Сорок дней без Хикмета Мирмамедли | 1news.az | Новости
Lifestyle

Сорок дней без Хикмета Мирмамедли

14:50 - 30 / 06 / 2007
Сорок дней без Хикмета Мирмамедли

«Споры в нашей семье возникали только на творческой почве», – сказала в эксклюзивном интервью 1news.az Наиля Мирмамедли

Сегодня сорок дней со времени ухода из жизни талантливого композитора Хикмета Мирмамедли, для многих ставшей настоящим ударом, после которого не только близкие, но и все, кто его знал, не могут прийти в себя. Тем более это стало ударом, что его семья едва-едва начинала оправляться от горя, свалившегося на нее несколько лет назад, когда в море утонул их старший сын.

Впервые с тех пор Хикмет муаллим и Наиля ханум позволили себе порадоваться жизни, когда в прошлом году у них родился сын и семья понемногу начала вставать на ноги. Они по-прежнему сочиняли музыку и как педагоги воспитывали талантливых исполнителей, строили большие планы, но…

Наиля ханум посвятила памяти мужа песню и снялась в клипе – «Севги хекяйяти», которую сняла Ульвия Кенуль. Этот клип невозможно смотреть без слез – он собран из домашней хроники супружеской пары, из телевизионных передач, где они выступали… И глядя на эти кадры, Наиля ханум со слезами говорит:

- Это было так недавно… Неужели все ушло безвозвратно и так скоро?

Я и не заметила, как, оказывается, пролетела жизнь…

– А как начиналась ваша семья, как сложился ваш творческий союз? 

- Это произошло в 1983 году, тогда я была студенткой АПИ. Для того чтобы иметь какой-то опыт работы, отец устроил меня пианисткой в ансамбль «Хаял» к своему другу Надиру Бабаеву. Однажды в коллективе начали говорить, что из армии вернулся их бывший пианист – Хикмет. Я почувствовала себя неловко – а вдруг окажется, что я играю хуже него? Очень захотелось доказать всем, в том числе и Хикмету, что я лучше. Мне почему-то показалось, что руководство коллектива намеревается со мной попрощаться, и я решила опередить их, заявив, что отец не хочет, чтобы я работала. Через неделю должен был состояться концерт нашего коллектива, а Хикмет не знал репертуара. «Ведь он у вас такой способный, что для такого вундеркинда неделя!!!», – иронично и с вызовом сказала я Надиру Бабаеву, но он уговорил меня разучить с Хикметом новый репертуар. Так мы познакомились и в течение недели стали близкими друзьями.

Он был внимательным и спокойным, а я, представьте, принялась искать ему невесту! Впрочем, Хикмет каждый раз под разными предлогами отклонял мою очередную кандидатуру и при этом говорил: «Мне нужна невеста такая, как ты». Но я не понимала, что он имеет в виду... Постепенно дружба переросла в более глубокое чувство. Когда мы познакомились, то даже не знали, что станем композиторами. Мы продолжили учебу на теоретическом отделении Бакинской музыкальной академии. Там же, по совету музыковеда Ханлара Меликова и композитора Сулеймана Алескерова начали заниматься в классе композиции у маэстро Тофика Кулиева – гордимся тем, что мы ученики этого великого мастера…

– Кажется, и он гордился вами...

- "Своими песнями мы должны воспитывать зрителя, - часто повторял Тофик муаллим. - Если отнимаем пять минут времени у слушателя, то обязаны дать что-то взамен..."

Однажды у Тофика Кулиева спросили: «Что вы можете сказать о своих учениках?». Он ответил: «У меня только два ученика – Наиля и Хикмет Мирмамедли. Единственное, что могу пожелать им, чтобы не сворачивали с выбранного ими пути».

Мы тогда, будучи студентами, не понимали смысла этих слов. Во время занятий часто наигрывали учителю свои новые сочинения, и если ему что-то не нравилось, он возмущался, говорил, что в этой песне нет ничего от нас, заставлял искать свою дорогу в творчестве. Прослушав песню, он сразу определял, кто написал ее: Хикмет или я...

– Если не в творчестве, то чисто внешне вы очень похожи друг на друга. Вам никогда не говорили об этом?

– Говорили, и не раз. Многие думают, что мы родственники, но это не так. Есть народная пословица: «Ернян арвадын торпагы бир йердян гетюрюлюб».

Когда родители Хикмета пришли свататься, я спряталась в кухне и вдруг слышу радостные возгласы в комнате: оказывается, наши мамы учились в одном классе. В 1984 году мы обручились, а через год зарегистрировали свои отношения в ЗАГСе. Вскоре родился первенец – Сеид Гусейн – мальчик занимался игрой на фортепиано и вокалом…

– Не сложно было двум композиторам в одном доме?

– У нас в семье все споры возникали только по творческим проблемам. Ведь первыми слушателями произведений друг друга становились мы сами, и если, например, мне не нравился какой-то переход, то я заставляла Хикмета поработать над этим местом, а он сдавался не сразу. А когда он меня просил изменить что-то, то подолгу не соглашалась с ним я. Могла при нем что-то поменять, а когда он уходил, возвращалась к первоначальному варианту.

В семье у нас последнее слово оставалось за мужем. Например, в советское время я получала много заманчивых предложений выехать на работу в соседние республики, но отказывалась от них ради семьи. Мы всегда помогали и поддерживали друг друга и в работе, и в семейных делах.

Если я сидела за роялем, а в этот момент кто-то из детей просил чай или еду, то Хикмет мог спокойно поухаживать за малышами, налить чай и себе – знал цену творческому труду, понимал, что такое возникшая идея или конкретная мысль –сбившись, потом уже не вспомнишь…

Сегодня мне очень сложно говорить о Хикмете в прошедшем времени - я человек верующий и понимаю, что все, что происходит с нами, - промысел господа. Видимо, то, что случилось с ним, - еще одно испытание, посланное мне Аллахом...

Сеймур Закаряев, 1news.az

Поделиться:
1886

Последние новости

Все новости

1news TV