Иран – «негодяй» или «изгнанник»?
Еще в ХХ веке, с подачи американского эстеблишмента, в международной политической фразеологии укоренилось несколько весьма примечательных терминов, описывающих государства в то или иное время представлявшие опасность для устоявшегося миропорядка.
Некоторые из этих терминов, фактически ставшие нарицательными, и сегодня не теряют своей актуальности.
Согласно «Стратегии национальной безопасности» США (сентябрь 2002 года) «государствами-негодяями» (или по российской версии - «изгоями») можно назвать государства, которые не только жестоко обращаются с собственным народом, но и демонстрируют откровенное неуважение к международному праву, угрожают соседям, хладнокровно нарушают подписанные международные соглашения, пытаются получить доступ к оружию массового поражения для использования в качестве угрозы или реальной агрессии и, наконец, оказывают помощь терроризму в глобальном масштабе, отвергая базовые человеческие ценности.
Список таких государств периодически менялся, однако были в нем и те, кто отличался завидным «постоянством. Среди последних, южный сосед Азербайджана – Исламская Республика Иран.
Если попытаться провести небольшой «тест» на соответствие Ирана упомянутым выше характеристикам, можно воочию убедиться в том, что причисление данной страны к списку «государств-негодяев» вовсе не случайность.
О достаточно жестком обращении с собственным народом наглядно свидетельствуют события новейшей истории исламской республики. И речь в данном случае даже не о тотальном унижении 25 млн. этнических азербайджанцев, которые не имеют возможности получать образование на родном языке, а также подвергаются серьезному давлению, целью которого является уничтожение их исторического самосознания.
В данном контексте уместнее упомянуть события, последовавшие вслед за оглашением результатов «сфальсифицированных президентских выборов» (как их окрестило международное сообщество и иранская оппозиция) летом 2009 года.
Тогда сотни тысяч сторонников Мир-Хоссейна Мусави вышли на улицы по всей стране, что привело к серьезным столкновениям с полицией, в результате чего множество граждан, выражавших свой протест, было ранено, а несколько человек даже погибло. «Иранскую революцию» буквально забили дубинками.
Что же до уважения норм международного права, то наиболее показательным примером в данном контексте является «эпопея» иранской ядерной программы, которая не только ставит перед собой цели далекие от «норм межправа», но и является откровенным издевательством Ирана над мировым сообществом.
Можно пропустить довольно-таки длинный рассказ о том, сколько раз Иран имитировал намерение сотрудничать с инспекторами Международного агентства по атомной энергии, и сколько раз демонстрировал обратное. В контексте данной статьи было бы уместнее отметить то, что Иран, по сути, скрывает от международного сообщества свои ядерные разработки, не допуская инспекторов МАГАТЭ, полагающих, что Иран стремится к разработке ядерного оружия, на соответствующие объекты.
Напомним, что Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) заявило, что обладает информацией, указывающей на проведенные Ираном испытаний, «которые связаны с разработкой ядерного взрывного устройства». Именно это заявление стало началом нового витка напряженности в иранском вопросе.
По сути, декларируя на словах свою приверженность данным форматам сотрудничества в ядерной сфере, на деле Иран попросту игнорирует их требования, проявляя крайнее неуважение к нормам международного права и бесцеремонно нарушая подписанные международные соглашения.
Говоря о ядерной программе Ирана, уместно поговорить и об отношении Ирана к окружающим его соседям.
Риторика исламской республики в адрес соседних государств никогда особой «миролюбивостью» не отличалась. Иран на протяжении десятилетий заявлял о своих претензиях на территории арабских стран, находящихся у берегов Персидского залива. И если с ОАЭ разногласия упирались в «спорные» (оккупированные Ираном в 1971 г.) острова в Ормузском проливе, то, Бахрейн, согласно заявлению советника верховного духовного лидера Ирана аятоллы Хаменеи является вообще «14-й провинцией» этой страны. Похожие абсурдные заявления иранских мулл разного пошиба, время от времени озвучиваются и в адрес Азербайджанской Республики, которая по версии иранских дилетантов от истории является частью Ирана. Азербайджанские историки неоднократно отвечали на подобные абсурдные претензии, на фактах доказывая их несоответствие действительности. Напротив, история иранского государства показывает, что на протяжении многих веков иранская государственность представляла из себя образования, созданные азербайджанскими тюрками, чье правление в определенные периоды истории объединяло Северный и Южный Азербайджан. Так что, кто чьей частью является на самом деле – это еще большой вопрос.
Однако, если заявления иранских мулл и депутатов, устами которых озвучиваются претензии к соседям, неоднократно дезавуировались на уровне МИД, то понять логику иранской стороны в инцидентах с намеренным издевательством над символикой Азербайджанской Республики оправдать крайне сложно.
Месседжи, озвученные в ходе встреч азербайджанского министра с иранским коллегой и президентом этой страны отличались позитивным настроением и были нацелены, скорее, на развитие сотрудничества, нежели на нагнетание и без того непростой атмосферы. Однако… на фотографиях, опубликованных в СМИ, можно было видеть, что азербайджанский флаг намеренно был представлен в перевернутом виде, а то и вовсе отсутствовал (в то время как флаг Ирана на заднем плане был представлен). Вкупе с многочисленными угрозами и попытками Ирана вмешиваться во внутренние дела Азербайджана, все это выглядит как откровенная провокация, что, впрочем, неудивительно.
Нагнетание отношений с соседними государствами, не разделяющими неадекватное поведение Ирана на международной арене, - излюбленный прием Тегерана, для перенаправления внутреннего недовольства на внешние «раздражители». Так, недавно Иран недвусмысленно намекал на возможные удары по турецким землям, попутно обвиняя Турцию в предоставлении своей территории для подготовки ударов по Ирану (заявления турецкой стороны о невозможности подобного развития событий, во внимание не принимались). А «классические» обвинения в адрес Израиля (по иранской версии – «исчадия Сатаны») во всех смертных грехах и вовсе стали притчей во языцех. Дошло до того, что Иран (попутно разрабатывая ядерное оружие) неоднократно заявлял о том, что Израиль должен быть стерт с лица Земли. Видимо с этой целью иранская сторона спонсирует террористов разного пошиба, среди которых особой прытью отличается радикальная группировка «Хезболла». Впрочем, иранские шпионы «орудуют» по всему региону, о чем свидетельствует вот уже второй случай, когда в Азербайджане задерживается группировка связанная с Корпусом стражей исламской революции (SEPAH), планировавшая теракты против американцев и израильтян в Баку.
В данном случае речь уже идет не просто о враждебном отношении к соседям по региону, а о натуральном отрицании базовых человеческих ценностей.
Такие государства, несомненно, не могут считаться «изгоями», поскольку мировое сообщество отчетливо демонстрирует намерение идти с ними на контакт, договариваться по наиболее важным вопросам, часть из которых была упомянута в данной статье.
Однако, Иран, и его «коллеги по клубу», явно не нацелены на сотрудничество, а, напротив, продолжают нагнетать обстановку, фактически ходя по лезвию бритвы.
В такой ситуации ответить на вопрос, кто они, эти государства – «негодяи» или «изгои», совсем не сложно.
1news.az