Две ПРО в Европе – американская и региональная
Не исключено, что в Европе будут созданы две ПРО – американская и совместная региональная. По большому счету, считает ряд экспертов, инициативы российского президента Владимира Путина серьезно не нарушают американских планов по развертыванию в Восточной Европе своей ПРО.
США не отвергают инициатив российского президента относительно ПРО. США просто пытаются их адаптировать в свою концепцию стратегической обороны, не трансформируя при этом структуры самой обороны.
Свидетельством тому - недавние заявления госсекретаря США Кондолизы Райс и ее помощника по политическим вопросам Стивена Муна. По их словам, в Вашингтоне не намерены рассматривать российские предложения об использовании РЛС в Габале как альтернативу американской ПРО в Европе, а намерены вести диалог с Москвой о том, как интегрировать эту РЛС в свою систему.
Такая позиция США в отношении инициатив российского президента Москву, понятно, не устроит. Ведь суть предложений Путина Джорджу Бушу, с которыми он вышел на саммите «большой восьмерки» в Хайлигендамме, в том-то и заключалась, чтобы арендуемую Россией у Азербайджана РЛС в Габале использовать совместно с США в качестве альтернативы размещению элементов американской ПРО в Чехии и Польше.
Но это только одна из инициатив российского президента. Другие также не менее, если не сказать «более», значимы, чем совместное использование Габалинской РЛС.
Так по итогам встречи с Бушем в Кеннебанкпорте Путин высказался за расширение числа участников консультаций по ПРО за счет «пула заинтересованных европейских стран» и предложил, чтобы консультации эти проходили на площадке Совета «Россия – НАТО».
Наконец, Путин предложил реанимировать в Москве российско-американский Центр обмена информацией от РЛС Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) при совместном использовании строящейся такой РЛС под Армавиром. А также расширить рамки функционирования московского Центра обмена информацией, открыв аналогичный Центр в Брюсселе.
Официальный Вашингтон относительно этих предложений пока молчит, и трудно понять, то ли все еще просчитывает для себя их перспективу, то ли уже предпочел тактику мягкого торпедирования. Хотя американские эксперты и отмечают обоюдную заинтересованность работать на площадке Совета «Россия-НАТО» над созданием регионального проекта ПРО, в то же время призывают не строить особенных иллюзий на этот счет в виду сложности проблемы.
По общему мнению, инициативы российского президента в случае их реализации делают ПРО международным проектом. С одной стороны, это позволило бы снять большую часть озабоченностей и взаимных подозрений, а с другой сделает неизбежным и обмен технологиями. Возможно, именно это обстоятельство неизбежности обмена технологиями и смущает Соединенные Штаты? Ведь точно, что у США в сфере технологий ПРО есть немало такого, чем вряд ли они намерены делиться с кем-то другим?
Скорее всего, США не откажутся от своего плана по созданию в Европе третьего позиционного района. Пока контуры регионального международного проекта будут с трудом вырисовываться в ходе консультаций и встреч глав внешнеполитических и оборонных ведомств, они начнут размещение базовых элементов своей ПРО в Чехии и Польше.
Неслучайно же заявила Кондолиза Райс, что США в вопросе размещения ПРО в Чехии и Польше «должны двигаться вперед».
Но и ее последующие слова о том, что область ПРО – это та самая сфера, в которой российско-американское сотрудничество может «совершить гигантский рывок вперед», тоже не следует считать просто попыткой подсластить пилюлю для российской стороны.
Судя по всему, США действительно намерены в вопросе создания ПРО в Европе работать над двумя проектами одновременно – чисто американским и совместным региональным.
Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА-Новости