внутреннее дело Азербайджана.