Zeit Online: Недоверчивая близость
Несмотря на все сложности в отношениях между обеими странами, Россия «переоткрыла» для себя Иран как партнера и ключевое государство для локализации американского влияния
Упрямство президента Махмуда Амадинеджада, который не склоняет голову перед международными требованиями прекратить обогащение урана, исчерпало даже русское терпение. Согласно анонимным источникам из правительства, председатель Совета безопасности Игорь Иванов сообщил Ирану, что Россия не будет поставлять в течение столь длительного времени горючее для атомной электростанции в иранском Бушере, до тех пор пока обогащение не будет остановлено.
Разочарование в Москве ощутимо, так как Тегеран принципиально ставит под сомнение русское влияние на международные конфликты.
Иран геополитически и экономически знаменательный сосед для России на Каспийском море. Москва переоткрыла для себя мультивекторную политику после разочарования в сотрудничестве с Западом, и в частности с США.
Она должна воспринимать эту страну не только как энергопоставщика, как делают многие страны мира, но и как дипломатического посредника в Центральной Азии и на Среднем Востоке.
При этом Иран предстает в качестве ключевого государства для локализации американского влияния. Местная власть могла бы получить дополнительное влияние после крушения Ирака.
Москва находится в отношениях согласия с Ираном, где проживает больше чем 20 млн. этнических азербайджанцев, а также с другими исламскими государствами, простирающимися от центральноазиатской республики Таджикистана, через Азербайджан и до северного Кавказа.
При будущем разделении энергоресурсов на Каспийском море Иран играет ключевую роль. Почти миллиард долларов получила Россия от строительства АЭС в Бушере. Это оказало огромную помощь русской атомной промышленности как первый зарубежный проект после развала Советского Союза. Как закупщик русского оружия, в том числе ракет противовоздушной обороны типаTOR-M1 для защиты новой АЭС от воздушных налетов, Иран имеет потенциал, который может вывести его на третье место после Китая и Индии по закупке оружия у России. Экспорт оружия Ирану выгоден Кремлю как источник дохода и как символ независимой внешней политики.
Россию с Ираном связывает общая история в «недоверчивой близости». Победив в русско-персидской войне, она преподнесла царю богатую добычу из персидского государства в 1828 году: часть Грузии, северного Азербайджана и восточной Армении. Персия окончательно подпала под русскую сферу влияния. В 1907 году имперская Россия и Великобритания разделили эту страну между собой: на севере господствовали русские, на юге - британцы. Персия оставалась сферой влияния Советского Союза и во Второй мировой войне (занятый Советскими войсками северный Иран).
Сегодня Россия, окрепшая благодаря своему газу и нефти, предстает третейским судьей в споре по иранской атомной программе. Москва хотела бы уважаемой в мировом сообществе. Ее сила вытекает также из слабости Запада. Рейтинг Америки «растерялся» после крушения Ирака, и ее международное влияние постепенно исчезает. Вступление НАТО в Афганистан, который зависит от кооперации России, привязывает западные силы к военной интервенции с неизвестным исходом. Планы противоракетной обороны, о которых Вашингтон ведет двусторонние переговоры с Прагой и Варшавой, раскалывают Европу: выдвинуто предложение о вынесении вотума недоверия союзникам НАТО.
Сумеет ли внешняя политика России сделать большее, чем всюду демонстрировать «мину великой державы»? До сих пор политический потенциал Москвы проявлялся больше в «предотвращении» и «препятствовании», нежели в «конструировании».
Присутствие ядерного соседа Ирана не в интересах России. Прагматичные чиновники, выстраивающие внешнюю политику, советуют, чтобы конфликты с США не заходили слишком далеко. С другой стороны, Россия не хотела бы ссориться с Ираном, чтобы не сделаться в глазах государств на Среднем Востоке и Центральной Азии «партнером» Америки. Итак, Москве предстоит совершить чудеса эквилибристики.
Перевод:1news.az