Дети – это не мини-люди с мини-правами
В течение этой недели, как минимум, трое детей будут жестоко убиты родителями или опекунами в любой из богатых, европейских стран. Эти дети – жертвы слишком легко признаваемого насилия – насилия, которое выносится в заголовки газет на короткий момент, затем пропадает, это всего лишь шокирующая цифра в мире, полном шокирующей статистики.
Эти смерти – это всего лишь верхушка ужасающего айсберга. Под водой скрыт еще более тревожный факт: центр Innocenti в UNICEF, который собрал эти ужасающие статистические данные, подсчитал, что в течение следующих двенадцати месяцев около 3,500 детей младше 15 лет умрут в результате физического насилия и беспечности в самых богатых странах мира; в год один миллион детей продается через международные границы, и один из каждых десяти детей сталкивается с насилием и издевательствами в школе.
Эти цифры слишком высоки для эпохи, считающей себя цивилизованной. Именно поэтому Совет Европы – защитник прав человека в Европе – начинает кампанию, чтобы защитить права детей и остановить насилие.
Комитет Социальной Хартии Совета Европы предъявил, пожалуй, самое страшное обвинение данной ситуации, когда изучал случаи применения телесного наказания к детям. В ней говорится, что дети, как наиболее уязвимые существа, менее всего защищены. Взрослый человек, ударивший взрослого, будет осужден, подвержен критике, даже призван в суд - в то время как детей безнаказанно шлепают и бьют, и никто не вмешивается. Это означает, что ребенок – слабый и маленький – живет с ограниченными и ослабленными правами человека.
Но дети – это не мини-люди с мини-правами. Без арсенала средств, присущего взрослым, и без способности защитить себя, они более других нуждаются в соответствующей и систематической защите. Как юристу, работающему в области прав человека, работающему в главной европейской организации, призванной защищать эти права, мне часто выпадала роль защитника прав детей. И мне стало ясно, что, хотя мы - взрослые – устанавливаем законы для защиты наших детей, эти законы редко соблюдаются надлежащим образом. За пределами страниц юридических текстов дети все еще остаются безмолвными жертвами.
Название нашей кампании «Строим Европу для детей и вместе с детьми» не случайно – мы хотим отразить тот факт, что мы, взрослые, не навязываем молодому поколению свои понятия, что у детей есть голос, который должен быть услышан и есть право на поддержку и защиту со стороны тех, кто старше.
На мой взгляд, это один из основных принципов, лежащих в основе нашей кампании, разработанной для детей и молодых людей. Наша программа была запущена в Монако 4 и 5 апреля 2006г., и с этого момента в процесс вовлечены дети и молодые люди; они принимают участие во всех конференциях и семинарах. Параллельно с материалами, созданными для взрослой аудитории, созданы и материалы, соответствующие потребностям детей и подростков, особенно это касается материалов, помогающих им понять тексты, объясняющие их права, без этого эти материалы были бы непонятными и бесполезными для них – реликвия из мира взрослых, которая не принимает их в расчет.
Наша программа, которая продлится три года, изменит подход, в соответствии с которым закон обращается с детьми, и не только с точки зрения европейского права. Я бы хотела видеть Европу, где в судах справедливо обращаются с детьми во всех странах, где они участвуют в процессах, которые могут иметь прямое влияние на их жизни. Решения, принятые Европейским Судом по Правам Человека, уже проделали определенную работу в этом направлении, но нужно сделать еще больше, если мы хотим, чтобы к детям применялись равные права. Другой тревожный момент – это то, что Комитет против Насилия Совета Европы обнаружил проблемы с тем, как обращаются с молодыми правонарушителями в тюрьмах и местах заключений в Европе. Эти вопросы должны быть решены раз и навсегда.
Когда пытаешься разобраться в вопросах отсутствия защиты, доступной детям, становится ясно, почему волна насилия против детей не спадает. Существующие законы просто не переводятся в реальность, и чтобы это случилось, нужны фундаментальные изменения. Но законы должны соответствовать изменениям в умах людей. Меня часто шокируют факты, когда я вижу исследования, проведенные среди родителей в странах, где все еще считается законным бить ребенка, они показывают, что насилие по отношению к детям все еще часто встречается. Например, исследования в Британии показали, что почти четверть молодых матерей считают вполне приемлемым шлепать совсем маленьких детей. Как правозащитная организация, Совет Европы имеет на этот счет очень строгую точку зрения – подобное насилие недопустимо. Решения Европейского Суда задали тон, осудив подобные действия и призвав правительства ввести законы, чтобы подобные явления навсегда остались в прошлом. Наша программа сделает еще один шаг вперед, призвав к запрету на телесные наказания в быту во всех 47 странах-членах Совета Европы – это серьезный шаг к снижению уровня насилия.
Насилие дома тем более коварно, что это место, где дети надеятся чувствовать себя в безопасности, защищенными и любимыми. Дом – это область, которую Совет Европы выбрал для изучения, и в то же время мы наблюдаем насилие в школах, учреждениях, в обществе, в медиа и в киберпространстве. Последняя область стала предметом особого беспокойства с 1996 года, когда Совет Европы включился в работу первого Всемирного Конгресса против Сексуальной Эксплуатации детей. Мы защищаем права детей быть свободными от угрозы сексуальной эксплуатации и оскорбления. Наша Конвенция о киберпространстве уже установила пути, по которым европейские страны могут действовать сообща против педофилии и жестоких банд, промышляющих детским порно, с появлением доступа к Интернету на мобильных телефонах, положения конвенции расширились для защиты детей и молодых людей при помощи новых технологий. Что еще более значительно – Совет Европы приближается к созданию конвенции против сексуальной эксплуатации, цель ее – укрепить европейские страны в борьбе против насилия. Скорее всего, для этого потребуется добавить законы об экстра-территориальности в законодательство каждой страны, что будет означать, что граждане страны, нарушающие права детей за пределами территории данной страны, могут столкнуться с судебным обвинением, когда они прибудут домой. Другое важное условие – установить закон о сроках, так чтобы ребенок, в отношении которого нарушены права, мог бы впоследствии подать в суд иск на своего обидчика.
Но опыт показывает, что собрания юридических текстов недостаточно для изменений. Поэтому наша кампания ставит целью вынести этот вопрос на всеобщее обсуждение, чтобы каждый европейский житель, повсюду, нес личную ответственность за судьбы молодого поколения, а также дать молодым людям и детям возможность построить свое собственное будущее – со взрослыми и для взрослых.
Мод де Бор Букиккио
Заместитель Генерального Секретаря Совета Европы
1news.az