Встанет ли реформатор-азербайджанец у руля Иранского государства?
Сегодня в Иране - день тишины перед запланированными на завтра, 28 июня, президентскими выборами.
Эти выборы станут внеочередными после трагической гибели в прошлом месяце президента Ирана Ибрахима Раиси в результате в крушения вертолета. Он возвращался из провинции на границе с Азербайджаном, где 19 мая провел историческую встречу с азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым и вместе с ним принял участие в церемонии ввода в строй плотины на пограничной реке Араз. Вследствие неблагоприятных погодных условий вертолет потерпел аварию, в которой все пассажиры, включая главу МИД Хусейна Амира Абдоллахиана, погибли.
Борьбу за пост президента Ирана на нынешних выборах поведут 4 кандидата - нынешний спикер парламента Мохаммад Багер Галибаф, представитель духовного лидера в Совбезе республики Саид Джалили, экс-глава МВД и Минюста Мостафа Пурмохаммади и бывший министр здравоохранения Масуд Пезешкиан. Из всех кандидатов последний является единственным представителем лагеря реформаторов. Изначально Совет стражей Конституции допустил до участия в выборах 6 человек, однако вице-президент действующего иранского правительства Амир Хосейн Газизаде Хашеми и мэр Тегерана Алиреза Закани сняли свою кандидатуру в пользу других кандидатов-консерваторов.
Согласно результатам опросов общественного мнения, проведенных аналитическими центрами «Меллат», ISPA и «Шенахт», которые приводит иранское информагентство Tasnim, 70-летний Масуд Пезешкиан лидирует среди других кандидатов. Так, 23,5% респондентов отдали бы голоса за него, 16,9% - за Галибафа и 16,3% - за Джалили. Лидерство Пезешкиана, как можно видеть, обусловлено отсутствием единого кандидата от консервативного лагеря, каждый из которых перетягивает на себя определенный процент электората. При объединении сторонников консервативного курса вокруг одного кандидата победа Пезешкиана станет далеко не очевидной. Но пока он на коне, обратимся к его личности.
Реформист Масуд Пезешкиан является этническим азербайджанцем, который в своих речах не то что не скрывает, но даже более того - гордится своим этническим происхождением. Его предвыборные митинги в различных частях страны собирают большое число людей, на них звучит известная песня из репертуара выдающегося азербайджанского певца Рашида Бейбутова «Azərbaycanım», а сам он без опаски открыто провозглашает: «Да здравствует Азербайджан!»
В своей статье о Пезешкиане иранист из США Али Альфоне высоко оценил шансы реформатора на победу в президентской гонке.
«Хотя азербайджанское население Ирана составляет естественный электорат Пезешкиана, он, вероятно, привлечет голоса и иранских этнических и религиозных меньшинств на периферии страны. Многих избирателей можно убедить поддержать порядочного человека, хирурга с сильным азербайджанским акцентом, который не замаран историями с коррупцией», - написал исследователь.
Пезешкиан является противником созданной реакционными властями полиции нравов, выступает против задержания женщин за отсутствие хиджаба, что добавляет ему очки в глазах либерально настроенной части иранского общества, уставшей от закручивания властями гаек в последние годы.
Немаловажным фактором является также и поддержка, которую выразили Пезешкиану экс-президенты Ирана Хасан Роухани и Мухаммад Хатами.
«Прошу тех, кто хочет установить конструктивные отношения с остальным миром и желает умеренности, проголосовать за доктора Пезешкиана. Этот кандидат в случае избрания хочет возобновить ядерное соглашение, заключенное в 2015 году с США и европейскими странами», - заявил Роухани, добавив, что Пезешкиан способен добиться снятия санкций с Ирана.
В этом ряду событий, характеризующих кандидата-реформатора, можно упомянуть назначение им своим советником бывшего главы МИД Мохаммада Джавада Зарифа, который был одним из архитекторов иранской ядерной сделки. В отличие от Пезешкиана, его конкуренты по президентской гонке допускают возможность переговоров о новой сделке исключительно на условиях Тегерана, не беря в расчет мнение западных стран. Их позиция укладывается в русло проводимой консерваторами политики и философии верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи. Последний, выступая на недавних торжествах по случаю праздника Ид аль-Гадир, сделал завуалированное предупреждение Пезешкиану.
«Некоторые политики в нашей стране считают, что они должны угождать той или иной державе, что невозможно добиться прогресса без привязанности к известным странам и державам. Некоторые так думают. Или они считают, что все пути к прогрессу ведут через Америку», - сказал Хаменеи, добавив, что такие политики не смогут хорошо управлять страной.
В свою очередь, проживающие в Иране этнические азербайджанцы, составляющие порядка 35-40% от общего населения страны, связывают большие надежды с президентством Пезешкиана в плане обеспечения своих прав, среди которых одним из главных является право на получение образования на родном языке. Несмотря на то, что это право официально предоставляется 15-й статьей Конституции Ирана, этнические азербайджанцы лишены возможности его реализации.
С большой долей вероятности можно утверждать, что победа Пезешкиана на выборах будет способствовать полной нормализации азербайджано-иранских отношений, переживших кризис на фоне произошедшей в прошлом году террористической атаки на посольство Азербайджана в Тегеране, и выведению этих отношений на качественно новый уровень. Первые шаги в сторону нормализации были сделаны покойным президентом Раиси. Новому президенту предстоит закрепить этот результат и перевести сотрудничество Тегерана и Баку на более высокую планку.