Книги и комиксы – так юных армян в Ханкенди учили ненавидеть азербайджанцев - ФОТОФАКТЫ
«Мама, мой одноклассник рассказал о своем дяде, погибшем на войне… и расплакался»…
Накануне Дня памяти - 27 сентября, дня начала Отечественной войны, моей дочери-третьекласснице в школе дали задание подготовить проект - рассказать об одном из шехидов Карабахской войны.
Мы подготовили материал о герое – военном враче Расиме Абдуллаеве, погибшем во время боев за Шушу, которые завершились победой и восстановлением территориальной целостности Азербайджана.
Трогательная история восьмилетнего мальчика о дяде-шехиде Джамиле Мамедли оставила глубокий след в сознании ребенка. Учитывая, что дочка много слышала про Карабах и мечтала посетить освобожденные территории, после ее рассказа я решила больше не медлить и отвезти ее на ранее оккупированные земли - показать места, при воспоминании о которых на протяжении почти тридцати лет наши сердца обливались кровью, а глаза наполнялись слезами.
Мы выезжаем из Баку, рисуя в воображении города, которые увидим впервые. В целом, посещение Карабаха всегда волнительно, даже если приезжаешь сюда не в первый раз. Прежде всего, потому что каждый раз видишь что-то новое - земли преображаются, прокладываются широкие дороги и железнодорожные пути, возводятся новые здания, разбиваются парки, строится другая инфраструктура. Одним словом, истинные хозяева вернулись, и с заботой и любовью восстанавливают все с нуля, все, что было разграблено, разрушено и осквернено.
Видим указатели «Шуша», «Лачин», «Ханкенди» и другие. Помню, как раньше мы печально вздыхали, считая километры: так близко и так далеко одновременно. Было больно, очень больно, что «рукой подать», но даже не подъехать близко.
Неописуемое чувство – мы теперь путешествуем по всей нашей республике, можем приехать в любую точку нашего суверенного Азербайджана. Сердце стучит чаще, ведь это – не сон! И возникает ощущение, что все это не с тобой, и приходит понимание и осознание проделанной огромной работы – и на политическом поле, и на поле боя. И происходящее здесь масштабное возрождение – это реальность. Проснуться в Ханкенди – тоже уже не мечта.
Освобожденные территории меняются на глазах - и физически, и духовно.
Идут работы по восстановлению разрушенной инфраструктуры, включая дороги, мосты и коммуникации.
Претворяется в жизнь программа «Великое возвращение», что требует создания новых жилищных условий и социальных объектов.
Открываются новые возможности для сельского хозяйства, туризма и других отраслей экономики. Регион располагает огромным потенциалом для развития, учитывая его природные ресурсы.
Установление контроля и охраны правопорядка на освобожденных территориях имеет решающее значение для обеспечения стабильности в целом. И все эти пункты успешно реализуются.
В ходе нашей поездки, целью которой было познакомить ребенка с освобожденными территориями, мое внимание привлек один нюанс, о котором я расскажу.
Мы не прививаем своему ребенку ненависти к нации, представители которой держали под оккупацией наши территории, разрушили и разграбили их. Мы лишь рассказываем ребенку, что данная территория была незаконна захвачена и освобождена в результате войны, и сейчас мы можем сюда приезжать на своей машине когда захотим.
Но, похоже, армянским детям и молодежи прививалась ненависть, проводились программы националистической или антагонистической направленности.
Доказательство тому – книги, пособия, которые я увидела в одном бывшем центре. Сначала мне показалось, что это реабилитационный центр для детей-сирот, поддерживаемый, читайте – спонсируемый, европейцами. К такому выводу я пришла судя по детским пособиям, книгам и рисункам. Примечательно, что на одном из них фамилия автора была Алиева…
Позже, уже в Баку, сделав небольшой ресерч, я выяснила, что находилась в так называемом общественном пространстве «Hub Artsakh».
Дальше – больше. Оно появилось после войны, летом 2021 года, под руководством Шушаны Кешишян, репатриантки из Ливана.
Сообщается, что Шушан, которая переехала в Армению, а затем в Карабах из Бейрута, «понимала важность создания благоприятной среды для молодых умов».
«Hub Арцах стал моим домом. Каждый уголок был сделан с любовью и заботой. Наше пространство всегда было наполнено радостью, а наша команда каждый день работала на благо общества и Арцаха, даже во время блокады», - говорила она. Интересно, какое отношение имеет ливанская армянка к нашему Карабаху?
Итак, наряду с развивающими пособиями, книгами, красками и мелками, в центре можно встретить, например, «отчет о ксенофобии в Азербайджане», подготовленный в феврале 2021 года, то есть, после окончания Второй Карабахской войны. Примечательно и показательно то, кто выступил «спонсором» данного лживого отчета. Тут мы можем увидеть и Transparency İnternational, и Хельсинкскую ассоциацию, и ряд различных НПО.
Как можно охарактеризовать сей факт? Центр работал как прикрытие для других сил? А детям, молодежи прививалась ненависть к азербайджанцам и всему азербайджанскому? А может стоило рассказать им, что они оказались в таком положении не из-за азербайджанцев, а из-за сепаратистской хунты, годами промывающей мозги людям и скармливающей их бредовыми идеями о «великой Армении»?
А вот и очередная книга «Это Арцах!» Простите, что такое «арцах»? Покажите на карте. Нет такого понятия и быть не могло по определению.
А в данном сборнике «комиксы художников из Нагорного Карабаха». Вот, пожалуйста, один из комиксов - азербайджанский боец с шевроном в форме азербайджанского флага. Надпись гласит: «Mən hamınızı öldürəcəyəm» («я убью всех вас»).
Вот этим питали молодежь? И это в условиях так называемой «блокады». Вы и книги публиковали, да еще в Москве! «Блокада» говорите?!
Ложь, лицемерие, спекуляция жалостью – вот что это такое.
Уходя аккурат 19 сентября 2023 года, в день начала антитеррористической операции, вы оставили надпись: «Мы вернемся».
Остались бы. Если бы это был ваш законный дом. Но в том качестве, о котором вы мечтаете – никогда! Флаг Азербайджана будет развеваться тут вечно. Восклицательный знак, и ни слова больше.
В заключение хочется отметить, что освобождение Ханкенди от сепаратистов открывает множество возможностей для региона. Во-первых, устранение сепаратистского контроля приведет к улучшению политической ситуации и большей стабильности в регионе, что будет способствовать долгосрочному миру.
Во-вторых, экономическое развитие. Освобожденные территории реинтегрируются в экономическую систему страны, что придаст импульс вложению инвестиций, созданию рабочих мест и развитию инфраструктуры.
Возвращение беженцев: сюда вернутся люди, покинувшие регион в ходе конфликта. Это поможет восстановить демографический баланс.
Безопасность. Устранение конфликтной составляющей привело к улучшению безопасности в регионе, что важно как для региональных, так и для соседних стран.
Развитие инфраструктуры. Освобождение способствует восстановлению и улучшению транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.
И хочу завершить свое небольшое эссе цитатой Президента Ильхама Алиева, озвученной на встрече со студентами и преподавателями Карабахского университета 20 сентября 2024 года: «Ханкенди – наша историческая земля, и я уверен, что в Азербайджане это знают все. В мире тоже знают, что город Ханкенди был древним азербайджанским поселением, о чем свидетельствует его название – Ханское село».
А кто сомневается - придется вызубрить!